Документы для подачи в ГИМС на право управления маломерным судном
Список документов не слишком длинный. Предъявить необходимо:
- паспорт гражданина РФ;
- документы на транспортное средство, которым планируется управлять (если есть, вместе с судовым билетом);
- заявление на выдачу удостоверения судоводителя;
- диплом о высшем образовании, связанном с судовождением (при наличии);
- госпошлина (квитанция об оплате); свидетельство об успешном окончании специализированных курсов судоводителей;
- медицинская справка о состоянии здоровья установленного образца;
- фотографии (3-4 штуки, цветные, размера 3 на 4 сантиметра).
С собой потребуется принести копии всех вышеперечисленных документов. Исключение составляет только медицинское заключение. Оно должно быть представлено только в оригинале. Допускается прикладывание заверенной копии.
Сейчас многие требуют лишь мельком показать паспорт и медсправку в оригинале, а к заявлению приложить ксерокопии. Сколько придется заплатить в качестве государственной пошлины? На данный момент за получение прав придется отдать 1 300 рублей. Это за выдачу удостоверения. Если не производилась постановка судна на учет в ГИМС, дополнительно придется оплатить пошлину в 1 600 рублей.
После подачи заявления судоводителю будет сказано, когда можно вернуться за правами. Забирать документ следует с удостоверением личности (паспортом). Вот и все.
Теперь моторные лодки не находятся под запретом управления. А на некоторые лодочные моторы права не нужны!
В действительности получить удостоверение ГИМС весьма проблематично. В частности, из-за обучения и экзаменационной части всего процесса. Некоторые решаются на покупку готовых прав. Делать так не следует — это незаконно. Все выданные ГИМС документы заносятся в базу. Подделки быстро распознаются. Теперь понятно, как получить права на лодку. Если хорошенько постараться, процесс не доставит огромного количества хлопот.
- поделиться 1
- поделиться
- поделиться
- поделиться
- твит
- поделиться
Лодки которые не надо регистрировать в ГИМС
Обладатели надувных ПВХ лодок переживают, нужно ли обращаться в госинспекцию и платить транспортный налог.
Ведь небольшая надувная или гребная лодка на воде кажется таким незначительным средством передвижения.
Судна, которые не нужно регистрировать в Госинспекции:
- лодки, купленные с целью передвижения во внутренних водоемах (реках и озерах) РФ;
- плавстредство без силовой установки и грузовой подъемностью до 200 кг включительно;
- плавсредство с мощностью силовой установки до 8 кВт или 9,9 л/с;
- гребные лодки.
Регистрация резиновой лодки в ГИМС
Для рыбалки, охотничьего промысла и различных подсобных работ просто необходима надувная резиновая лодка.
Закон РФ обязывает регистрировать катамараны, гидроциклы, яхты, катера и различные надувные лодки, попадающие под регламент ГИМС.
Резиновую лодку нужно регистрировать, если:
- вес больше 200 кг.;
- установленный движок имеет мощность больше 8 кВт или 9,9 л/с;
- техпаспорт лодки разрешает установку мотора с параметром, превышающим 10 л/с.
Все резиновые лодки, которые не попадают под эти параметры регистрировать в ГИМС не нужно.
Но правила использования резиновых лодок нарушать не стоит.
На воде сотрудник МЧС РФ может потребовать у судовладельца документ на право эксплуатации лодкой.
Владельцу резиновых лодок при выходе на воду нужно иметь:
- паспорт РФ или его копию;
- документ права собственности судна;
- удостоверение на управление (для лодок с мощностью мотора выше 5 л.с/3,58 кВт);
- весла;
- спасательный жилет;
- черпак.
Где пройти обучение на права ГИМС
Курсы по судовождению есть в большинстве крупных городов.
Запись на обучение доступно в разных местах:
- школа при ГИМС;
- специальные ВУЗы;
- лицеи.
Примерный период обучения составляет от полтора до шести месяцев, более точный срок зависит от учебного учреждения, насыщенности предложенного расписания и частоты посещения занятий обучающимся.
Большинство городов предлагает курсы обучения на права ГИМС. Если владелец мотолодки проживает в маленьком населенном пункте, у него могут быть проблемы, связанные с тем, в каком месте получить эти документы на лодку, катер. Для сдачи экзаменов, на получение прав на управление маломерным судном, понадобится обратиться в близлежащий населенный пункт, в котором есть отдел ГИМС.
В специализированных компаниях проводится подготовка водителей судна, в течение всего года, к сдаче экзаменов на возможность управления моторными лодками, контролируемыми Госинспекцией по малым судам (ГИМС).
Учебная подготовка составлена с учётом типовой программы «Обучение водителей моторных судов, поднадзорных Госинспекции по маломерным судам (МС), МЧС России», утвержденной осенью 2005 года ГИМС. Подготовка водителей реализуется в индивидуальном порядке по разным формам обучения. Состав учебной группы формируется под руководством преподавателя вечером.
После окончания спецподготовки, судоводитель принимает свидетельство прохождения теории и практики к аттестации в ГИМС, которая с иными документами является основой для допуска водителя судна к экзаменам в Государственной Инспекции МЧС РФ разного субъекта Российской Федерации на право управления маломерными лодками. Обучающиеся получают учебную литературу и программу для проверки знаний. Для них в заочных и очных формах дополнительно предлагаются консультации по разным проблемам образовательной программы.
Лодки с мотором которые не требуют регистрации и прав
Резюмируя: Если у вас судно (надувная лодка, каркасная лодка, катер) весит в снаряженном состоянии (вместе с мотором) не более 200 кг. и мощность мотора не превышает 10 л.с. то вам беспокоиться не о чем, ни куда ходить не нужно и ничего регистрировать от вас не требуется.
Какие надувные лодки с мотором не нужно регистрировать и получать права?
К вопросу о том, какие надувные (и не только) лодки сейчас не требуют регистрации в ГИМС. Как указано в законе №36, не подлежать государственной регистрации маломерные суда массой до 200 кг. Это именно взвешенная масса, а не грузоподъемность. Согласно этому закону теперь такие моторные лодки как «Казанка», «Обь» и «Крым» можно уже не регистрировать. Но здесь есть несколько «НО». 200 кг. это лодка со всем необходимым оборудованием, полностью укомплектованная. Паспортная масса тут не прокатит. Т.е. вы ставите на лодку все, что вы с ней используете и потом взвешиваете. Если, к примеру, вы ходите под мотором, то он также является частью комплектации лодки и соответственно увеличивает ее итоговую массу. Так, что имея лодку весом в 190 кг., на которой установлен мотор в 15 л.с., который весит 35 кг., то в итоге мы имеем уже 225 кг. и соответственно такое маломерное судно подлежит регистрации в ГИМС. ГОСТ 19356- 79 как раз это четко определяет: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием».
И поэтому для таких рыболовов государство сделало вот такое послабление, которого необходимо придерживаться всем инспекторам ГИМС при проверке плавсредств:Маломерное судно не подлежит государственной регистрации если соблюдены два условия:
11.06.2021г он подписал документ без названия, назовем его письмом, в котором он доводит до сведения судоводителей и сотрудников ГИМС позицию Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России по спорному вопросу наличия «прав». В письме говорится, что в действующем законодательстве Российской Федерации не существует прямого требования о наличии удостоверения на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, не подлежащими государственной регистрации, а в случае управления судном, не подлежащим государственной регистрации На основании этого, начальник Управления приходит к выводу, что за отсутствие прав на управление нерегистрируемой лодкой административная ответственность не наступает.
Нужны ли права для управления лодкой с мотором до 10 л.с. ?
Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. При вычислении мощности двигателя 1 кВт равен 1,3596 л.с., следовательно — 8 кВт равно 10.88 л.с.
Екатерина Если лодка плюс мотор 9.8 лс плюс весь необходимый к ней шмурдяк НЕ превышает 200 кг то регистрация Не нужна. Теперь о правах: До вступления в силу закона № 36-ФЗ можно было управлять моторной лодкой, не имея водительских прав только в том случае, если мощность мотора не превы¬шала 5 л. с.
Что иметь при себе
Перед обращением в ГИМС стоит уточнить, какая форма заявления нужна для конкретного отделения. Образец можно получить и на месте. Также нужно иметь при себе паспорт гражданина РФ. Дополнительно необходимо оплатить пошлину. В противном случае заявление не примут к рассмотрению. Для получения прав придется заплатить 1 300 рублей. Если же нужно дополнительно зарегистрировать и само плавсредство, то следует оплатить также и судовой билет.
Также нужно принести сертификат об успешном окончании курсов и сдаче экзаменов, справку от врачей и 4 фотокарточки стандартного размера (3*4 см). Если есть документы на лодку и мотор, то их тоже стоит взять с собой.
Можно предоставить копии всех этих документов. Но медицинская справка должна быть оригинальной. Она возвращается владельцу, когда права будут готовы, поэтому не стоит беспокоиться.
Как только весь пакет документов будет принят, сотрудник ГИМС сообщит, когда можно прийти за готовыми правами. Для того чтобы их получить, достаточно подтвердить свою личность с помощью паспорта.
Что изменилось?
Что касается грузоподъемности плавательного средства, она уже перестала иметь для ГИМС значение с введением новых правил.
На какую лодку не нужны права сегодня? На плавсредство, которое по вышеобозначенным характеристикам не подлежит госрегистрации.
Прежним осталось только обязательство уплаты налога на транспортное средство. Если на вашей лодке стоит мотор мощностью от 5 л.с., вы должны перечислять соответствующий взнос в госказну. Только сегодня всю необходимую информацию вы предоставляете в налоговую инспекцию самостоятельно.
Важно помнить и о том, что если ваше плавсредство не подлежит госрегистрации, вы не обязаны в текущем году проходить техническое освидетельствование. Если вы встретитесь с инспектором, он не имеет права требовать от вас соответствующие документы
Как правило, специалист по надписям на моторе и самой лодке определяет, что перед ним: плавательное средство или же маломерное судно. Максимум, что он может потребовать от владельца лодки, — предоставить доступ к шильде на плавсредстве и его моторе
Если вы встретитесь с инспектором, он не имеет права требовать от вас соответствующие документы. Как правило, специалист по надписям на моторе и самой лодке определяет, что перед ним: плавательное средство или же маломерное судно. Максимум, что он может потребовать от владельца лодки, — предоставить доступ к шильде на плавсредстве и его моторе.
Как зарегистрировать самодельную лодку в гимс
Для тех, кто в лодке, есть хитрый и законный способ избежать штрафа без прав и регистрации.
В последнее время знакомые приятели жаловались за необоснованные штрафы от ГИМС — за управление лодкой без прав. То есть права-то есть и регистрация, но как всегда все документы на берегу.
На сегодня много у кого во владении лодки и катера. А у кого-то для рыбалки обычные «резинки» без мотора — вёсельники.
Для того, чтобы использовать лодку на воде необходимо иметь права и регистрацию. Без них — штраф до 3000 рублей (о штрафах за лодку в другой статье чуть позже), а ещё могут конфисковать лодку на штрафстоянку. Это как вождение автомобиля без прав.
Чтобы получить права нужно отучиться на спецкурсах судовождения около 45 дней.
Можно ли без прав и регистрации выходить на лодке на водоём?
С правами на лодку всё понятно — обучение и сдача экзаменов. Теория — 10 вопросов на компьютере и практика. При неудачной попытке, пересдача может быть только через 7 дней.
Вообще все плавсредства должны быть зарегистрированы. Это касается многих катеров, яхт, катамаранов, парусников и лодок с мотором (и даже на гидроцикл).
Необходимо пройти процедуру регистрации. Занимает она энное количество времени. На сегодня можно вызвать инспектора ГИМС к себе, но эта услуга платная (по-моему, час — 500 рублей).
Вся хитрость управления лодкой на воде без прав и регистрации
В законе (ФЗ №36) сказано:
Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. (https://www.mchs.gov.ru/document/223866)
То есть если ваша лодка:
- общей максимальной массой меньше 200-от кило весу,
- и оснащена мотором мощностью менее 10 лошадей (по закону до 8 кВт — это до 10,8 л. с. — большинство представленных моторов до 10 л. с. — в 9,9 лошадок).
Тогда вам на законном основании не обязательно регистрировать лодку (маломерное судно) и не нужны права.
Хотя сам ГИМС рекомендует всё-таки зарегистрировать лодку во избежание недоразумений, если каким-то образом ваша лодка будет похищена или украдена.
Потому что полиция станет заниматься расследованием и поиском плавсредства при наличии документа собственности — а это судовой билет.
Что такое общая максимальная масса лодки и как считают ГИМС
С массой лодки до 200 кг среди владельцев маломерных судов — лодок ПВХ и резинок — существуют разногласия. Некоторые неправильно считают это значение в 200 кило.
Общая максимальная масса лодки — это масса данной лодки + вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак.
А суть в том, что ГИМС считает общий вес исходя из требований ГОСТа РИСО-8666-2012 (кому интересно — сюда — https://docs.cntd.ru/document/1200096280).
Что это означает?
А это значит, что вес лодки с мотором берётся не с тем, который в данный момент находится, а с тем, который максимально разрешенный и допустимый на конкретную лодку.
Допустим есть ПВХ лодка (условно) весом 30 кг с мотором в 5 лошадок, а по паспорту максимальное возможное значение мотора для такой лодки в 10 лошадей, то ГИМС будет считать вес именно с 10-ью л. с.
Так что будьте внимательнее! Это естественно несправедливо, но…
Хотя что-то они там говорили по поводу изменений, но в этом 2019 году пока ничего не слышно…
Транспортный налог на лодку
И ещё один момент — это транспортный налог на лодку. Если на лодке одни вёсла и нет никакого двигателя или он есть, но мощность его 5 л. с. и менее, то транспортный налог не оплачивается.
А если лодка с мотором выше 5 л. с., то налог рассчитывается ставками до 100 лошадок и свыше 100 л. с. В каждом регионе по-разному, поэтому нужно уточнять.
Так что без мотора на резинке с вёслами можно рыбачить без прав, без регистрации и без налога.
Ответственность водителей маломерных судов
Владелец транспортного средства за эксплуатацию судна несет полную административную ответственность. При этом законодательные акты и постановления предписывают ряд ограничений, и в том числе запрещено:
- Управление судном без свидетельства, подтверждающего право на вождение (судоводительское удостоверение).
- Использование транспортного средства, не прошедшего госрегистрацию (при наличии у ТС параметров, предписывающих обязательную регистрацию).
- Управление судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Превышение установленного скоростного режима.
- Опасное маневрирование поблизости от мест массового скопления людей (пляжи, гавани, причалы и т.п.).
- Возложение функций судоводителя на лицо, не имеющее прав на вождение маломерных судов.
- Управление судном без нанесенных бортовых знаков, а также намеренная маскировка или порча опознавательной маркировки.
- Вхождение в закрытые акватории без соответствующего допуска.
- Переоборудование транспортного средства без полученного от ГИМС разрешения.
Невыполнение административных требований влечет за собой наступление ответственности. Мелкие правонарушения облагаются штрафами от 300 до 500 рублей. К ним относятся нарушения правил плавания, превышение скорости, стоянка в запрещенных местах и т.п. Причем на первый раз инспекторы могут ограничиться простым предупреждением, а вот неоднократное совершение правонарушений обернется лишением прав на срок до полугода.
Ряд проступков карается более строгими санкциями. Например, штраф за управление лодкой без прав оценивается в 1-1,5 тысячи рублей. Также штраф за езду на лодке, которая или не зарегистрирована, или не прошла техосмотр, или имеет испорченные бортовые номера составляет от 500 до 1 500 рублей за единичное нарушение. А управление судном в состоянии опьянения и вовсе грозит лишением прав на срок до 2 лет. К слову, такие же санкции предусмотрены и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
По факту выявленного нарушения инспекторы ГИМС составляют соответствующий протокол, который в дальнейшем направляется в суд. Рассматривание дела, как правило, по времени занимает до 2 месяцев. При этом судовладелец, если он не согласен с предъявленными требованиями, может опротестовать протокол во время судебного заседания.
Как и где получают права на управление лодкой
Порядок приобретения официальных прав предусматривает несколько этапов:
- сбор документации;
- прохождение медицинского обследования;
- выполнение требований обучающей программы;
- экзаменация и получение официального свидетельства;
- оформление заявки в ГИМС и получение прав.
Для прохождения медицинского освидетельствования требуется обследование у терапевта, офтальмолога, нарколога, хирурга и т. д.
До того как получить права на лодку, требуется прохождение квалифицированного обучения в аттестованных организациях. Освобождены от проверки знаний граждане, имеющие документ о прохождении официального обучения профессиональному вождению судов, управлению водной техникой и т. д.
На процесс в зависимости от уровня образовательного учреждения отводится от 1,5 до 6 месяцев. Программы стандартно включают 2 блока (теория и практика).
В теоретической части обучают правилам следования по водоемам. Получение знаний возможно в очной форме, допускается заочный либо дистанционный формат обучения.
При прохождении обучающей программы обязательны для изучения:
- основные правила плавания;
- административные требования к вождению;
- теоретические основы конструкции лодки;
- радиосвязь;
- визуальные символы, звуковые сигналы;
- основы метеорологических знаний;
- морские воды и территориальные водоемы на картах.
Экзамен состоит из теоретической и практической частей. Специалисты проверяют знание правил управления маломерными судами на водных объектах, техники маневрирования, посадки, провозки, высадки пассажиров и т. д. Тестирование выполняется с помощью вопросов. Допускается пересдача теоретического блока при возникновении ошибок.
Демонстрация практических навыков ограничена числом возможных попыток. Проверка навыков вождения и маневрирования осуществляется на специально разработанных тренажерных аппаратах.
При положительной оценке выдается сертификат, дающий право на подачу заявки на право управления плавсредством в региональное отделение ГИМС.
Пакет справок может представляться на выбор через:
- подразделение ГИМС по месту регистрации;
- многофункциональный центр (МФЦ);
- информационный портал Госуслуг (дистанционно заполняется электронный бланк).
В перечне обязательных документов:
- паспорт гражданина РФ;
- заявление, заполненное по стандартному образцу с указанием, какую лодку планируется использовать;
- квитанция об уплате налога;
- свидетельство о сдаче экзаменов на курсах либо диплом;
- медицинская справка;
- 4 фотоснимка (размер 3*4 см);
- свидетельство на владение плавсредством;
- документы на мотор с указанием мощности водной техники.
Предоставляются копии документов, но медицинская справка передается в оригинальном виде. Утвержденный размер госпошлины составляет около 1300 руб.
После передачи пакета справок и заявки сотрудники ГИМС озвучат дату получения бумаги. При выдаче у граждан запросят паспорт. В справке должно быть указано, какие лодки разрешено эксплуатировать гражданину, а также разрешенные для перемещения водоемы.
Рассмотрение бумаг происходит в течение 1 месяца, однако в зависимости от требований региональных законодательств сроки могут изменяться. При отказе в выдаче прав на управление лодкой должно поступить официальное обоснование от отделения ГИМС.
Техническое освидетельствование
Суда, требующие регистрирования в государственных органах, необходимо представлять на техническое освидетельствование. Прохождение процедуры обязательно 1 раз в 5 лет. Проверка требуется при переводе в другой регион либо при подготовке к перегону. Суда, прошедшие перепланировку, капитальный ремонт, техническое усовершенствование, обязательно должны проходить проверку раньше срока в 5 лет.
Необходимо представить в ГИМС заявление судовладельца с указанием, какую лодку использует гражданин. Запросят также паспорт, судовой билет, оплаты госпошлины не требуется. При прохождении процедуры доверенным лицом необходимо письменное подтверждение передачи прав.
Сотрудник ГИМС проводит обследование судна на суше и на плаву, определяет, движок какой мощности установлен на лодке. Инспектор проверяет характеристики мотора на передней, задней передачах и т. д. Составляет акт технического освидетельствования, который необходимо передать с заявлением в ГИМС. В судовом билете должны поставить штамп о прохождении техосмотра. После выдачи билета на судне закрепляется бортовой номер.
Права на управление водным транспортом ГИМС – правовое регулирование
Действующее российское законодательство имеет большое количество документов, посвященных правовому регулированию водных путей и соответствующего транспорта. В первую очередь, вопросы получения прав на управление водным транспортом от ГИМС интересуют лиц, обладающих маломерными судами или просто желающих получить право на управление таковыми транспортными средствами.
Следует отметить, что в категорию маломерных судов с точки зрения российского закона включаются:
- Гидроциклы и иные схожие бескорпусные водные транспортные средства.
- Моторные суда.
- Парусные суда.
- Парусно-моторные суда.
- Суда особой конструкции.
При этом критерием определения вхождения судна в категорию маломерных является максимальная пассажировместимость не более 12 человек, длина – не более 20 метров, а мощность силовой установки – не более 55 кВт.
В данной статье будет рассматриваться исключительно получение прав на управление соответствующими маломерными судами, так как управление более крупными водными транспортными средствами требует куда большего количества различных нормативных документов и соответствию иным критериям, в том числе и требованиями к определенному количеству экипажа, распределению их должностей и обязанностей и квалификации.
Обратите внимание
Для судов, мощность мотора которых не превышает 8 кВт, а масса с учетом силовой установки, но без учета пассажиров и груза – 200 кг, не требуется ни государственная регистрация, ни наличие прав на управление транспортным средством. Также, не подлежат регистрации и требованиям о наличии прав на управление парусные суда вне зависимости от массы с длиной до 9 метров и отсутствием мест для отдыха.
Иной важной классификацией, влияющей на получение прав управления яхтой, лодкой или иным водным судном является район, в котором таковое управление допустимо.
С точки зрения российского законодательства в 2018 году права ГИМС могут выдаваться с учетом следующих районов плавания:
- ВВ – внутренние воды, не имеющие доступа к морю и не являющиеся судоходными.
- ВВП – внутренние водные пути, каковые могут иметь доступ к морю и/или являться судоходными.
- МП – Внутренние морские воды и пути РФ до 12 миль от берега.
- МП – морские воды до 20 миль от берега.
Помимо получения прав на управление плавательным средством, необходимо также иметь документы о регистрации данной лодки, яхты или иного маломерного судна, в противном случае – его использование будет недопустимым. Регистрация плавсредств и выдача удостоверений на управление плавательными средствами осуществляются в ГИМС – специальном подразделении МЧС России.
Правовое регулирование вопросов управления лодками, яхтами и другими плавсредствами обеспечивается различными документами, в число которых входят Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Водный кодекс РФ, КоАП РФ, НК РФ, Приказы МЧС №262 и №263 от 27.05.2014 и иные законодательные и нормативные акты.