Самые популярные приемы вязания
Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.
Прямой
Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.
Прямой узел схема вязания
Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:
- Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
- Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
- Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
- Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
- Затянуть.
Булинь
Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.
Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.
Булинь узел — схема вязания
Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:
- Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
- Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
- Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
- Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
- Продеть его в петлю уже сверху вниз.
- Затянуть за коренной конец.
Восьмерка
Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.
Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:
- Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
- Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
- Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.
Восьмерка узел — схема вязания
Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.
Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.
Простой полуштык
Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.
Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.
Простой полуштык
Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:
- Перекинуть веревку через опору.
- Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
- Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.
Якорный
Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.
Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.
Якорный узел
Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:
- Взять веревку, перекинуть ее через опору.
- Обернуть дважды.
- Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
- Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.
Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.
Сферы применения
Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:
- при наращивании верёвок;
- при установке палатки;
- для преодоления водных преград;
- для фиксации предметов;
- для рыбной ловли;
- при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
- для спуска с высоты;
- при сборе дров или хвороста для костра;
- для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.
Для детей
Шнуры для занятий с дошкольником должны быть разноцветными, длиной около 50 см, средней толщины и не жёсткими. Можно изготовить стенд по росту ребёнка, на котором закрепить всевозможные виды верёвок. В первую очередь малыша обучают завязыванию шнурков на обуви, бантов и галстуков у кукол, декоративных завязок на одежде.
Начинают обучение с простого узла, который завязывают одной рукой:
- Отступают от большого пальца 3 см и вешают на кисть руки верёвку так, чтобы задняя её часть была короче передней и не превышала 30 см.
- Раскачивают руку с верёвкой справа налево и пытаются поймать задний конец шнура.
- На ладони образуется петля, а короткий конец верёвки будет зажат указательным и средним пальцами.
- Резким движением стряхивают верёвку с руки, при этом крепко удерживая пальцами её конец и стараясь протянуть его в петлю. Дошкольнику нужно несколько попыток, чтобы научиться завязывать простой узел таким способом.
Следующим осваивают проводник и прямой узел, затем – более сложные связки
Узлы для связывания лент и веревок
Здесь различают два типа узлов, одни из которых предназначены для связывания веревок одного диаметра, например, прямой, ткацкий, встречный узел и грейпвайн. Другие узлы (академический, шкотовый и брамшкотовый) используются для связки лент или тросов разной толщины.
Прямой узел
Прямой, он же морской узел считается самым простым и распространенным не только в скалолазании, но и в быту. Два шнура расположить концами друг к другу и завязать обычным узлом, подведя правый кончик под левый и вывести его наверх.
Далее процесс повторяется с другим концом шнура, но в зеркальном виде. При этом левый кончик веревки надо завести под правый, чтобы получилась петля и крепко затянуть. Правильно завязанный узелок будет выглядеть абсолютно симметрично.
Прямой узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра
Грейпвайн
Обеспечивает надежное и прочное соединение, не требующее дополнительной фиксации.
Порядок действий:
- Подготовить 2 троса одинакового диаметра.
- С помощью правого конца шнура сделать петлю вокруг левого.
- Обмотать левый шнур еще раз, по направлению от конца веревки к ее основанию.
- Правый кончик параллельно пропустить сквозь получившиеся отверстия от основания до окончания веревки.
- Полученный узел затянуть и повторить процедуру в том же порядке, используя левый конец шнура, т. е. обвить его вокруг основания и стянуть.
- Далее оба свободных конца веревки сильно потянуть в разные стороны.
С помощью узла грейпвайн в альпинизме соединяют верёвки, когда нужна одна длинная нитка
В результате получается два аккуратных перекрестия с одной стороны и 4 параллельных обноса с другой.
Встречный узел
Встречный, или ленточный, узел предназначен для связки строп или ремней. Завязывается он долго, но получается очень надежным, не скользит и выдерживает большую нагрузку.
Техника выполнения:
- Взять две веревки одинаковой толщины.
- Кончик одной из них завязать обычным узлом, но не затягивать.
- В получившийся узел протянуть вторую веревку, параллельно повторяя все изгибы первой.
- Полученную связку плотно затянуть.
Встречный узел отлично подходит для связывания двух ремней или лентЕдинственный минус такой вязки – это способность сильно затягиваться под действием веса. Развязать такой узелок уже не получится.
Шкотовый узел
Этот способ связывания веревок известен с древних времен и считается одним из самых надежных. Предназначен он для скрепления канатов или лент разного диаметра. Нужно сделать петлю из широкого шнура и зажать ее в руке. Сквозь нее продеть более тонкую веревку и завести ее за конец широкого шнура, а потом и за основной конец. После этого тонкую веревку продеть под петлю и затянуть.
Шкотовый узел служит для связывания двух свободных концов различных веревок
Ткацкий узел
Простой способ связки шнуров или нитей одной толщины. Широко применяется не только в альпинизме, но и в швейном производстве.
Процесс выполнения:
- Подготовить две одинаковые нити.
- Из левой сделать небольшую петельку и продеть в нее кончик правой нити.
- Обернуть петлю правой ниткой, а потом продеть ее в эту же петлю еще раз и завязать.
Ткацкий узел очень прост в исполнении
Такой узелок позволяет почти незаметно, но плотно соединить две одинаковые нитки.
Брамшкотовый узел
Его часто называют двойным шкотовым, ведь он может выдержать вдвое больше веса. Предназначается для скрепления тросов (ремней) разного диаметра. Его вывязывание не требует усилий или специальных навыков. Он прост и удобен в исполнении.
Как сделать:
- Толстую веревку сложить пополам и сделать петлю.
- Протянуть в нее тонкий шнур и обернуть его вокруг петли.
- Тонкий рабочий шнур подвернуть под себя так, чтобы оба его конца были с одной стороны.
- Еще раз обернуть толстую веревку тонкой, удерживая ее справа от основной петли.
- Опять подсунуть конец тонкого шнура под себя и затянуть.
Брамшкотовый узел используется для создания дополнительной страховкиДополнительно можно зафиксировать связку вспомогательным узлом, но это не обязательно.
Академический узел
Легкий и надежный вариант связывания канатов разной толщины. По технике исполнения он напоминает прямой узел, но слегка усовершенствованный.
Взять 2 шнурка, скрестить и по одному разу оплести друг об друга. Рабочие концы шнурков вывести наверх и повторить процесс. Потом верхние и нижние концы шнуров потянуть в разные стороны.
Академический узел необходим для связывания веревок разного диаметра
Сферы применения
Обычная удавка вяжется очень просто и отлично подходит для перевязки коробок, закрепления грузов. Основной областью ее применения считается пеший туризм и рыбалка.
Самозатягивающийся узел можно с успехом применять для многих других целей
Сооружение переправы с помощью удавки
В длительных туристических походах иногда возникают ситуации, когда нужно переправиться через реку или помочь пострадавшему напарнику. Выйти из положения поможет простая подвесная переправа, для обустройства которой потребуется толстый канат и навык вязания узла удавки.
Что нужно:
- прочный строп, не менее 10 мм в диаметре, который и послужит основой переправы;
- дополнительная страховочная веревка, длина которой должна вдвое превышать длину препятствия;
- несколько приспособлений, уменьшающих нагрузку на основной трос.
Общий вид навесной переправы
Для сооружения переправы необходимо выбрать удобное место, учитывая рельеф местности. При этом один из членов группы должен самостоятельно переправиться на другой конец препятствия, чтобы закрепить импровизированный веревочный мост.
Переправу лучше устанавливать под небольшим уклоном, на надежных крепких опорах, при минимальной ширине и глубине препятствия. На концах грузового стропа нужно связать две затягивающиеся петли-удавки, накинуть на опоры и закрепить. Чуть выше натянуть еще одну веревку, которая будет служить страховочными перилами при переходе.
Удавка с выдергивающейся петлей
Применение в рыбалке
Ни одна охота или рыбалка не обходится без завязывания различных узлов. Обычная удавка не подходит для крепления крючка к леске, ведь такой узел будет держаться только под постоянным натяжением.
Использование узла:
- С помощью удавки можно связать несколько габаритных вещей для дальнейшей перевозки.
- Веревка с затягивающейся петлей на конце позволяет легко поднимать и перемещать тяжелые грузы.
- Подходит для быстрого скрепления узлом нескольких шнуров или тросов, которые после использования так же легко развязываются.
- Удавкой соединяется леска и шпуля катушки.
- Используется для привязывания якоря к тросу.
С помощью удавки удобно перемещать различные грузы
Плюсы и минусы академического узла
К плюсам такого типа узла относят:
- Можно использовать для соединения верёвок, на концах которых закреплён груз, так как при вязании академического узла не нужно пропускать шнуры на всю длину через друг друга.
- Прочность узла можно увеличить, добавив дополнительные витки при вязании.
- Имеет несколько способов плетения.
- Образует прочное соединение на верёвках с грубой основой.
- Легко завязывать и развязывать.
Минусы такого способа плетения:
- При переменной нагрузке такой узел может немного поползти или ослабнуть.
- Трудности при вязке: в случае переплетения одинаковых по цвету и форме шнуров, необходимо внимательно следить за концами верёвок и не перепутать.
- Применим не ко всем материалам: например, на монофильных лесках будет непрочно держаться.
- Не компактен.
↑ Базовые названия
Итак, начнем. Первый вопрос, который нам необходимо решить это вопрос терминологии. Термины, за исключением некоторых общих для всех, очень сильно разнятся. Практически нельзя найти двух книг в которых бы они все совпадали, поэтому не удивляйтесь, встретив совсем другую азбуку в каком-то другом издании. Первый существенный вопрос, концы веревки. Известно, что у веревки, как и у палки, два конца — один котором вы собираетесь вязать, второй либо где-то далеко, либо уже привязан, к чему-нибудь. Собственно этим они различаются. Соответственно, тот, который нам не доступен, или мы его назначили недоступным, будет называться коренным концом
, а тот, который будет принимать участие в вязке назовемходовым концом , так его назвали задолго до нас, это термин устоявшийся и привычный, не вижу смысла придумывать свой.
Далее, по терминам: что такое петля открытая
,петля закрытая иполуузел хорошо видно из рисунка, на словах это объяснить существенно сложнее, поэтому постарайтесь, этот рисуночек все же скачать. Тем более, что уже здесь могут начаться разночтения с другими авторами.
Немного сложнее с элементами узла изображенными в правой части рисунка. Здесь уже все совсем разбредается, поэтому мы все-таки договоримся так :
- Обносом будем считать элемент узла когда ходовой конец обведен вокруг чего-либо, и концы его не перекрещиваются.
- Шлагом будем называть элемент тогда, когда ходовой конец совершил обход препятствия на 360 градусов и смотрит туда куда он смотрел до того, как мы начали исполнять этот элемент.
- Полуштык , это переделанный обнос или не доведенный до конца шлаг. Ходовой конец уже обошел коренной, но не встал в первоначальную позицию.
Полуштык и полуузел в некоторых изданиях относят к первым самым простым узлам, и в некоторые моменты их, действительно, можно так воспринимать, но для нас сейчас они будут только элементами, буковками из которых мы будем составлять слова — узлы.
Что такое автоматическая пожарная сигнализация в пожарной безопасности
Автоматическая пожарная сигнализация, сокращенно АПС, является комплексным устройством, которое отвечает за обнаружение очагов возгорания и оповещение об их обнаружении. При этом многие модели связаны с системами автоматического пожаротушения. То есть при срабатывании сигнализации пульт ее управления передает сигнал на насосные установки, которые тут же автоматически включаются.
АПС устанавливается во всех помещениях в независимости от их назначения, что закреплено законодательными актами и инструкциями МЧС. При этом здание не может быть сдано в эксплуатацию, если в ней нет противопожарной сигнализации. Поэтому на стадии строительства разрабатывается проект, где отображается вся схема распределения датчиков, связанных между собой шлейфами (участками кабельных трасс).
Основное требование к автоматическим установкам пожарной сигнализации – своевременное обнаружения пожара и оповещение людей о начавшемся возгорании. И чем быстрее автоматика сработает, тем быстрее произойдет эвакуация с минимальными людскими и материальными потерями.
Необходимо обозначить, что сама АПС не является системой пожаротушения. Она – часть системы пожарной безопасности. Сегодня с внедрением охранных систем видеонаблюдения, производители предлагают комплексный подход к решению сразу двух задач. Для этого АПС подключают к каналам видеонаблюдения. И такую сеть называют охранно-пожарной сигнализацией – ОПС.
Сооружение переправы с помощью удавки
В пеших туристических походах, часто приходится переправляться через различные преграды (речки, возникшие после ливней препятствия, овраги), транспортировать получивших травму (заболевших) членов группы. Одним из способов это сделать, установить простую, навесную съемную переправу.
Для этого понадобится:
- Основной грузовой строп (10-12 мм в диаметре). По нему будет передвигаться участник (груз) через препятствие. Длинной она выбирается на 5-6 м больше расстояния между предполагаемыми опорами.
- Трос диаметром 10 мм для дополнительной страховки. Он должен быть длиннее двойного расстояния препятствия, приблизительно на 10 м.
- Приспособление для уменьшения износа грузового троса.
Место для переправы следует выбирать с учетом:
- более высокого исходного участка (переправа должна производиться под наклоном);
- надежных опор для крепления грузовой веревки по обеим сторонам преграды (деревья, камни и т. п.);
- минимальная ширина препятствия в месте переправы;
- возможности переправиться одному из участников группы на другую сторону, недалеко от предполагаемого места установки переправы.
Для вязки стропа на опоре, используется узел удавка. Что бы крепление было надежным, следует соблюдать следующие правила:
- все места перехлестов петли из веревки должны соприкасаться с корой дерева;
- удавку рекомендуется использовать только для вязания вокруг подходящих деревьев;
- ствол следует подбирать более 20 см в диаметре.
Крепить трос за кусты, камни, группу стволов молодых деревьев, следует при помощи «простого штыка».
Беседочный или булинь
Один из самых распространенных узлов, состоящий из нескольких более простых. Он универсален, а моряки используют его для швартовки, страховки моряков или привязывании каната к гаку. Этот основной морской узел надежен, а вязать его можно с тросами любой толщины и из разных материалов. Вяжется он элементарно и по надобности быстро развязывается. Вяжется по следующей схеме:
- сформируйте на свободном конце петлю и пропустите через нее конец;
- обведите ходовым концом коренной и вновь заведите в петлю;
- после заключения ходового конца в малую петлю затяните булинь.
При необходимости узел легко развязывается – для этого нужно сдвинуть петлю от ходового конца в сторону коренного.
Как выглядит узел удавка и в чем его особенности
Это скользящий узел с затягивающейся петлей на конце, с помощью которого можно сделать, например, лассо для поимки животных.
Отличительная черта удавки в том, что после использования ее можно ослабить и развязать без особых усилий.
Обычная удавка:
- На конце веревки сделать петлю и завязать.
- Продеть через нее открытую петлю, сформированную из основной части троса.
- Накинуть на опору и затянуть.
Схема, которая поможет завязать узел
Существует несколько разновидностей узла, но самыми распространенными считаются плоский и прямой.
Удавка широко используется на рыбалке для подъема тяжестей. В последнем случае веревка должна быть достаточно толстой, с хорошим запасом прочности.
Многократная восьмерка
Этот узел применяют, когда на веревке нужно создать утолщение. Он выдерживает высокие нагрузки, но в мореходстве его используют нечасто. Нагрузка равномерно распределяется за счет большого числа оборотов веревки, поэтому она не повреждается. Вяжется узел на тросах и веревках сравнительно малого диаметра:
- от ходового конца делается небольшой отступ и формируется петля;
- этим концом делаем оборот вокруг основной веревки и продеваем в петлю;
- свободным концом необходимо сделать два оборота вокруг петли и вновь завести внутрь нее;
- подтягиваем сформировавшиеся петли к середине и затягиваем.
Как завязать морской узел Булинь
Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.
Узел Булинь
Схема вязки морского узла для начинающих:
- Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
- Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
- Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
- Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.
Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.
Техника безопасности
- В процессе вязания узлов следует быть очень осторожным, иначе можно получить травму. Прочная веревка состоит из множества тонких волокон, которые при определенном усилии могут порезать руки. Особенно, это актуально на этапе затягивания узлов, поскольку требуется серьезное усилие.
- Перед подъемом больших грузов, нужно удостовериться в том, что веревка соответствует необходимой прочности. В любом случае, лучше перестраховаться и взять веревку с определенным запасом прочности.
- Ни в коем случае, нельзя применять подобные узлы при перевязывании частей тела. Это может привести к прекращению кровотока, что повлечет за собой непредвиденные результаты. При этом следует учитывать тот факт, что удавка склонна к самозатягиванию.
- Главное, предупредить, хотя на сегодня нет случаев, когда удавка действительно навредила человеку, если не считать эшафотную петлю. Но тот факт, что удавка является достаточно надежным соединением и очень простым в изготовлении, то большинство рыбаков пользуется именно удавкой, когда нужно надежно и быстро закрепить какие-либо предметы.
Игорь 27.05.2017
Узлы привязывания веревки к предмету (затягивающиеся)
Как завязывать битенговый морской узел
Битенговый узел используют для швартовки небольших судов, шлюпок за швартовочные устройства – пал, причальную тумбу, битенг. Узел надежный, хорошо выдерживает рывковую нагрузку, довольно просто вяжется и распускается.
Как завязать морской узел схема картинка
Последовательность завязывания битенгового узла
- Ходовой конец троса обнести вокруг битенга или причальной тумбы, сложить свободный конец в форме открытой петли и завести под корневой конец.
- Сформированную закрытую петлю перекрутить на 180° и, обведя вокруг корневого троса, набросить сверху на битенг.
- Затянуть узел.
Как завязать морской узел Булинь
Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку.
Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.
Схема вязки морского узла для начинающих:
- Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
- Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
- Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
- Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.
Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.
Преимущества и недостатки
Популярность прямого узла в туризме, альпинизме и рыболовстве объясняется такими его преимуществами как:
- Надежность и долговечность.
- Легкая схема вязки, которая не вызывает трудностей даже у новичков.
- При соблюдении техники выполнения соединение выдержит даже значительную нагрузку.
Схема вязки прямого узла отличается удивительной простотой, поэтому справится с ней смогут даже новички
Но помимо указанных плюсов, прямой узел имеет и недостаток. Это можно заметить при использовании его для завязывания шнурков. Так, в зависимости от материала, шнурки могут слишком сильно скользить или, наоборот, затянутся так сильно, что их будет непросто распустить.
Именно за счет этой особенности такая конструкция не используется в альпинизме, такелажном и ткацком деле. В этих случаях используются другие вариации соединений.
На основе прямого узла был создан проводник, часто используемый в альпинизме. В морском деле используется другой вариант – рифовый узел, позволяющий за короткий срок уменьшить площадь парусов. Также можно скрепить готовый прямой узел с помощью контрольного.
Для уменьшения площади парусов используют рифовый узел
«Пожарная лестница» (рис. 8).
В повседневной деятельности моряков, верхолазов-монтажников, строителей, пожарных, горноспасателей и скалолазов нередко возникает необходимость в использовании так называемого шкентеля с мусингами. Шкентелем на флоте называют вертикально висящий растительный трос, закрепленный за что-нибудь верхней частью, а мусингами — утолщения на нем, вплетенные в него в виде узлов, через равные промежутки. С помощью таких тросов матросы садятся в стоящие у борта корабля шлюпки. Но изготовленный шкентель с мусингами не всегда оказывается под рукой, когда срочно нужно спуститься по тросу за борт или подняться по отвесной стенке, если нет ни лестницы, ни штормтрапа. Представьте себе, например, такую ситуацию. С палубы стоящего в порту судна в воду упал человек. На палубе лежит свободная бухта растительного троса. Если вы бросите упавшему конец, то едва ли он сможет по нему подняться на борт: трос может оказаться синтетическим, а в порту на поверхности воды обычно есть слой нефти. Руки упавшего за борт человека будут скользить по тросу, не имеющему мусингов. В такой ситуации выручает «пожарная лестница».
Как уже упоминалось, простой узел является составным элементом многих полезных узлов. «Пожарная лестница» состоит из серии простых узлов, которые очень быстро вяжутся один за другим (за полминуты можно завязать 20 узлов). Она великолепна своей простотой и эффективностью, но требует навыка и четкости в выполнении.
Вязка этого узла начинается с формирования определенного числа калышек, заведенных друг за друга. Возьмите в левую руку ходовой конец троса, отступя от его края 15—20 сантиметров. Сделайте первую калышку диаметром не более 10 сантиметров таким образом, чтобы коренной конец троса был снизу. Затем сделайте точно такую же калышку и прижмите большим пальцем левой руки к кончикам остальных. Точно таким же образом сделайте 5—7 калышек, ровно уложенных одна на другую. Чтобы они не съезжали и не перепутывались, наденьте их на вытянутые вверх пальцы (кроме большого) левой руки
У вас получится своего рода веревочный «стаканчик»
Осторожно снимите его с пальцев так, чтобы он не рассыпался и не сплющился. Теперь ходовой конец, который вы держали в левой руке, пропустите внутрь этого «стаканчика» и выведите его наружу с другой стороны. Положите «стаканчик» на левую ладонь и обхватите его со всех сторон пятью пальцами
Загнутыми кончиками пальцев правой руки придерживайте верхний шлаг «стаканчика» и медленно, без рывков, тяните за ходовой конец троса, торчащий из «стаканчика», вверх
Положите «стаканчик» на левую ладонь и обхватите его со всех сторон пятью пальцами. Загнутыми кончиками пальцев правой руки придерживайте верхний шлаг «стаканчика» и медленно, без рывков, тяните за ходовой конец троса, торчащий из «стаканчика», вверх
По мере вытягивания этого ходового конца на нем будут завязываться простые узлы. Их число будет соответствовать числу сделанных калышек, а расстояние между ними — длине их окружности
Загнутыми кончиками пальцев правой руки придерживайте верхний шлаг «стаканчика» и медленно, без рывков, тяните за ходовой конец троса, торчащий из «стаканчика», вверх. По мере вытягивания этого ходового конца на нем будут завязываться простые узлы. Их число будет соответствовать числу сделанных калышек, а расстояние между ними — длине их окружности.
Описанным способом узлы можно быстро завязать, закрепить один конец веревки за батарею, за ножку кровати (стола), другой конец выбросить в окно и при необходимости спуститься по веревке вниз (например, в случае пожара).
Возможна и такая ситуация. Нужно вытащить застрявший в грязи автомобиль. Есть длинная веревка и люди, готовые оказать помощь. Чтобы им было удобнее тянуть, завяжите на земле «пожарную лестницу» с таким расчетом, чтобы узлы шли примерно через каждый метр.
См. также: карабинные узлы, узлы с анимацией
Проводник в горы
Узел «Австрийский проводник»
Описание. Часто применяется в альпинизме. Лёгкий в выполнении и напоминающий восьмёрку, затягивается в обе стороны и легко развязывается. В альпинизме используется для крепления, временной изоляции перебитой части стропы или снятия нагрузки с перетёртого участка троса.
Как вязать. Сложите из верёвки петлю и сделайте оборот на 360 градусов. Сложите верёвку пополам, положив первую петлю на ту, что получилась при скручивании. Проденьте первую петлю по вторую и затяните, потянув за противоположные концы верёвки.
Где применить. Подойдёт для крепления карабина или рыболовных принадлежностей. Можно использовать как ручки для вёдер или петли для одежды.
«Практичные» и декоративные
Можно выделить и еще одну общую классификацию – разделение на типы узлов по функциональности. Иными словами, узлы делятся на используемые для какой-нибудь работы и декоративные.
Последние отлично подходят для оформления подарков, букетов, нарядной отделки одежды, создания украшений. Среди них особое место занимают мидзухики: с их помощью можно создавать произведения искусства любых форм и назначения – от украшений в виде бабочек и журавлей, до богатых петель и орнамента на одежде.
Существуют и другие классификации – в зависимости от того, что с чем связывается, от назначения, и т. д.