Кокпит
Кокпит лодки «Казанка 5м4» просторный и эргономичный. Компоновка лодки автомобильного типа, органы управления расположены слева. В передней палубе организован багажный тосек, доступ к которому осуществляется через квадратную крышку-люк. Кокпит лодки защищен от брызг и набегающего потока ветра двухсекционным гнутым ветровым стеклом. В кокпите располагаются два раскладных сиденья с мягкой накладкой и кормовой диван. В бортах организованы небольшие вещевые полочки.
Выпускается модификация лодки с каютой. Данный вариант исполнения позволяет двум членам экипажа обходиться без палатки при ночевке на природе.
Развитие плавсредств
Сам по себе серийный выпуск лодок для рыбаков и простых любителей водных прогулок приятно удивил многих советских людей. Однако характеристики первого образца оставляли желать лучшего.
Поэтому спустя несколько лет инженерами казанского завода имени С.П.Горбунова была разработана новая модель – Казанка-2М. Она также была выполнена из дюралюминия, но габаритами превосходила предшественницу. Именно 2М, с длинной корпуса 5 метров, стала самой длинной из выпускаемых в Советском Союзе рыбацких лодок. Особенно ценился тот факт, что 2М могла взять на борт до 6 пассажиров!
Впрочем, прогресс вовсе не стоял на месте. Специалисты разрабатывали все новые и новые модели. Так в 70-80-ые годы прошлого века с конвейера начала сходить Казанка-5, сменившая устаревшую 2М.
Вогнуто-килевые обводы позволяли быстро набирать скорость, хорошо маневрировать, а также преодолевать небольшие волны. Правда, при неумелом управлении она нередко зарывалась носом в корму.
Поэтому долгое время считалось, что она подходит только для опытных пользователей, которые точно знают, когда стоит добавить газу, а когда уменьшить подачу топлива, чтобы легко и безопасно маневрировать по неспокойной воде.
Поэтому вскоре были выпущены такие новинки, как 5М2, 5М3 и даже 5М4. Все они были лишены недостатков Казанки-5. Если 5М2 была предназначена для установки мотора на 55 лошадиных сил, то усиленный корпус 5М3 позволял установить мотор на 60 л.с. Благодаря этому скорость, по сравнению с 5М2, резко возросла. Разумеется, 5М3 произвела настоящий фурор среди любителей лодок.
А вот 5М4 получила корпуса нового дизайна – вместо вогнуто-килевых обводов, она обладала выпукло-килевыми. Это позволило 5М4 сохранять маневренность, устойчивость даже при сильном боковом ветре и при этом уверенно взбираться на крупные волны – даже удачная 5М3 не могла похвастать этим.
Именно поэтому 5М4, как одна из наиболее удачных моделей, выпускается по сей день.
Немаловажно, что простая конструкция лодок позволила любителям усовершенствовать её. Лодки укреплялись, снабжались дополнительным оборудованием и многое другое. Некоторые мастера даже поговаривали о подводных крыльях и действительно устанавливали их, увеличивая скорость любимых лодок на 5-10 километров в час
Некоторые мастера даже поговаривали о подводных крыльях и действительно устанавливали их, увеличивая скорость любимых лодок на 5-10 километров в час.
Последним обновлением в семействе стала Казанка 6, выпущенная в 1990 году. В отличие от Казанки 5М2 и последующих модификаций этой серии, новая лодка имела совершенно иные технические характеристики.
Кому-то это может показаться просто смехотворным. Однако эта странная и неуклюжая лодка имела ряд достоинств. В первую очередь это удивительно малый вес – всего 82 кг против, например, 190 кг Казанки 5М2, 5М3 и 5М4, не говоря про 220 кг Казанки 2М.
Кроме того, она отличалась необычной устойчивостью на спокойной воде и послушностью – управлять ею спокойно мог даже ребёнок, не говоря уж про более-менее опытных пользователей. Лодка (а точнее джонбот, так как она имела совершенно плоское дно) нашла признание среди рыбаков, любителей водного туризма и просто среди сторонников активного отдыха.
Более подробно об особенностях алюминиевых лодок для рыбалки рассказано здесь.
Историческая справка
Гигант отечественной промышленности, в советские годы задавал тон водно-моторной жизни. Судно стало первой «народной» мотолодкой. Именно его предлагали магазины. До появления катера «Казанка» массового рынка пассажирских плавательных судов в СССР просто не существовало.
Важно! Название стало нарицательным, сегодня его нередко пишут с маленькой буквы и без кавычек – казанка. Через похожий лингвистический процесс прошёл парацетамол
В свою очередь, модель серии «М» именуют как казанка-метла.
Первый экземпляр сошёл с конвейера Казанского авиационно-производственного объединения имени С. П. Горбунова в 1955. Новинка настолько сильно пришлась по душе отечественной публике, что спрос значительно превысил предложение и это при повышенных объёмах производства (свыше 2000 моделей в месяц).
Показатели продаж держались на верхней планке довольно долго, но лидерство в отрасли было утрачено после появления двадцатисильного «Вихря». Мотор продемонстрировал, что лодка небезопасна на относительно больших скоростях (10 л. с.). В отдельных регионах государственные структуры даже выдали запрет на совместное использование «Казанки» и «Вихря».
Конструкторы завода попытались разрешить эксплуатационную проблему при помощи бортовых наделок-булей, а также за счёт внедрения дистанционного управления, но этих мер оказалось недостаточно. Разрыв с уровнем продукции других мостостроителей был слишком велик для того, чтобы исправить всё только незначительными модификациями.
В результате появилась пятиметровая и шестиместная «Казанка-2». С конвейера КАПО она начала сходить в середине 70 годов. Мореходность новинки была на порядок выше предыдущей модели. Возможность совместного использования с моторами мощностью до 50 л. с. сумела переломить ситуацию на рынке в пользу авиазавода им. Горбунова. Но окончательно она стабилизировалась после появления «Казанки-5», на которую разрешали ставить два мотора с общей мощностью до 55 л. с., и её последующих модификаций.
В 90-е гг. производитель, как и остальная страна, столкнулся с серьёзными трудностями. Возобновление сборки пришлось на 1997, но объёмы были далеки от прежних. Для сравнения: в 80-е за год выпускалось до 5000 штук, а после перерыва – только несколько сотен в месяц.
Чем отличается «Казанка» от «Казанки-М» и «Южанки»?
Мотолодка Казанка-М» («Южанка»)от предыдущей модели отличается бортовыми булями, которые находятся в кормовой части лодки. Були имеют четкую геометрию и объем в 52 литра. Они увеличивают длину плавательного средства на 400 мм и дополнительно выполняют роль отсеков плавучести, благодаря которым судно становится непотопляемым. На предыдущих моделях маломерных суден серии «Казанка» були заполнялись легким пенополистиролом.
Корпус «Южанки» также выполнялся из прочного и износоустойчивого дюралюминия. Он состоял из таких элементов:
- продольно расположенных ребер жесткости;
- шпангоутов;
- двух переборок.
Детальное описание
Моторные лодки Казанка имеют несколько модификаций. Первая модель имела название Южанка.
Моторная лодка Казанка была запущена в серийное производство в 1955 году. Помимо Казани, выпуском катеров по аналогичным чертежам занимались другие судостроительные заводы, в том числе Черноморский. Плавсредство можно было заказать и купить через магазинные сети.
Отличительными особенностями мотолодок Казанка являются:
- корпус плоскодонного типа;
- крепление элементов методом клепки;
- укрепление ребрами жесткости;
- наличие двух переборок – носовым отсеком плавучести и багажным отделением;
- бортовой изгиб к центру;
- слани, установленные в пазы ребер жесткости, закрывающие все дно кокпита;
- габариты, позволяющие использовать судно даже на маленьких водоемах.
Корпус первых мотолодок Казанка не был оснащен брызгоотбойниками. Это провоцировало залив кокпита водой при движении по волнам. Казанки не имели рецесса, поэтому были часты случаи, когда брызги от работающих лопастей мотора и поворотные маневры способствовали заливу кормы. Заводская комплектация предусматривала оснащение внутреннего пространства тремя жесткими лавками. Ряд моделей был оснащен ветровыми стеклами изогнутой формы.
Дюралевая Казанка, характеристики которой представлены в таблицах, была доработана инженерами. Модели с литерой М и Южанка были дооборудованы герметичными булями, которые увеличивали коэффициент остойчивости и расширяли корму до 2 м в ширину. Каждый элемент имел объем в 52 л. Внутренняя полость бульной конструкции могла быть пустой или заполненной пенопластом.
Конфигурация миникатеров серии МД предусматривала установку дистанционного управления мотором за счет рычагов и руля, установленных в носовой панели. Модели 2М имели большую грузоподъемность и вмещали до 6 человек. В производстве пятой модификации был использован более прочный сплав с повышенной устойчивостью от коррозии, кокпит низкой посадки был оснащен мягкими складными сидениями.
Обводы
Мотолодка Казанка-М оснащена обводами по всему периметру корпуса. Детали имеют конструкцию под названием «самолетик». Обводные концы на плавсредстве закреплены с обеих сторон уголками. Правые и левые боковые элементы оснащены просечками и отверстиями для заклепывания.
Обводы в Казанке-М наиболее подвержены истиранию за счет механического трения. При эксплуатации судна максимальная нагрузка приходится на килевые обводные элементы, которые потребуется заменить. Комплекты потребуется делать под заказ ввиду снятия лодки с массового производства.
Общее расположение
Первые лодки серии отличаются от Казанки-М с булями конфигурацией. Бульные элементы на усовершенствованных моделях прикреплены к корме методом клепки. Они служат дополнительными отсеками, улучшающими плавучесть, непотопляемость и устойчивость судна.
Корпус мотолодки – это сборная клепаная конструкция из дюраля. Набор включает продольные ребра жесткости, две переборки и шпангоуты. Толщина металла на днище достигает 1,8 мм. Бортовые стенки имеют толщину в 1 мм.
По длине мотолодки предусмотрена установка сидений:
- на корме для управления лодочным мотором;
- в середине для пассажиров;
- рядом с багажным отсеком для рулевого и пассажира.
От оснащения лодки булями или оборудования зависит параметр, сколько весит судно. В инструкции по эксплуатации изложена рекомендация об использовании плавсредства не дальше, чем 1,5 км от береговой линии. Рекомендуемая максимальная скорость – до 40 км/ч при легкой нагрузке и 30 км/ч при полной нагруженности. Транец корпуса усилен фанерной накладкой и рассчитан на установку одного лодочного мотора.
Схема
Подробный чертеж устройства глиссера Казанка в разрезе поможет увидеть развертку конструкции, расположение герметичных отсеков, ребер жесткости.
Детальное описание
Моторные лодки Казанка имеют несколько модификаций. Первая модель имела название Южанка.
Моторная лодка Казанка была запущена в серийное производство в 1955 году. Помимо Казани, выпуском катеров по аналогичным чертежам занимались другие судостроительные заводы, в том числе Черноморский. Плавсредство можно было заказать и купить через магазинные сети.
Отличительными особенностями мотолодок Казанка являются:
- корпус плоскодонного типа;
- крепление элементов методом клепки;
- укрепление ребрами жесткости;
- наличие двух переборок – носовым отсеком плавучести и багажным отделением;
- бортовой изгиб к центру;
- слани, установленные в пазы ребер жесткости, закрывающие все дно кокпита;
- габариты, позволяющие использовать судно даже на маленьких водоемах.
Корпус первых мотолодок Казанка не был оснащен брызгоотбойниками. Это провоцировало залив кокпита водой при движении по волнам. Казанки не имели рецесса, поэтому были часты случаи, когда брызги от работающих лопастей мотора и поворотные маневры способствовали заливу кормы. Заводская комплектация предусматривала оснащение внутреннего пространства тремя жесткими лавками. Ряд моделей был оснащен ветровыми стеклами изогнутой формы.
Дюралевая Казанка, характеристики которой представлены в таблицах, была доработана инженерами. Модели с литерой М и Южанка были дооборудованы герметичными булями, которые увеличивали коэффициент остойчивости и расширяли корму до 2 м в ширину. Каждый элемент имел объем в 52 л. Внутренняя полость бульной конструкции могла быть пустой или заполненной пенопластом.
Конфигурация миникатеров серии МД предусматривала установку дистанционного управления мотором за счет рычагов и руля, установленных в носовой панели. Модели 2М имели большую грузоподъемность и вмещали до 6 человек. В производстве пятой модификации был использован более прочный сплав с повышенной устойчивостью от коррозии, кокпит низкой посадки был оснащен мягкими складными сидениями.
Обводы
Мотолодка Казанка-М оснащена обводами по всему периметру корпуса. Детали имеют конструкцию под названием «самолетик». Обводные концы на плавсредстве закреплены с обеих сторон уголками. Правые и левые боковые элементы оснащены просечками и отверстиями для заклепывания.
Обводы в Казанке-М наиболее подвержены истиранию за счет механического трения. При эксплуатации судна максимальная нагрузка приходится на килевые обводные элементы, которые потребуется заменить. Комплекты потребуется делать под заказ ввиду снятия лодки с массового производства.
Общее расположение
Первые лодки серии отличаются от Казанки-М с булями конфигурацией. Бульные элементы на усовершенствованных моделях прикреплены к корме методом клепки. Они служат дополнительными отсеками, улучшающими плавучесть, непотопляемость и устойчивость судна.
Корпус мотолодки – это сборная клепаная конструкция из дюраля. Набор включает продольные ребра жесткости, две переборки и шпангоуты. Толщина металла на днище достигает 1,8 мм. Бортовые стенки имеют толщину в 1 мм.
По длине мотолодки предусмотрена установка сидений:
- на корме для управления лодочным мотором;
- в середине для пассажиров;
- рядом с багажным отсеком для рулевого и пассажира.
От оснащения лодки булями или оборудования зависит параметр, сколько весит судно. В инструкции по эксплуатации изложена рекомендация об использовании плавсредства не дальше, чем 1,5 км от береговой линии. Рекомендуемая максимальная скорость – до 40 км/ч при легкой нагрузке и 30 км/ч при полной нагруженности. Транец корпуса усилен фанерной накладкой и рассчитан на установку одного лодочного мотора.
Схема
Подробный чертеж устройства глиссера Казанка в разрезе поможет увидеть развертку конструкции, расположение герметичных отсеков, ребер жесткости.
Информация о мотолодках «Казанка», «Казанка-М»
Руководство по эксплуатации мотолодки «Казанка» Производитель: Воронежский авиационный завод
Руководство по эксплуатации мотолодки «Казанка-М»
Лодка «Южанка» (близнец Казанки-М)
Подборка видео с участием лодок: Казанка, Казанка-М, Южанка
Об отличиях лодок Казанка-М и Южанка
Обсуждение лодки Казанка-1 на форуме
Обсуждение всех лодок семейства Казанка на форуме
Усовершенствование серийных мотолодок. Лодки «Казанка», «Крым», «Обь», «Днепр», «МКМ» Модернизация. Дополнительное оборудование. Полезные мелочи.
Рубка на серийной мотолодке
Легкая рубка со съемным тентом
Бортовые наделки в корме вместо Булей
Самодельный тент — общие требования
Тент для лодки с наделками
Тент для «Южанки» и «Казанки»
Съемный штурвал
Сиденье для водителя
Быстросъемное сиденье для «Казанки-М»
Встроенные топливные баки
Крылья для «Казанки» с «Вихрем»
Паруса для мотолодок
Основные понятия и термины
Управление судном
Как сшить парус
Паруса для «Казанки»
Парус на «Казанке-М»
«Казанка 6М»: особенности лодки
Это последнее обновление в семействе «Казанок», которое выпустили в 1990 году. Лодка 6М– это настоящий шедевр от казанского завода, которая получила совершенно новые технические данные. Несмотря на то, что на ней категорически нельзя выходить в море и плавать при высоте волны больше 20 см, она имеет ряд неоспоримых достоинств. Вес лодки составляет всего 82 кг, в то время как предыдущие модификации весили 190 кг, за исключением «Казанки-2М» массой в 220 кг.
К плюсам мотосудна 6М относят:
- маневренность за счет легкости;
- устойчивость на спокойной воде;
- послушность (лодкой легко и приятно управлять);
- совершенно плоское дно.
Современные возможности и совершенствования лодок «Казанка»
Для того чтобы сделать отечественную лодку серии «Казанка» более комфортной, безопасной и удобной для эксплуатации, наша компания предлагает купить дополнительные элементы тюнинга, к которым относят:
- ходовой тент на лодку «Казанка-5М2»;
- лобовые стекла для мотолодок;
- кресла и сиденья;
- электрическое оборудование и многое другое.
Каждый из представленных элементов имеет свои достоинства и предоставляет уникальную возможность превратить старую модель лодки в современное плавательное средство, которое можно использовать для морских и речных путешествий, для охоты, семейных прогулок и рыбалки.
Например, лобовое стекло с калиткой на моторную лодку модификации 5М4служит для защиты пассажиров от встречного ветра и брызг воды. Такое стекло позволит выходить на нос лодки и любоваться открывающимся видом на морскую или речную гладь. Также у нас представлен богатый ассортимент ходовых тентов, которые могут частично или полностью закрывать лодку. Благодаря этому в ней можно оставаться и ночью.
Обводы мотолодки «Казанка»
Плоскодонная дюралевая глиссирующая моторная лодка «Казанка» (в народе «Метла») долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. С 1955 по 1978 г., когда все модификации этой лодки (включая «Казанку-М» и «Южанку») были сняты с производства, было выпущено более 200 тыс. единиц.
Существенными недостатками «Казанки», послужившими причиной для ее снятия с производства, являются низкая остойчивость, неправильное распределение отсеков, обеспечивающих непотопляемость, отсутствие рецесса, сильные перегрузки, возникающие на плоском днище при глиссировании на волне высотой более 0.3 м. Эти недостатки стали особенно ощутимыми при широком распространении «Вихрей» мощностью 20~25 л.с., под которыми лодки опрокидывались, корпуса их теряли герметичность. Стык днищевых и бортовых листов обшивки выполнен без образования брызгоотбойника, поэтому «Казанка» сильно забрызгивается в свежую погоду. Кроме того, «Казанка» не имеет подмоторной ниши, вследствие чего нередки случаи заливания водой через корму. Попытки использовать «Казанку» в море и других открытых водоёмах приводили к многочисленным несчастным случаям.
К числу достоинств лодки можно отнести простоту ее конструкции и оборудования, что обусловило сравнительно невысокую ее стоимость и неприхотливость в эксплуатации. Ценными качествами «Казанок» являются малая осадка и лёгкий выход на глиссирование с большой нагрузкой и маломощными моторами. В настоящее время можно считать возможным использование старой «Казанки» (без бортовых наделок) с мотором мощностью до 15 л.с. Несмотря на отмеченные выше недостатки, «Казанка» имеет свою «изюминку», и пользуется заслуженной популярностью на малых реках.
Усовершенствования, выполняемые владельцами мотолодки, в основном касаются повышения ее мореходных качеств (установка наделок-булей или фальшборта в кормовой части) и комфортабельности (устройство полурубок, улучшение оборудования). Существует много конструкций «Казанок» с водометными стационарными установками, на подводных крыльях, амфибий.
Лодка Казанка-2М
Моторная лодка Казанкавыпускалась до 1978 года, но ей на смену все же пришла новая модификация «Казанка-2М», которая стала самой большой лодкой в СССР, изготовленной из дюраля. По своим размерам она намного превосходила первую модель лодки. В длину она занимала 5 м, поэтому стала самой длиной рыбацкой лодкой в СССР.
К отличительным особенностям лодки «Казанка-2М» можно отнести:
- она вмещает в себя 6 человек, в то время как обычные рыбацкие лодки, выпускаемые в то время, могли поместить на своем борту не больше 5 человек;
- оснащается мотором на 50 лошадиных сил;
- развивает скорость около 28 км в час, причем при полной загрузке;
- в ширину лодка занимает 1,6 м;
- для снаряжения имеются отдельные ящики.
Это далеко не все особенности мотолодки. Ко всему прочему она имеет изогнутую форму корпуса, позволят установить мотор от легкового автомобиля, а также избавлена от выносного транца, который был у предшественницы.
Плавательные судна этой серии можно было встретить практически на всех реках Советского Союза, но, несмотря на то, что с момента их производства прошло несколько десятков лет, они по-прежнему используются для туристических целей, организации семейных морских путешествий и рыбалки. Среди заядлых водномоторников, считаются одними из лучших отечественных рыболовецких суден.
Недостатки лодки «Казанка-2М»
К недостаткам этой модификации отечественных «Казанок» относят закрученные обводы и небольшой ходовой дифферент. Также возникают сложности при перемещении по воде, из-за сильного водного сопротивления. Если сравнивать эту лодку с последующей моделью 5М3, то следует отметить, что она имеет усиленный корпус и оснащается мотором в 60 л/с.
Казанка-5М7
Преимущества
- Гарантийный срок 15 лет,
- Увеличенный кокпит за счет открытой носовой части,
- Открывающееся ветровое стекло для проходе между двумя консолями,
- Корпус из пластика и дюралюминия,
- Три варианта комплектации.
Недостатки
- В базовой комплектации нет весел,
- Тонкое днище,
- Слабая жесткость корпуса в районе форпика.
Моторная лодка Казанка-5М7 — это самая неоднозначная модель во всей линейке 5-ой серии. В ней появилось много чего нового и полезного и в тоже самое время не все новое превратилось в плюсы.
- Лодка теперь состоит из двух частей. Борта и днище сделаны из дюралюминия и соединены клепанным методом. Кокпит представляет собой чашеобразный, стеклопластиковый вкладыш. Кокпит и сам корпус разделяется двухкомпонентной пеной. Пена эат не впитывает влагу, не утяжеляет лодку, но в тоже время еще и смягчает дельфинирование, которое свойственно этой серии. Владельцы «Казанок-5М7» жалуются, что пластик этот не очень прочный и от сюда недолговечный. Но есть и те, кому очень нравиться такое решение, они говорят, что благодаря белому цвету пластик не нагревается на солнце, сам пластик приятный на ощупь и вполне безопасен.
- Нос стал открытым и в нем можно разместить еще одного пассажира. Вроде бы явное преимущество, но с другой стороны, в прошлых моделях там был большой и удобный отсек для хранения вещей.
- Толщину дна почему то решили уменьшить, не смотря на то, что оно и у старых моделей было не сильно толстым, всего 1,8 мм. При хождении по волнам постоянные удары о воду ослабляют заклепки.
- «Казанка-5М7» в продаже доступна аж в трех комплектациях — рыбак, комфорт, турист. разница между комплектациями в дополнительном оборудовании.
- Рецесс стал меньше, от сюда вытекает то, что мотор теперь можно поставить только один. Из плюсов, сам рецесс пластиковый, он стал крепче и соответственно надежнее.
В заключении можно сказать, что «Казанка» благодаря небольшому весу и приличным габаритам отлично эксплуатируется в морских заливах. Небольшие недостатки в конструкции с легкостью можно устранить самим. Сейчас выпускается усовершенствованная облегченная версия лодки под названием Казанка-5М и 5М4. Новая модель может развивать скорость до 52 км/ч, а вот количество мест уменьшилось до четырех.
Сейчас моторную лодку «Казанка-5М4» в состоянии б/у на Авите или других досках объявлений можно найти по скромной цене от 15 000 рублей, в более-менее нормальном состоянии, но чтобы довести ее до ума придется приложить еще не мало сил и средств. Лодка в хорошем состоянии и хорошо оборудованная будет стоить уже от 100 000 рублей.
Самый оптимальный двигатель для Казанки это 30 л.с. С пятью пассажирами на борту и мотором Ямаха 30 максимальная скорость составит примерно 27 километров в час. Для тех, кому интересно: Подробный обзор отечественных моторных лодок.
Технические характеристики лодок «Казанка»
Технические характеристики лодок «Казанка» таковы, что при вместительности до 4 человек с мотором небольшой мощности способно быстро перемещаться по водной поверхности со скоростью 25 км/ч. Имея отличные технические и ходовые характеристики, маломерные суда «Казанка», составили конкуренцию всем известным маломерным судам. Различные модификации самой популярной бюджетной моторки «Казанка» отличаются друг от друга техническими характеристиками.
Плоскодонная моторная лодка «Казанка» была известна в народе под названием «Метла».
Лодка «Казанка»
Лодка «Казанка» технические характеристики (самой распространённой на всём постсоветском пространстве лодки с подвесным мотором):
- максимальная длина лодки «Казанка» — 4.6 метра;
- наибольшая ширин — 1.24 метра;
- высота борта на миделе (вертикальное измерение средней линии судна) — 68 сантиметров;
- грузоподъёмность — 400 килограмм;
- вес судна вместе с оборудованием и снаряжением — 138 килограмм;
- пассажировместимость — 4 человека;
- допустимая мощность мотора при сохранении хороших ходовых качеств-не больше 15 л.с.;
- максимальная скорость лодки при полной загрузки с мотором 10 л.с.-25 км/ч.
Лодка «Казанка М»
Второе поколение лодки «Казанка М» несколько отличается от первых моделей лёгких лодок. Для увеличения остойчивости (сохранение плавучести при воздействии внешних неблагоприятных факторов) судна, к бортам в кормовой части были добавлены герметичные були (дополнительные бортовые конструкции).
Размер лодки «Казанка М», грузоподъёмность и пассажировместимость остались практически без изменения, но улучшились ходовые качества и увеличился вес конструкции.
Лодка «Казанка М» технические характеристики:
- масса лодки с оборудованием и снаряжением — 145 килограмм;
- максимальная скорость с использованием мотора мощностью 25 л.с., при полной загруженности лодки составляла 30-40 км/ч;
- улучшены мореходные качества, плавсредство может сохранять свои ходовые качества при высоты волны свыше 20 сантиметров;
- лодка была дооборудована ветровым стеклом.
Лодка «Южанка»
На базе лёгкой лодки «Казанка» в конструкторском бюро Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве была выпущена новая усовершенствованная модель маломерной лодки «Южанка».
Лодка «Южанка» отличается от исходной модели «Казанка» конструктивными новшествами:
- лодка была оснащена двумя ветровыми стеклами для защиты от брызг и ветра;
- судно могло уходить от берега в море на расстояние более 1 километра при волнении не выше трёх баллов;
- установленные надстройки (були) длиной 275 сантиметров, обеспечивали улучшенные гидродинамические качества;
- за счёт дополнительных конструкций увеличился вес лодки-145 килограмм;
- пассажировместимость-5 человек;
- водоизмещение (объём воды, вытесненной подводной частью судна) 365 литров;
- наличие защитного тента;
- осадка (глубина погружения в воду) при максимальной загруженности лодки-не более 15 сантиметров;
- при затопляемости трюма судно оставалось на плаву в горизонтальном положении.
Лодка «Казанка 2»
Лодка «Казанка 2» было спущено на воду через 3 года с моменты выхода первой модели.
Плавсредство претерпело несколько изменений, с учётом всех недоработок первых моделей, новая модификация имела отличительные технические характеристики:
- увеличилась пассажировместимость до 8 человек;
- возможность перемещения при волнении в 3 балла;
- использовании подвесного мотора мощностью свыше 25л.с.;
Лодка «Казанка 5»
Лодка «Казанка 5» с обновлённым дизайном и некоторыми конструкторскими доработками с улучшенными техническими характеристиками, стала самым востребованным плавучим средством среди рыболовов и туристов.
Описание:
- корпус судна был изготовлен из композиционного алюминиевого сплава с повышенной пластичностью;
- жёсткие сидения заменены на мягкие складные кресла;
- рекомендовано использование мотора мощностью более 30 л.с.
- улучшены качества по непотопляемости судна за счет применения пенопласта под кормой палубы.
Лодка «Казанка 5М»
Лодка «Казанка 5М» не существенно отличается от всех предыдущим модификаций. Массовый выпуск этих лодок начался в 1978 году и прекратился в конце 80-х годов. Лодка имела выносной транец для двух подвесных моторов.
Грузоподъёмность лодки и размеры остались прежними, но вследствие конструкторских изменений, значительно увеличились эксплуатационные характеристики:
- общая масса с оборудованием составила 190 килограмм;
- возможность использования мотора мощностью 60 л.с;
- за счёт изменения подводной носовой части улучшились ходовые качества.
Интересные факты
- Пятая модель Казанки серии М заняла первое место в гонке на 100 м в 1989 г.
- Заводская комплектация включала 3 весла. Третье было кормовым.
- Новые лодки поставлялись в комплекте с «аптечкой», где было все необходимое для заделки пробоин.
- Казанки без булей самостоятельно оснащали дополнительными отсеками плавучести.
- Лодку нельзя эксплуатировать при шторме выше 2 баллов.
- Монтаж подводных крыльев увеличит скорость глиссера.
- В 70-х годах на большинстве водоемов была запрещена эксплуатация Казанок в связи с частыми несчастными случаями из-за закидывания лодки волной или переворота во время маневра.
Лодки и ПЛМ
Плоскодонная дюралевая глиссирующая «Казанка» долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. С 1955 по 1978 г., когда все модификации этой лодки (включая «Казанку-М» и «Южанку») были сняты с производства, было выпущено более 200 тыс. единиц. Существенными недостатками «Казанки», послужившими причиной для ее снятия с производства, являются низкая остойчивость, неправильное распределение отсеков, обеспечивающих непотопляемость, отсутствие рецесса, сильные перегрузки, возникающие на плоском днище при глиссировании на волне высотой более 0.3 м. Эти недостатки стали особенно ощутимыми при широком распространении «Вихрей» мощностью 20~25 л.с., под которыми лодки опрокидывались, корпуса их теряли герметичность. Стык днищевых и бортовых листов обшивки выполнен без образования брызгоотбойника, поэтому «Казанка» сильно забрызгивается в свежую погоду. Кроме того, «Казанка» не имеет подмоторной ниши, вследствие чего нередки случаи заливания водой через корму. Попытки использовать «Казанку» в море и других открытых водоёмах приводили к многочисленным несчастным случаям. К числу достоинств лодки можно отнести простоту ее конструкции и оборудования, что обусловило сравнительно невысокую ее стоимость и неприхотливость в эксплуатации. Ценными качествами «Казанок» являются малая осадка и лёгкий выход на глиссирование с большой нагрузкой и маломощными моторами. В настоящее время можно считать возможным использование старой «Казанки» (без бортовых наделок) с мотором мощностью до 15 л.с. Несмотря на отмеченные выше недостатки, «Казанка» имеет свою «изюминку», и пользуется заслуженной популярностью на малых реках. Усовершенствования, выполняемые владельцами мотолодки, в основном касаются повышения ее мореходных качеств (установка наделок-булей или фальшборта в кормовой части) и комфортабельности (устройство полурубок, улучшение оборудования). Существует много конструкций «Казанок» с водометными стационарными установками, на подводных крыльях, амфибий. «Казанка-М» и «Южанка» отличаются от исходной модели — «Казанки» — бортовыми булями, приклепываемыми в кормовой части корпуса.
Були имеют герметичную конструкцию и объем 52 л, увеличиваюг общую ширину лодки на 400 мм и служат дополнительными отсеками плавучести, обеспечивающими непотопляемость лодки. На многих лодках серии були заполнялись пенополистиролом. Корпуса лодок изготовлялись клепаной конструкции из дюралюминия, со смешанной системой набора, состоящего из продольных ребер жесткости, шпангоутов и двух переборок. Толщина обшивки днища — 1,5—1,8 мм; бортов и палубы — 1 мм. Водонепроницаемая форпиковая переборка выделяет герметичный отсек непотопляемости, вторая переборка с запираемой дверцей — багажник для походного снаряжения.Мотолодки оборудовались жесткими сиденьями со спинками, ветровым стеклом; снабжались распашными веслами с уключинами. Дополнительно отдельные серии лодок комплектовались дистанционным управлением мотором и тентовым устройством. Эксплуатация лодок допускается при удалении от берега до 1500 м и волнении не выше 2 х баллов. Максимальная скорость лодки под мотором «Вихрь» составляет 37—40 км/ч, с полной нагрузкой — 30 км/ч. Под мотором «Москва» мощностью 10 л.с. соответствующие скорости 25 и 12 км/ч.
Технические характеристики моторной лодки «Казанка»: Длина наибольшая,……………………….. 4,63 м Ширина наибольшая,……………………… 1,24 м Высота борта на миделе,………………… 0,68 м Угол килеватости днища на транце………….. 4° Масса с оборудованием и снабжением,… 138 кг Грузоподъемность,…………………………… 400 кг Пассажировместимость,…………………….. 4 чел. Допустимая мощность ПЛМ,………………. 15 л.с. Скорость под мотором: «Москва» (10 л.с.) с полной нагрузкой,………………………….. км/ч 12 максимальная, км/ч………………………………… 25
Технические характеристики моторной лодки «Казанка-М» и «Казанка-МД»: Длина наибольшая,…………………………………. 4,63 м Ширина наибольшая,……………………………….. 1,60 м Высота борта на миделе,………………………….. 0,68 м Угол килеватости днища на транце……………………. 4° Масса с оборудованием и снабжением,………. 145 кг Грузоподъемность,………………………………….. 400 кг Пассажировместимость,……………………………. 4 чел. Допустимая мощность ПЛМ,…………………….. 25 л.с. Скорость под мотором: «Вихрь» (20 л.с.) с полной нагрузкой,………………………………. 30 км/ч максимальная,……………………………………… 40 км/ч
< Предыдущая | Следующая > |