Надувная лодка. Виды и устройство. Работа и применение. Как выбрать

Классификация надувных лодок

Прежде чем выбрать резиновую лодку, необходимо разобраться с их классификацией. Существует масса признаков и характеристик, по которым можно сгруппировать плавсредства. Не будем останавливаться на всех подряд, рассмотрим лишь основные критерии:

  • материал;
  • наличие транца;
  • особенности баллонов, тип пола;
  • защита баллонов, вид клапанов.

Раньше подобные судна делались из резины. В последние десять лет ее полностью вытеснил ПВХ. Поливинилхлорид – современный материал, обладающий рядом преимуществ:

  • легкость;
  • прочность;
  • износостойкость;
  • долговечность;
  • демократичная цена.

Лодки ПВХ для рыбалки не требовательны к хранению. Этот полимер не гниет от влаги, как резина, его необязательно хранить в надутом состоянии, он переносит низкие температуры. Сегодня, говоря лодка резиновая, подразумевают изделие из поливинилхлорида.

Все современные конструкции резиновых лодок для рыбалки по наличию транца можно подразделить на:

  • Лодки ПВХ гребные – без транца, предназначены исключительно для перемещения на веслах;
  • Моторные лодки ПВХ с транцем для использования подвесного мотора;
  • С подвесным транцем используются с электромоторами либо маломощными подвесными двигателями мощностью до 5 л.с.

От количества и расположения отсеков в баллонах зависит безопасность и живучесть плавсредства. Одноместная резиновая лодка имеет один-два независимых отсека – носовой и кормовой. Судно, рассчитанное на двух-трех рыболов и подвесной двигатель, состоит из трех-четырех отсеков. Большие вместительные катера, например лодки для морской рыбалки, могут иметь больше несвязанных друг с другом отделений.

Надувные гребные лодки имеют надувное дно либо реечный пол. Это самые простые варианты, позволяющие удешевить изделие. Для целей и задач, под которые их изготавливают, этого вполне достаточно.

Надувные лодки ПВХ под мотор комплектуются следующими видами палуб:

  • Слан-книжка. Представляет собой фанерный пол, состоящий из трех-четырех частей, соединенных между собой. Рекомендуется под двигатели до 10 л.с.;
  • Пайол. Состоит из 4–6 отдельных элементов, которые собираются между собой с помощью боковых направляющих, обеспечивающих их жесткость и плотное соединение. Используют на суднах под моторы от 10 л.с.;
  • Надувной днищевой настил. Состоит из герметичной полимерной ткани, обеспечивающей высокую жесткость и надежность полу. Используется с моторами от 5 л.с. и выше. Можно применять в качестве матраца для плавания либо сна в палатке.

Какая лучше лодка для рыбалки? С плоским дном либо килевая. Первый вариант актуален для ужения на веслах либо с подвесным двигателем до 5–7 л.с.

Второй подходит для мощных моторов, развивающих большую скорость, предназначенных для длительных перемещений. Многие виды надувных лодок имеют защиту бортов и днища. По бокам баллонов принято устанавливать привальный брус, предохраняющий от случайных ударов, отсекающий брызги воды. Для защиты дна на нем размещают редан. Он убережет от контактов с ракушкой, галькой, ветками и прочими острыми предметами, уменьшает трение, повышая скорость движения.

Если указанной защиты нет, ее монтируют отдельно. Некоторые рыболовы занимаются вопросом сами. Лучше довериться профессионалам. Подобный тюнинг лодки ПВХ для рыбалки значительно продлит срок ее службы, повысит безопасность, надежность.

Многие рыболовы делают поверхностный тюнинг ПВХ лодки для рыбалки своими руками. Он подразумевает установку держателей под удочки, кронштейнов под их хранение, транцевых колес, крепежного блока под эхолот, замену стандартных сидений на комфортные усиленные, прочие полезные мелочи.

Правильно выбрать лодку ПВХ нельзя без проверки ее клапанов. Они бывают лепестковыми, воздушными и резиновыми. Лучшие лодки ПВХ для рыбалки дополнительно оснащаются аварийным клапаном для сброса избыточного давления, которое появляется в результате нагрева баллонов либо резкого сильного удара о препятствие.

1 Аква Мастер 300 TP L

Эта вместительная 3-местная надувная лодка позволяет без труда совершать долгие водные переправы, рыбачить или идти на охоту. Она имеет 3 отдельных гермоотсека, между которыми натянут каркас, выполненный в форме мешка, что максимально повышает безопасность пассажиров. Судно останется на плаву, если один или два отсека повреждены. Материал корпуса ПВХ имеет плотность 1100 г/м2 и настолько прочен, что способен выдерживать столкновения с серьезными препятствиями. При этом само изделие весит всего 28 кг.

Также есть возможность установки бензинового мотора с мощностью до 5 л. с, что облегчает передвижение в воде. Дополнительное оснащение выступающим ребром уменьшает количество брызг во время хода. Сиденья регулируются за счет крепления на мягкие направляющие – особенно удобно для людей с разным ростом. В отзывах также отмечается предусмотрительность изготовителя – лодку удобно транспортировать в надутом состоянии благодаря впаянным трем рукояткам.

Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!

Дно лодки: типы и виды

По типу использования материала, и конструктивным особенностям, дно лодки разделяют на три типа:

  • надувной;
  • реечный настил;
  • жесткий пол (пайол).

Все три варианта имеют свои качества и недостатки. Выбор определенного вида характеризуется назначением лодки и тем, где ее будут использовать.

Надувной пол – самый старый представитель класса, используемого в лодках из ПВХ. Но современные материалы, из которых они изготавливаются (air deck), не уступают по практичности жестким настилам. Но все же, если вы приобрели лодку с таким дном, эксплуатировать ее нужно аккуратнее. И такие модели, обычно не используются с подвесными моторами.

Реечный настил, в простонародье называемый – книжка. Его чаще используют для средних по величине моделей. Изготавливается из листов влагостойкой фанеры, проклеенной с нижней стороны тканью из ПВХ. Характеризуются они некоторыми преимуществами: его можно быстро собрать и также легко убрать, вес у него небольшой, и поэтому его часто не снимают с лодки, транспортируя вместе с ней.

Пайол – самый распространенный вариант устройства пола в надувной лодке. Используется только в больших моделях (более 3 метров), с подвесными моторами. В отличие от других видов, он полностью захватывает дно лодки, обеспечивая жесткость.

Описание

Пластиковая лодка используется в основном для рыбалки, водного туризма. Есть также плавсредства спортивного направления с высокими скоростными показателями. Пластиковые маломерные суда предназначены для передвижения по воде, высота волны которой не превышает 60 см. Сила ветра – не более 4 баллов в соответствии с десятибалльной шкалой.

Пластиковые лодки для рыбалки пользуются наибольшим спросом. Ходовые показатели пластиковой лодки соответствуют показателям алюминиевого судна, но имеют меньший вес и теплопроводность. Основное достоинство корпуса из пластика – его гидродинамика и форма. Прочность материала, также как и у алюминиевых лодок, зависит от квалификации, известности фирмы-изготовителя. Разрушение пластика возникает вследствие таких факторов:

  • усталостная деформация;
  • воздействие ультрафиолета;
  • осмос – скопление влаги в поврежденных местах, приводящее к гидролизу стеклопластика.

Несмотря на это, пластик легко ремонтируется, имеет продолжительный период службы при правильном уходе – до 20 лет. Для лодок из пластика используется несколько его видов:

  • стеклопластик, состоящий из стеклоткани и вяжущих эпоксидных или полимерных составов;
  • углеткань – редко используемый дорогостоящий материал, который применяется для судов спортивного направления;
  • разные типы листовых пластиков, меняющие форму от температуры и давления.

Производство

Пластиковые лодочные корпуса производятся в специально созданных типовых матрицах. Для изготовления стенок корпуса из стекловолокна и углеволокна используется методика, в основе которой заложен принцип папье-маше. Матрица покрывается несколькими слоями сегментов из стеклоткани совместно со связующей массой. Тканевое покрытие придавливается сверху еще одной формой. Так формируются стенки корпуса.


Между двумя частями корпуса остается слой воздуха, обеспечивающий непотопляемость судна. Наружная поверхность корпуса покрывается слоем гелькоута, выполняющего защитную функцию от ультрафиолета и влаги. Качественные характеристики матрицы, гелькоута, сборки, квалификации специалистов являются определяющими факторами срока службы корпуса судна.

Если корпус производится из листового пластика, то применяется давление, температура. После соединения наружной и внутренней деталей корпуса образуется судно с пустотелыми бортами. Это сохраняет его плавучесть. После образования корпуса стеклотканевой и углетканевой лодки производится процесс шпаклевки, шлифовки, покраски. При использовании метода прессования применяется лишь покраска. Тканевая методика позволяет сформировать более высокие борта, крутые обводы корпуса. Углетканевые лодки обладают меньшим весом, но не выносят ударов поперек.

Разновидности

Лодки пластиковые с жестким корпусом различаются по способу управления. Это может быть гребная пластиковая лодка, моторная, моторно-гребная, парусная. По разновидности конструкции существуют такие модификации:

  1. Открытый тип. Используемый на малых водоемах с легким течением. Это пластиковые весельные лодки, их можно оснастить мотором. Топливные баки встраиваются в корпус лодки.
  2. Закрытый тип. Для рыбалки на крупных водоемах, море. Это пластиковые лодки под мотор. Носовая часть скрыта под палубой.
  3. Оснащенные каютами. Такие пластиковые катера имеют хорошую мореходность. Применяются для морской рыбалки.

Гребные лодки. Виды и применение. Как выбрать и особенности

Лодка – одно из наиболее древних транспортных средств. Появилась она намного раньше колесного или салазочного транспорта. В давние времена гребные лодки применялись как средство для транспортировки грузов, рыбной ловли и других полезных дел. Сейчас они используются в качестве прогулочных и спортивных судов. Большинство лодок управляются при помощи весел, но некоторые снабжены парусами или моторами, как вспомогательными или основными двигательными средствами. На некоторые суда, у которых мотор не предусмотрен конструкцией, он навешивается пользователями.

Немного истории

Лодкой считается водоплавающее судно длиной до 9 метров и шириной до 3 метров. Максимальная грузоподъемность лодки составляет 5 тонн. Изначально лодки были только гребными судами, но позже их стали снабжать парусами, а в 20 веке и моторами.

Где появились первые лодки сказать точно нельзя. Однако, ученые предполагают, что первым плавательным судном стал плот. На нем можно было передвигаться по воде безопасно, транспортировать грузы. Но скорость и маневренность плота были не на высоте.

Родиной современных лодок считается Древний Египет, так как именно на территории этой страны были найдены первые свидетельства создания гидродинамических судов. Египтяне изготавливали лодки из папирусных матов, которые можно было изгибать.

В Америке, которую открыли лишь в конце 15 века, индейцы использовали лодки-долбленки. Они, кстати, применяются и до сих пор. Такие суда делались из цельного ствола дерева. Концы его заострялись, а сердцевина выдалбливалась. Такие же лодки делались и в Австралии, причем чаще из больших кусков коры деревьев, стягиваемых лианами или жилами животных.

К особому виду лодок относятся каркасные. Многие народы применяли для изготовления конструкцию из прутьев и обтягивали ее кожей или другими эластичными материалами.

Надувные лодки стали известны чуть позже, но до сей поры не потеряли своей актуальности. Кстати, распространены они стали лишь в 20 веке, только после того, как люди научились изготавливать полимеры. Но герметичные надутые мешки из кожи использовались задолго до этого для транспортировки грузов и передвижения по воде.

Весла были изобретены чуть позже лодок. До этого пользовались длинной палкой, которая, упираясь в дно водоема, применялась как средство отталкивания и управления. А вот парусами стали пользоваться намного позднее. И только в 1836 году изобрели гребной винт в качестве двигателя.

Какие бывают гребные лодки

Сейчас лодки редко применяются в качестве транспорта. Чаще всего они используются как прогулочные или спортивные суда. Классификация их не имеет определенных границ. Чаще всего лодки для спорта разделяют по материалу изготовления и типу корпуса.

Материалом для корпуса могут служить:

По типу основания они бывают моноблочные, катамараны и тримараны. Есть еще разделение по типу днища – плоскодонные, килеватые или комбинированные. Именно от того, каким является дно у лодки зависят ее мореходность, комфорт и устойчивость. Гребные лодки бывают складные и цельные. Это свойство влияет на удобство хранения транспорта.

Спортивные гоночные лодки
Эти суда предназначены для учебы и соревнований. Их можно разделить на:

Основным отличием спортивных лодок является возможность развития большой скорости. Они служат именно для того, чтобы спортсмены могли при помощи мускульной силы, работая веслами, разгоняться до пары сотен километров в час. Лодки для спорта обладают гидродинамическим корпусом, который и обеспечивает хорошие скоростные качества судна.

Академические

Они состоят из киля – горизонтальной изогнутой доски, который расположен от начала до кормы, горизонтальных ребер, служащих для крепления обшивки и скрепляющих шпангоутов. Эта часть служит для скрепления поперечных ребер и обшивки. Носовая и кормовая части академических лодок сверху затянуты непромокаемым материалом – палубой.

Отличительными признаками академических лодок являются соотношение длины и ширины. Оно наиболее отличается от остальных типов гребных судов. Уключины вынесены за пределы бортов на кронштейны, что позволяет изготавливать невысокие суда с узким корпусом для увеличения скорости.

Существует четыре типа академических лодок:

Все академические лодки предполагают наличие рулевого, который сидит в кормовой части на подвижной банке. Некоторые производители стали выпускать суда, где место рулевого находится на носу.

Как выбрать лодку из ПВХ

Производители предлагают хорошие лодки ПВХ для рыбалки, сплавов по рекам, семейных прогулок по тихой воде. Выбирать модель необходимо с учетом конструкции пола, габаритов судна и кокпита, особенностей крепления сидений

При регулярном использовании особое внимание уделяют плотности ткани, наличию дополнительной защиты дна

Тип лодки

У гребных моделей плоское дно, небольшая осадка – эти особенности конструкции делают удобным использование на мелководье. В движение приводятся с помощью весел – на большие расстояния ходить сложно. Для рыбалки на крупных водоемах лучше купить моторную лодку. Эти судна имеют жесткое дно, киль, легко встают на глисс и способны покорять просторы водохранилищ, озер. Альтернатива – комбинированная модель с навесным транцем, которая имеет маленькую осадку, обладает одинаково хорошей маневренностью на веслах и с мотором.

Тип дна

Мягкое натяжное дно подходит для любителей поплавочной удочки. Рыбачить на таком судне лучше недалеко от берега. Преимущество – небольшие размеры и вес в сложенном состоянии. Надувной пол выдерживает динамические нагрузки на большой скорости. Это хороший вариант для прогулочного судна. Для рыбаков со стажем лучшие модели – с жестким дном из фанеры. При наличии автомобильного прицепа можно выбрать марку с неразборным, цельным днищем. Складные пайолы легко помещаются в багажнике легковой машины.

Габариты

У одноместного судна небольшой кокпит, в нем дискомфортно не только двум пассажирам, но и одному человеку с весом 100-120 кг. Двухместные модели имеют длину более 200 см, а большая ширина делает полезное пространство удобным для двух рыбаков. При выборе надувного судна для 4-5 человек нужно учесть, что длина катера будет не меньше 340-360 см

Это особенно важно для моделей с неразборным фанерным дном

Сидение и весла

Распространение получили жесткие сидения из толстой фанеры с подвижным креплением. Возможность изменить место положения актуально для моделей, рассчитанных для 2-3 человек. Фанера защищена от воздействия воды, но со временем теряет прочность. Если судно используется часто, то лучше выбрать модель с алюминиевыми сидениями, покрытыми антискользящим материалом. Надувные подушки теплые, мягкие, удобные для прогулки, но не для рыбалки.

Плотность ткани

Многослойные поливинилхлорид не уступает по прочности резиновой ткани, используемой во второй половине ХХ века при производстве лодок. Материал хорошо держит давление, износоустойчив, не боится соленой воды. Порваться об острые камни может ПВХ любой плотности. Для судов, которые эксплуатируются в сложных условиях, важна дополнительная защита дна из накладок по периметру. Плотный материал более износоустойчив, что имеет значение при интенсивном использовании, но его использование увеличит вес на 20-30%. Для водоемов с корягами рекомендуется армированный поливинилхлорид.

Сфера применения

Гребные суда могут предназначаться для соревнований и учебы, в связи с чем они подразделяются на такие типы:

ВидыХарактеристики
КаноэСудно открытого типа. У гребцов имеется однолопастное весло. Палубы и уключины не предусмотрены.
БайдаркиДостаточно узкие конструкции закрытого типа, уключины не предусмотрены. Вместо двигателя применяют двухлопастные весла. Носовая и кормовая часть закрыты. Гребцы смотрят по ходу движения. Управляющая часть – коромысло или румпель. Место для рулевого отсутствует.
АкадемическиеКонструктивные элементы: киль, горизонтальные ребра, шпангоуты, носовая и кормовая часть, затянута непромокающим материалом. Уключины располагаются за бортом. Имеют узкий корпус, небольшую высоту. Развивает существенную скорость. Выпускаются четырех типов:
• лодки гребные, рассчитанные на четыре человека, присутствует рулевое управление;
• распашная двойка с рулевым (рассчитана для троих человек: двоих гребцов и одного рулевого);
• парная восьмерка;
• парная четверка.
Морские шлюпкиУправляются одним человеком. Выполнены из досок, скрепленных внакладку. Предусмотрено две уключины. Могут располагаться как в пределах борта, так и за ним. Используются для соревнований на море.
НародныеОгромное разнообразие вариантов по длине, ширине и конструктивным особенностям. Присутствуют ограничения в размерах и количестве гребцов.

Отличительная особенность товара – возможность достичь высокой скорости. Их основное назначение – дать возможность спортсменам при помощи весел добиться высоких скоростей. Спортивные товары имеют гидродинамический корпус, улучшающий скоростные способности объекта.

Выбор лодки для доставки охотников к месту охоты

Выбор лодки для доставки охотников и их снаряжения к месту охоты по воде целиком и полностью зависит от особенностей водоема. Где-то это возможно сделать с помощью скоростного прогулочного катера или надувных лодок, ну а если акватория плавания не позволяет использовать эти типы судов, то можно прибегнуть к помощи тихоходных водоизмещающих судов вроде рыболовецких баркасов, которые отличаются хорошей мореходностью и вместимостью. Но есть еще один тип судов, которые могут с успехом выполнять данную задачу. Это суда на воздушной подушке, сокращенно СВП. Их отличительной особенностью является то, что при движении вся масса судна поддерживается над поверхностью силой избыточного давления воздуха, нагнетаемого под днище в полость, которая и называется воздушной подушкой. В качестве движителя на таких судах используется воздушный винт, с помощью которого судно приходит в движение. Преимущество СВП состоит в том, что они являются амфибиями, то есть могут двигаться по любым ровным поверхностям, таким как вода, лед, грунт, а также совершать переходы с одной поверхности на другую, что позволяет использовать СВП не только в период открытой воды, но и зимой, когда водоемы покрыты льдом. Кроме судов, использующих принцип воздушной подушки, есть и другие серийно выпускающиеся суда, оборудованные воздушным винтом, который позволяет им проходить мелководные участки без риска повредить движитель. Однако все суда с воздушным винтом обладают одним существенным недостатком — высоким уровнем шума, образующимся при работе винта. По существующему в России законодательству, на право управления лодкой необходимо получить соответствующее удостоверение в ГИМС — государственной инспекции по маломерным судам.

Павел Прудников

Производители

Какую фирму-производителя выбрать? Рынок ПВХ лодок огромен и разнообразен. При этом на нем нет ярко выраженных лидеров. Если говорить о российских фирмах, интересно выглядят лодки Аква

иТонар . Они прочные, надежные и давно пользуются спросом у любителей рыбалки

Если же на первом месте стоит вопрос экономии и вы ищете самую дешевую модель, то обратите внимание на продукцию фирмыЛоцман. В плане стоимости это лучший вариант, но со своими особенностями

Если же вопрос экономии не стоит вообще, и вы хотите выбрать самую мощную лодку по всем направлениям, то имеет смысл посмотреть на Badger

илиГладиатор . Эти производители специализируются на ПВХ изделиях и могут похвастаться самым высоким качеством. Вот только их цена часто соответствует полноценному пластиковому катеру.

Особенности ПВХ, достоинства и недостатки

Надувные лодки бывают резиновыми и из ПВХ. Поливинилхлорид предпочтительнее резины, поскольку представляет собой многослойную ткань. Она обладает повышенной прочностью: слои синтетического полотна склеены между собой и покрыты поливинилхлоридом.

Определяющий факт — плотность ткани. Для лодок высокого качества этот показатель должен составлять от 750 до 1100 г на кв. м. Большая плотность ткани говорит о её высокой прочности на разрыв. Проколоть борт такой лодки будет непросто. Однако есть недостаток — повышенная масса и трудности при укладке.

Зарубежные производители, кроме большинства китайских, используют качественный материал для производства лодок ПВХ. Лучшие марки ткани делают в Канаде, Франции, Германии и Финляндии. Отечественные производители тоже выпускают качественные лодки, но это касается только тех, кто использует импортную ткань.

Достоинства материала:

  • Компактные размеры после выхода воздуха — плавательное средство помещается в рюкзак.
  • Лёгкий корпус позволяет гребцу тратить меньше сил.
  • Возможность перенести плавсредство одному. Это полезно на берегу, а также для преодоления препятствий по пути следования — порогов или плотин.
  • Ткань легко содержать в чистоте — достаточно смыть грязь и протереть лодку насухо.
  • Низкая посадка в воде позволяет плавать по мелководью.
  • Устойчивость к опрокидыванию.
  • Простота хранения в сложенном виде.
  • Приведение в транспортное положение за несколько минут: даже с использованием ручного насоса не потребуется более получаса.

Лодка из поливинилхлоридной ткани имеет явные преимущества в сравнении с её деревянными аналогами. В отличие от резины, ткань ПВХ менее склонна к проколам, поскольку имеет большую прочность. Однако плавсредство ПВХ не лишено недостатков.

Отрицательные стороны:

  • Судно лёгкое, поэтому управлять им сложнее, особенно в ветреную погоду.
  • Невысокая динамика.
  • Слабая ремонтопригодность. Иногда восстановлению вовсе не подлежит.

Главная проблема весельных лодок из ПВХ — это трудности с ремонтом в случае прокола. Всё зависит от того, насколько он серьёзен. Гребцу лишь остаётся аккуратнее управлять, чтобы не повредить корпус.

Ещё одна проблема возникает в ветреную погоду. Из-за лёгкой массы лодку сносит ветром, поэтому гребец физически устаёт работать вёслами продолжительное время, постоянно корректируя курс.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий