Как консервировать двигатель
Для моторных ПВХ-лодок зимой должны быть созданы особые условия хранения. Если внутрь двигателя попадет конденсат, многие его узлы могут оказаться испорченными. При зимнем отсутствии эксплуатации такое явление — не редкость. Некоторые ошибочно полагают, что масло на деталях двигателя дает консервирующий эффект. Но за долгую зиму оно постепенно стекает с поверхностей, поскольку не содержит присадок, поэтому не будет служить надежной защитой для двигателя. Выход один — правильно провести консервацию мотора, чтобы весной не нести его в ремонт.
Первый этап консервации проводят прямо на воде в заключительный день плавательного сезона. В систему питания подают специальный консервант, который проникает в топливо, создает защитный слой на поршневых, кривошипно-шатунных элементах. После, уже на берегу, предпринимают такие действия:
- выворачивают свечу зажигания;
- распыляют немного консерванта прямо в камеру сгорания топлива;
- пару раз протягивают двигатель для распределения консерванта, удаления воды из системы охлаждения;
- двигатель оставляют в вертикальном положении, свечу прикручивают на место.
Консервация на зиму двигателя для лодки из ПВХ
Порядок работы такой:
- на корпусе редуктора откручивают винты, масло медленно сливают;
- поврежденные при снятии винтов шайбы в дальнейшем меняют;
- если масло стало непрозрачным или изменило цвет, убирают старые и ставят новые сальники;
- в вертикальном положении мотора заливают новое масло в необходимом объеме (согласно инструкции к редуктору);
- осматривают винт, гребной вал, прочие важные детали — они не должны быть сколотыми, погнутыми, иначе придется их ремонтировать;
- покрывают вал и все трущиеся детали защитной смазкой;
- сливают невыработанный бензин, снимают и продувают топливный фильтр;
- плотно укрывают двигатель или помещают в специальный чехол, ставят в надежное место для хранения.
Хранение лодочного мотора
Условия хранения
Лодку из ПВХ можно хранить в надутом или спущенном состоянии. В надутом плавсредство консервируется на зиму так:
• в помещении, где хранят лодку, должно быть тепло и сухо. Перепад температур и сырость в холодное время плохо скажется на ПВХ материале; • лодку надо подвесить под потолком, но так, чтобы поверхность плавсредства не соприкасалась с потолком и стенами.
У такого способа хранения есть два плюса:
• не занимает место в гараже; • не доступна для грызунов.
Сдутая лодка консервируется на зиму так:
• сначала проверьте – полностью ли высохла лодка, в том числе и внутри. После спустите из нее воздух; • лодку нужно посыпать тальком. Если его нет – подойдет детская присыпка. Это защита от влаги и сырости; • после лодку скатывают в рулон, но не слишком плотно – между слоями должно быть пространство в 1 см. В процессе скатывания следите за тем, чтобы не было больших заломов и складок; • рулон уложите в чехол или сумку. Если его нет, подойдет брезентовый мешок, в крайнем случае целлофановый.
В области хранения лодки распилите средство от грызунов, примерный радиус – 50 см. Нельзя распылять средство прямо на поверхность лодки! Место хранения должно быть сухое, в меру теплое. Оптимальная температура хранения +5-+15 градусов. Нельзя хранить плавсредство около батареи.
Консервация лодочного мотора на зиму:
• низ мотора почистить от грязи; • промыть охлаждающую систему; • из карбюратора вылейте оставшийся бензин; • свечи выкрутить, в каждый цилиндр залить немного масла; • шарниры заложить в смазку для консервации.
Особенности и различия хранения лодки в холодный и теплый сезон
В летнее время достаточно просто очистить судно и снаружи и внутри от песка, чешуи и других загрязнений
Важно дождаться полной просушки материала, после чего можно приступать к складыванию или подвесу. Главное, чтобы на лодку не попадали прямые солнечные лучи
В принципе, ее можно хранить и в гараже, и в сумке, в даже просто во дворе под навесом.
Правила хранения в зимний сезон практически такие же. Самое главное, чтобы в помещении температура была выше нуля и без перепадов. Еще одно условие — низкий уровень влажности. Нельзя допустить, чтобы материал отсырел, или влага попала внутрь надувных камер через клапаны. Это разрушит слои ПВХ. Идеальным вариантом для хранения свернутой лодки будет кладовая или застекленный балкон.
Если планируете складывать плавсредство, это нужно делать аккуратно, чтобы избежать заломов и деформации ПВХ. Хранить его нужно в чехле на полке подальше от острых предметов и химических средств. Отдельно стоит позаботиться о грызунах — они не прочь перекусить поливинилхлоридом.
Подвесить ПВХ лодку к потолку в гараже — неплохой вариант развития событий. Она будет храниться в полуспущенном состоянии вдали от мышей и острых предметов. При этом нужно будет соблюдать несколько простых правил.
Правильное хранение лодки ПВХ зимой
Узнав об общих особенностях ПВХ материала и изделий из них, поиски ответа на вопрос о том, как правильно хранить лодку ПВХ зимой, не будут слишком долгими. Главное – правильно подготовить лодку к зимнему периоду.
Конечно же, её необходимо хорошо помыть и высушить
Уделите внимание местам стыков бортов с днищем, используйте для этого губку или мягкую щетку, мыльный раствор. Во время мытья лодки вы не только уничтожите запахи, которые могут привлечь грызунов, но и сможете обнаружить проколы и мелкие повреждения на поверхности плавсредства
Их стоит выделить маркером – и вернуться к ним, чтобы потом заделать. Когда лодка высохнет (сушим её в надутом виде и не под солнцем, а в тени), можно будет приступать к ремонту. Оставлять его на весну – не лучшее решение, так как за зиму проколы могут увеличиться, и заклеивать их будет сложнее.Тем более в данный момент можно приобрести Жидкий ПВХ или Гель ПВХ для ремонта.
Хранение на морозе – правила
Оптимальным температурным режимом для помещения, где находится лодка, является диапазон –10…+45 градусов. Следовательно, держать изделие можно в утепленном гараже, сухом сарае, кладовке, на теплом балконе. Некоторые производители указывают, что их продукция легко переносит температуры до –45 градусов, но только при правильной подготовке.
Зачастую рекомендуется хранить лодки в накачанном виде. В этом случае обязательно учитывают показатель давления: оптимальным является 185 мм рт. ст. или 250 г/кв. см. Когда плавсредство перекачано, оно может лопнуть в зимнее время. Прочие советы по организации хранения лодки:
- изделие укрывают тентами, старыми одеялами — это снизит риск появления трещин;
- перед помещением на консервацию лодку тщательно очищают, моют, но без применения агрессивной химии;
- во время хранения нельзя использовать ПВХ-катер как подставку, опору, он не должен соприкасаться с другими вещами;
- при выдерживании водного транспорта в холоде запрещено допускать контакт ПВХ с продуктами нефтехимии, растворителями, маслами — материал может испортиться;
- не стоит хранить ПВХ в жилом помещении, поскольку он выделяет небольшое количество вредных испарений.
При наличии возможности лодку следует хранить в накачанном виде
Где хранить лодку ПВХ зимой
В зимний период хранить лодку ПВХ можно:
- в отапливаемом гараже;
- в утепленном сарае (подвесить под потолок);
- в кладовке;
- на утепленном балконе;
- на лоджии.
Также допускается использовать капитальный гараж с толстыми кирпичными стенами. Зимой даже без отопления в помещении поддерживается стабильная температура выше -10 °C. Если она ниже (например, на Урале, в Сибири), такой вариант не подойдет.
Крайне не рекомендуется держать изделие ПВХ в металлическом гараже, на не утепленном или открытом балконе. В этих местах возможны большие колебания температур и влажности, а во время морозов – похолодания до -20 градусов и ниже. Это крайне негативно отразится на качестве материала, а также может привести к утрате прочности.
При какой температуре хранить лодку ПВХ, можно ли на улице, на морозе
Главное условие хранения надувной лодки ПВХ зимой – это правильная температура. Она должна быть не ниже -10 °C, поскольку это минимально допустимый предел. Оптимально, если она стабильно будет держаться зимой на уровне +10 °C. Если будут постоянные перепады (колебания около 0, например, от -5 до +5 °C), влага неизбежно будет замерзать на поверхностях помещения и предметов, в том числе плавсредства. Это также отрицательно скажется на состоянии надувного предмета. Уровень относительной влажности должен быть умеренным – до 70%.
Важно! Держать надувное изделие на улице, на морозе нельзя. Если температура опустилась ниже -10 °C, его переносят в отапливаемое помещение
Условия хранения
Первое правило, о котором должен помнить рыбак, подбирая условия для хранения, это подготовка просторного и хорошо проветриваемого помещения. Не рекомендуется размещать изделие рядом с батареей или обогревателем, так как это повредит материал. Также в лодку не стоит ставить тяжелые предметы.
Многие пренебрегают этим правилом, так как она занимает немало места, поэтому люди начинают складывать в лодку консервацию или другие предметы, это большая ошибка, которая также может привести к порче ПВХ.
Изучая инструкцию можно заметить, что оптимальная температура для хранения данного материала от +5 до +16 градусов. В связи с этим, крайне нежелательно чтобы лодка хранилась в помещении с минусовой температурой.
Если Рыбак собирается оставить её в квартире, самое идеальное место для этого кладовка. Если все правила были учтены, прежде чем использовать лодку впервые после зимы, её следует хорошо осмотреть, так как всегда есть риск возникновения мелких повреждений.
Подойдёт ли для хранения гараж
Большинство опытных рыбаков считают, что гараж, это не лучшее место для хранения лодки из ПВХ. Но, если других вариантов нет, помещение придётся подготовить. Чтобы изделие сохранилось как можно лучше, его следует оставить в покое на весь зимний в период и как меньше перемещать с места на место.
Для хранения в таких условиях, следует учитывать следующее:
- если в гараже стоит лодочный прицеп, плавсредство следует установить именно на него, перед этим, не забыв накачать;
- если высота стен гаража позволяет, плавсредство можно накачать и повесить вертикально за кольцо, расположенное на носовой части. Для облегчения массы желательно подложить под лодку кирпичи накрытые тканью;
- когда высота стен не позволяет повесить изделие вертикально, его можно установить под потолком. Чтобы избежать образования заломов, в качестве креплений стоит использовать широкие стропы. Именно этот способ большинство рыбаков считают самым оптимальным. Таким образом, можно сэкономить место в гараже снизить риски возникновения повреждений на материале;
- если в развёрнутом состоянии лодку хранить не получается, её можно аккуратно свернуть и установить в самое отдаленное место. Поскольку поливинилхлорид не имеет запаха, зачастую грызунов он не привлекает.
Лодки из ПВХ
Это рыбацкое судно менее капризно, чем резиновая лодка. Специальной обработки и пересыпания тальком оно не требует, но для закладки на беспроблемное зимнее хранение тоже придется предпринять ряд определенных действий.
Первонаперво — помыть. Этот этап мало чем отличается от подготовки к зиме «резинки». Не менее тщательно и не менее бережно избавляем лодку ПВХ от грязи и сора. Затем сушим. Одновременно с этими процедурами стоит внимательно осмотреть лодку на предмет повреждений. Царапины, порезы, потертости… Чтобы потом не упустить из виду ни одно из проблемных мест, стоит вооружиться маркером — недорого и ярко.
Поврежденные участки ПВХ имеют дурную «привычку» со временем становиться все менее ремонтопригодными, а потому накладывание заплаток не стоит откладывать в долгий ящик. Как только лодка просохла, вооружаемся ножницами, клеем и приступаем к склеиванию. Подробная инструкция и ремкомплект входят в комплектацию «надувнушки». Если нет — и то, и другое можно легко приобрести в охотничье-рыболовных магазинах. Ремонт и сушка проводятся на накачанной лодке.
После завершения латания дыр лодка укладывается. Делается это на сухой, чистой и ровной поверхности. Открыв все клапаны, мягко выдавливаем воздух по направлению к отверстиям. Только после этого вынимаем из разов пайолу (настил, придающий лодке жесткость) и сиденья. Баллоны складываются внутрь лодки так, чтобы не выдаваться за транец, к которому прижимаются концами и сворачиваются в рулон. Получившийся сверток упаковывается в чехол вместе с веслами. Сиденья и пайола, как правило, имеют свой чехол. Главное — хранить лодку нужно так, чтобы ничто не давило на баллоны.
Конечно, оптимальный вариант — хранить лодку ПВХ в полунакачанном состоянии в теплом помещении. Но если такой возможности нет, то стоит сложить судно как можно «рыхлее» и избегать изломов, в противном случае при отрицательных температурах не избежать появления прорывов. Замерзший ПВХ становится очень хрупким.
Современный рынок предлагает множество защитных средств для сохранения лодки из ПВХ, главное — ни в коем случае не использовать составы на основе силикона. Желательно не менее двух раз в месяц переворачивать чехол с лодкой, чтобы она не залеживалась.
Важный момент: после долгого хранения лодку ПВХ необходимо прогреть до плюсовой температуры, прежде чем извлечь ее из чехла.
Какую лодку ПВХ выбрать
Использование плавсредства дает широкий спектр удовольствий любителям отдохнуть на воде.
Рыболовы используют его для того, чтобы добраться до облюбованного места лова и комфортно расположиться на нем. Лодка предоставляет широкие возможности для водного туризма. А сотрудникам МЧС она позволяет оперативно добраться в нужное место для своевременного оказания помощи потерпевшим.
Лодки из ПВХ пользуются особенным спросом, их несложно доставить к водоему на автомобиле или даже пешком, они легко и быстро разворачиваются и спускаются на воду. Материал изготовления легок и прочен, обладает устойчивостью к воздействию большинства агрессивных веществ, включая масла, кислоты, щелочи и растворители.
Разработано и производится множество моделей лодок различных форм, размера и грузоподъемности. Купить лодку в таких условиях непросто – голова идет кругом от обилия возможностей. Учтем мнение экспертного сообщества:
- Для рыбной ловли и неторопливых прогулок по водоему лучше всего подходят небольшие весельные суденышки ограниченной грузоподъемности, рассчитанные на размещение и перевозку на короткое расстояние до четырех человек. Весла для таких суденышек поставляются в комплекте. Корпус лодки выполняется по замкнутому контуру.
- Надувные моторные лодки имеют три стенки, на месте задней устанавливается перегородка из толстой фанеры, к которой крепится двигатель. Такой тип маломерок очень востребован любителями троллинга, представителями МЧС и путешественниками. Вместимость лодки может составлять до 8 человек.
- Моторно-гребные лодки выполняются в виде замкнутого контура с навесным транцевым устройством на задних баллонах. Такие конструкции популярны у рыболовов и охотников, они способны преодолевать заросшие водной растительностью участки.
- Параметр грузоподъемности выбирается покупателем в зависимости от того, сколько людей он намеревается транспортировать.
Но в любом случае лодку ПВХ нельзя перегружать более рекомендованной величины. Это угрожает безопасности пассажиров.
Хранение на морозе – правила
Оптимальным температурным режимом для помещения, где находится лодка, является диапазон –10…+45 градусов. Следовательно, держать изделие можно в утепленном гараже, сухом сарае, кладовке, на теплом балконе. Некоторые производители указывают, что их продукция легко переносит температуры до –45 градусов, но только при правильной подготовке.
Зачастую рекомендуется хранить лодки в накачанном виде. В этом случае обязательно учитывают показатель давления: оптимальным является 185 мм рт. ст. или 250 г/кв. см. Когда плавсредство перекачано, оно может лопнуть в зимнее время. Прочие советы по организации хранения лодки:
- изделие укрывают тентами, старыми одеялами — это снизит риск появления трещин;
- перед помещением на консервацию лодку тщательно очищают, моют, но без применения агрессивной химии;
- во время хранения нельзя использовать ПВХ-катер как подставку, опору, он не должен соприкасаться с другими вещами;
- при выдерживании водного транспорта в холоде запрещено допускать контакт ПВХ с продуктами нефтехимии, растворителями, маслами — материал может испортиться;
- не стоит хранить ПВХ в жилом помещении, поскольку он выделяет небольшое количество вредных испарений.
При наличии возможности лодку следует хранить в накачанном виде
Риски неправильного хранения плав средств
Неправильные условия консервации лодки приводят к губительным последствиям. Вот некоторые из них:
• консервация мотора в соленом растворе ускорит его коррозию;
• хранение мотора в воде увеличивает риск его загрязнения;
• при консервации мотора в поднятом состоянии он может повредиться, если температура воздуха опустится ниже нуля, так как система охлаждения наполнена водой.
Выполнение данных рекомендаций по хранению и консервации катера и его составляющих поможет Вам сохранить свое судно в целости и невредимости до следующего рыболовного сезона.
Правильное хранение лодочного мотора зимой, это залог долгой и бесперебойной работы в каждый сезон открытой воды.
- Заблуждение — лодки ПВХ не боятся морозов, они изготовлены из высокопрочной ПВХ ткани, при хранении в холодных помещениях с ними ни чего не случится.
- Хранить в теплом помещении только в сухом и чистом виде.. если лодка грязная, сырая в тепле появится плесень и грибок. Порой сложно оценить в каком состоянии транцевая доска, не сразу заметно, что к ней поступает вода. Если транцевая доска подмочена, в теплом помещении она сгниет. Сталкивались с реальными грибами выросшими из транцевой доски за зиму.
- Подвешивать лодку-хорошая мысль, труднее до нее добраться грызунам. Лодка может прийти им по вкусу, частенько сталкиваемся с такими проблемами.
- Рекомендуем тщательно мыть и сушить лодку перед хранением.
- После зимнего хранения, необходимо накачать лодку, проверить состояние транцевой доски, герметичность лодки. По возможности оставить ее накаченную на сутки, будет видно как лодка держит давление.
Антон Брем,Генеральный директор мастерской по производству, ремонту и тюнингу лодок ПВХ «Дед Мазай».
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рыбацкие хитрости. Как правильно сложить лодку — видео
Самое главное, выполнять данный процесс только на ровной и гладкой поверхности, чтобы не занести внутрь только что помытой лодки грязь, которая по весне может покрыться плесенью. Также, желательно в процессе свертывания и упаковывания, стараться не прикладывать больших усилий, и резких движений. Подобные действия приведут к перегибам и трещинам. Как вариант, некоторые рыбаки, при повышенной влажности в помещении, посыпают лодку тальком или детской присыпкой.
Обсудить варианты хранения, поделиться секретами с новичками в этом вопросе вы можете на нашем форуме, в специальном разделе.
Упаковка лодки
Правильно свернуть сдутую лодку – залог ее гарантированного хранения. Перед выполнением этой процедуры можно посыпать ее тальком. Самым опасным в сложенном варианте хранения является сильная деформация материала в местах сгиба. Поэтому лучшим способом свернуть лодку в рулон будет заводской. Если инструкция утеряна, то нелишним будет подстраховаться: укладывать материал лодки так, чтобы места сгиба приходились на максимально толстые его части.
Сворачивать лодку надо на чистой, ровной и сухой поверхности. В полевых условиях для этого подойдет расстеленный на земле рулон плотного целлофана. Во время сворачивания лодки все клапана необходимо открыть для удаления воздуха.
Важно не затягивать все эти действия до холодов: материал ПВХ плохо переносит минусовые температуры, а при хранении на морозе возможны его внутренние расслоения.
Как правильно хранить лодку ПВХ
Правила консервации ПВХ зависят от сезона. Видео о том, как хранить лодку ПВХ зимой, подтверждает, что в холода плавательному средству придется уделить больше внимания. В теплое время года подготовить лодку к хранению и убрать ее не составит особого труда.
И летом, и зимой лучше держать лодку в закрытом помещении
Как хранить лодку из ПВХ зимой
Главное, что необходимо запомнить владельцам надувных ПВХ, такие плавсредства нельзя хранить зимой на морозе. Лодку необходимо держать в помещении, подойдет как отапливаемая подсобка, так и гараж. Оптимальная температура составляет от + 3 до + 15 °С, более низкие температурные показатели нежелательны, хранить ПВХ в таком случае будет сложнее.
Рекомендуем к прочтению: Как почистить ванну содой и лимонной кислотой от известкового налета, ржавчины, как отбелить
Для того чтобы плавсредство благополучно пережило зиму, помещение должно быть сухим, также нужно проследить, чтобы остатков влаги не было в складках самого плавсредства. Совершенно недопустимо попадание воды через открытые клапаны внутрь баллонов.
Если в помещении есть достаточно места, чтобы подвесить резиновый надувной катер, то хранить его можно наполовину накачанным. Если кладовая или гараж довольно тесные, то катер нужно сдуть.
И наполовину спущенный, и полностью сдутый катер нужно хранить отдельно от других предметов. В идеале на хранение в зимний период лодку ПВХ нужно расположить так, чтобы она не соприкасалась ни с мебелью, ни со стенами, иначе на местах соприкосновений может появиться конденсат, он негативно отразится на состоянии материала.
Если катер предполагается хранить в теплом месте, то раз в 2 месяца его можно аккуратно разворачивать для проветривания и даже накачивать — это не повредит плавсредству. А вот в холодном гараже катер лучше хранить, совсем не трогая на протяжении зимы.
Поскольку материал ПВХ обладает определенной привлекательностью для грызунов, необходимо проследить, чтобы мышей и крыс поблизости не было. Не в последнюю очередь по этой причине плавсредства часто подвешивают под потолком — это дополнительно защищает их от повреждения вредителями.
Совет! С наступлением летнего сезона плавательное средство нельзя накачивать сразу. Для начала лодку необходимо перенести в теплое место, расстелить на ровном полу и подождать, пока складки расправятся, а материал приобретет температуру окружающей среды.
Как хранить лодку ПВХ летом
Летнее правильное хранение лодки ПВХ мало отличается от зимней консервации:
Перед тем, как убрать плавсредство на хранение, его нужно как следует помыть, причем не речной или озерной, а теплой водопроводной водой с использованием мыльного раствора или средства для мытья посуды.
Перед складыванием лодки ее нужно как следует высушить, делать это можно на свежем воздухе, если позволяет погода
Важно только не оставлять плавсредство под прямыми лучами солнца, они повредят материалу ПВХ.
Чистую и полностью просушенную лодку можно оставить в сухом и затененном месте на улице, но лучше убрать ее в сарай или гараж. Если в скором времени плавсредство снова предполагается использовать, то его можно не сдувать полностью, а лишь слегка спустить воздух и подвесить под потолком гаража.
Если надутый катер расположить негде, то воздух из баллонов нужно выкачать целиком после просыхания плавсредства, а потом свернуть его в рулон и упаковать в чехол.
Чтобы материал ПВХ не пострадал от грызунов, помещение, в котором проводится хранение лодок и катеров, можно обработать специальными химикатами. Но непосредственно плавсредство посыпать ими нельзя, яды для крыс и мышей могут разъесть поверхность катера.
Если закрепить лодку под потолком, до нее не доберутся грызуны
Консервация лодочного мотора
Лодочный мотор так же требует консервации и обслуживания перед зимним хранением. Консервация мотора состоит из нескольких этапов:
- Перед началом консервации мотор для удобства обслуживания вешают на специальную стойку или транспортировочную тележку.
- Нижнюю часть мотора (ногу и винт) промывают от соли и грязи, удаляют ряску и водоросли. Так же желательно струей воды под напором промыть охлаждающую систему двигателя.
- Во время последнего выезда на водоем перед тем как заглушить двигатель от мотора отсоединяют топливный шланг (или перекрывают топливный кран) и полностью вырабатывают бензин из карбюратора. Оставшееся в поплавковой камере топливо за зимний период может расслоиться и засорить тонкие каналы жиклеров.
- Для того, чтобы бензин из встроенного бензобака двигателя не испарялся воздушный клапан в пробке бака плотно закручивают.
- Для консервации цилиндро-поршневой группы выкручивают свечи и в каждый цилиндр заливают несколько миллилитров моторного масла. Далее для равномерного распределении масла по стенкам цилиндра несколько раз проворачивают коленвал мотора.
- В шарниры поворотных и подъемных механизмов ноги мотора закладывают консервирующую смазку.
Хранение и консервация лодки с присоединенным к ней мотором проводится аналогичным образом.
Заключение
Каждый опытный рыбак посоветует для начала задуматься над тем, как хранить резиновую лодку зимой или сделанную из ПВХ, и только потом делать покупку. Если места в помещении недостаточно, лучше приобрети компактную лодку, так как её лучше хранить в надутом состоянии. Также рекомендуется приобрести специальные чистящие средства для ухода за тканью.
Деревянные суда
Как бы ни были удобны и надежны современные материалы, душа тянется к живому и теплому — дереву. С каждым годом число владельцев деревянных лодок, каких бы размеров и предназначений они ни были, растет.
Хранить деревянную лодку просто так — на берегу — значит надежно «гробить» ее целостность и работоспособность. Если нет помещения для того, чтобы поставить посудину на зимний прикол, стоит позаботиться хотя бы о том, чтобы она не стояла на голой земле. Козлы по возможности должны быть высокими, а сама лодка обработана в соответствии со всеми требованиями: тщательно отмыта, особенно подводная ее часть. За время навигации на этой половине корпуса нарастает слой ракушек и довольно неприятной на вид и ощупь водяной слизи. Помощником в борьбе с такой напастью послужат жесткая щетка и обыкновенная автомобильная моечная машина.
Надводный борт омывается мыльным раствором. Одновременно с водными процедурами борта лодки избавляются от вспузырившейся краски, а пазы — от вылезшей из них конопатки. Оставлять лодку в таком виде до весны просто нельзя. Небольшие, похожие на следы от гвоздей отверстия — это норы самого страшного врага любого дерева — личинки древоточца. Заметив такое безобразие, следует немедленно вскрыть ходы и пропитать проблемные участки разогретым (до 60—80 градусов) 10—15% раствором медного купороса. Если его нет под рукой, вполне подойдет и приготовленный на ацетоне или уайт-спирте 10—15% раствор противообрастающей краски. Затем 2—3 дня сушки и можно покрывать обработанные участки грунтовкой на олифе, а затем окрасить все судно.
Металлические лодки и катера
Подготовка к зиме лодок из металла, пожалуй, займет меньше всего времени, а описание уложится буквально в одно предложение: помыть, очистить от ржавчины или окислов, покрыть грунтовкой и либо перевернуть на козлах вверх килем, либо накрыть тентом. Пожалуй, все. Главное — не забыть снять двигатель. А вот как готовить к зимовке мотор — это уже отдельная тема для разговора.
Пластиковая и резиновая, из ПВХ, металла или дерева — какой бы ни была ваша лодка, при правильном хранении она будет способна пережить далеко не одну зиму и доставить рыбаку множество приятных минут борьбы с трофейных размеров обитателем водных глубин.
Арсений Маврин