Преимущества и недостатки всей серии лодок “Обь”
Преимущества
- Универсальная моторная лодка для любого ПЛМ в пределах разрешенной мощности.
- Отличные скоростные характеристики и выхлоп с каждой лошадиной силы двигателя, благодаря чему лодка “Обь” очень часто фигурирует в призерах на различных спортивных соревнованиях.
- В ходовых качествах конструкторы “Оби” оступились лишь на модели “М” и то только при волнении на воде. Остальные модели обладают очень хорошими и сбалансированными ходовыми качествами. Маневренность, всхожесть на волну, выход на глисс, все на очень достойном уровне.
- Хорошая грузоподъемность для таких размеров моторки.
- Качественное соединение деталей корпуса путем клепки и дополнительное усиление швов.
- Рост уровня комфортабельности с каждой новой моделью.
Недостатки
- Ранние модели обладали минимальным количеством багажных отсеков, но к середине 70-х годов инженеры решили эту проблему.
- Обитаемость ранних моделей была на очень низком уровне. Не удобные сидушки, не было возможности устройства спальных мест, не было защиты от солнца и дождя.
- Первоначально мореходность лодки была ниже среднего. Волны выше 70 см. для “Оби” были противопоказаны. Модель “М” вообще любит нырять под волну (в народе её прозвали “нырок”) и ей противопоказана носовая загрузка и резкие старты, что чревато уходов моторки под воду. Только у “тройки” и далее проблемы с мореходностью были полностью устранены.
- Отсутствие возможности спарки вплоть до 4-ой модели, но умельцы своими руками решали и эту проблему.
Лодка «Обь» – история создания
В 1960-ые годы многие авиазаводы переквалифицировались на выпуск алюминиевых моторных лодок: производственный процесс клепки лодочных корпусов во многом схож с технологией изготовления фюзеляжа самолета. Авиатранспорта хватало, заказов поступало мало, и заводы переключились на выпуск лодок, которые как раз тогда набирали большую популярность. Этот фактор и поспособствовал началу производства на новосибирском авиазаводе им. Чкалова моторной лодки «Обь».
За основу прогулочно-спортивного катера инженеры взяли готовую конструкторскую наработку пластиковой лодки «ПК-5», только заменили материал на дюралюминий и добавили пару конструктивных нюансов. В итоге вышла добротная моторная лодка с небольшим весом и высокими мореходными качествами. Судно быстро завоевало высокий спрос пользователей и вышло в широкомасштабное производство.
Более того, в 1970 году завод был отмечен почетным призом с такой формулировкой: «За самую массовую и конкурентоспособную лодку в стране». Как гласит статистика, за год выпускалось порядка 3,5 тыс. образцов лодки «Обь», а впоследствии этот показатель достигал и 7500 единиц! Правда, в это время наряду с оригиналом выпускались уже модифицированные версии «Обь-М», «Обь-2» и другие.
Корпус
«>Корпус судна выполнен в виде дюралеминевых листов, соединенных с помощью заклепок. Герметизация лодки реализована благодаря применению резиновых уплотнителей с замазкой.
Корпус собирается из нескольких отдельных секций. Соединение последнего с нижней частью конструкции выполняется в специальном кондукторе. По завершении клепки стыков по периметру обшивки на лодку устанавливается транец.
Конструирование корпуса выполняется с применением производительного прессового оборудования, которое обеспечивает возможность холодной клепки швов. Прессовая клепка составляет порядка 60-70 % от всех работ, реализуемых в ходе производственного процесса.
Несмотря на качественную сборку и надежную изоляцию стыков, корпуса этой серии суден в значительной мере подвержены расхождению. Поэтому для обеспечения продолжительной службы эксплуатация лодки нуждается в регулярном техническом обслуживании.
Примечания
1.
Кроме того, в 1971—1973 гг. на Горьковском авиационном заводе имени С. Орджоникидзе было изготовлено около 7000 мотолодок типа «Обь-2», лишь незначительно отличающихся от «Оби» (формой штевня, некоторым увеличением веса).
www.barque.ru
Мотолодка «Обь»
Основные данные: «Обь» Длина наибольшая, м — 4.20 Ширина наибольшая, м -1.45 Высота борта на миделе, м — 0.55 Угол килеватости днища на транце — 4° Масса с оборудованием и снабжением, кг — 140 Грузоподъемность, кг — 400 Пассажировместимость, чел. — 4 Допустимая мощность ПМ, л.с. — 25 (30) Скорость под мотором: «Вихрь» (20 л.с.) с полной нагрузкой, км/ч — 34 максимальная, км/ч — 40
Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», № 2, 1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу. «Обь» имеет остроскулыи плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей — 65 л, носового отсека — 200 л.
Теоретический корпус мотолодки «Обь» В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша. Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5~2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты. Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки «Обь-М». Мой комплект: Лодка: «Обь» (1973 г.в.) ПЛМ: «Нептун-23» (22 л.с., 1981 г.в.)
Транспортирую на прицепе для легкого автомобиля, немного доработанного под эти цели. Основная цель использования комплекта, это рыбалка «выходного дня» на 2-3 человек, иногда просто вечерком прокатиться с семьей по реке, искупаться в какой-нибудь заводи, полежать на песочке. Из плюсов: Относительно небольшая по габаритам лодка, в одного могу с прицепа спустить и поднять. Хорошо бегает по волнам (невысоким). Достаточно управляемая. Легко выходит на глис. Из минусов: На троих с вещами уже маловато места. Когда один в лодке, приходится садиться в центр (в мыслях перестановка руля на правый борт, говорят помогает). Слегка неудобная корма для использования с мотора на румпеле (но и не планирую).
altfishing-club.ru
Дюралюминиевая мотолодка «Обь-М» выпускалась с 1975 г. вместо мотолодки «Обь». При разработке обводов были использованы результаты модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при ходе на волнении (рис. 8). На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км. Развитая вторая скула, заменившая наклонные були, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характеристик лодки. При увеличении нагрузки вплоть до полной скорость лодки снижается незначительно — всего на 3-4 км/ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины палубы в кормовой части корпуса существенно повысило безопасность плавания.
Основные данные | |
Длина наибольшая, м | 4,24 |
Ширина наибольшая, м | 1,52 |
Высота борта на миделе, м | 0,61 |
Угол килеватости днища у транца | 4° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 170 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. (кВт) | 30 22) |
Скорость с ПМ мощностью 30 л. с. с полной нагрузкой, км/ч | 32 |
Изготовитель и проектант — Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова.
www.motoli.ru
Дополнение к статье
За время, прошедшее с момента подготовки статьи, конструкторским бюро товаров народного потребления разработаны не-которые улучшения конструкции «Оби-М», которые будут внедрены в серию со второй половины 1977 г.
Изменены размеры и форма люка переднею багажника. Палуба изготавливается теперь из цельного листа. Усилены кронштейны навески крышки люка. Под передней панелью кокпита, на шп. 3. поставлено устройство, делающее возможным запирание переднего багажника на замок. Изменена форма ветрового стекла и его окантовки. Трубчатая окантовка значительно жестче, что позволило снять переднюю стойку и делать стекло из цельного листа, а не составным. Изменены форма и крепление тента; стойки его сделаны сдвигающимися по борту, что обеспечивает возможность регулировки тента во высоте. Изменен угол наклона сидений. Значительно изменен кормовой отсек и усилено крепление транца. Дно кормового подмоторного рецесса сделано съемным; это наряду с откидывающимися к бортам боковыми крышками позволяет снятый с лодки подвесной мотор со штатным бачком укладывать и закрывать в кормовом отсеке.
Цена
Стоимость лодки “Обь-1” в состоянии б/у стартует от 20-25 тысяч рублей. “Обь-2” в среднем стоит около 60 т.руб. Цена на “Обь-3” как самую популярную может доходить до 400 тысяч, в зависимости от оснащения, а минимальная цена, которую удалось найти на Авито была 25 тысяч, но там с лодкой нужно будет провести не мало потных ночей. Гигант “Обь-4” стоит в районе 400 тыс. рублей. “Обь-5”, как самая свежая и еще не очень б/у стоит на просторах нашей страны от 180 до 350 тыс. рублей. В новом виде лодку “Обь” сейчас можно купить изи заказать на заводе “Алмаз” моделей только “3-1” и “5”.
Для интереса предлагаем почитать сравнительный обзор моторных лодок.
Похожие:
Приложение к приказу мз рк от 26. 04. 2010г №685-р«Описание», «Средняя масса», «Однородность массы», «Диаметр», «Высота», «Маркировка», «Инструкция по медицинскому применению» | В. Б. Хаптанов1, Ю. Б. Башкуев1, М. Г. Дембелов1Аннотация. Георадар «Око-2» успешно использован при исследовании ледовой обстановки с борта высокопроходимой скоростной техники… | ||
Техническое задание на поставку трансформаторов тмг трансформаторы серии тмг11-400Схема и группа соединения: Регулирование напряжения пбв: Высота установки над уровнем моря (м) | Кабель для подключения инструкция пользователя комплект для соединения… | ||
«Волгобалт» грузоподъемностью 2700 т в районе трюма борта и днище…Для перемещения крышек предусмотрены электромеханические или гидравлические приводы. Управление раскрытием и закрытием трюма на… | Инструкция для FrSky Two-Way System 1 ВведениеЭта новая возможность позволяет передавать оператору в реальном времени такие показатели как высота, местоположение gps, заряд батареи,… | ||
Режим работы: с 10 до 18: 00Подъемник 2- стоечный асимметричный электромеханический, потребляемая мощность 2х1, 5кВт, синхронизация- цепь (напольн.), высота… | Общие характеристики• Высота тренажера— 2100 мм.• Ширина основания… | ||
Техническое задание на поставку стандартного промышленного оборудования предмет закупкиГабаритные размеры установки (длина/ширина/высота) не более 600 X 600 X 200 мм, масса не более 30 кг | Инструкция по сборке стеллажейХ800 (1200Х1000) мм, гост 9557-87, гост 9078-84 и на полках, установленных на балках яруса. Высота поддона с грузом и их вес могут… | ||
Инструкция по эксплуатации технические характеристикиМодель 9741 Размер щетки (диаметр Х ширина) 100 Х 120 мм Частота холостого хода (об/мин) 3500 Размеры (длина Х ширина Х высота) 310… | Медицинская многофункциональная кроватьМногофункциональная кровать предназначена для использования в стационарных и домашних условиях. Регулируется угол наклона изголовья,… | ||
Техническое задание технические характеристикиВысота вытяжного шкафа должна регулироваться за счёт не менее 6 опорных механизмов диаметром не менее 10 мм с резиновой подошвой… | Mvario 0 Руководство пользователя Россия, Черниговка, Приморский крайРежим экрана №2 отличается от режима №1 отображением барометрической высоты Alt 2 вместо высоты Alt Высота Alt 2 может быть настроена… | ||
Технические требования к вагон – домам (поставка в филиал «Уренгой бурение»)Ширина вагон домов не должна превышать 2 800 мм, длина 8 000 м. Внутренняя высота вагон домов согласно снип не должна быть меньше… | Технический паспорт, правила эксплуатации теплицНеобходимая длина теплицы достигается приобретением и монтажом дополнительных комплектов удлиняющих вставок (). Длина вставки составляет… |
Инструкция, руководство по применению
Моторная лодка Обь
Моторная лодка Обь очень быстро завоевала популярность среди любителей водного туризма и спорта за счет своих ходовых характеристик и мореходности в целом. Ее постоянно используют для спортивных соревнований, в прогулочных целях и для рыбалки.
Ее отличает неприхотливость и небольшая масса, что облегчает ее хранение на берегу. Корпус «Оби» остроскулый, а днище закрученное, корма же сужается у транца, скула высоко поднята в носу. На бортах установлены наделки-були, повышающими ее устойчивость и мореходность.
Носовой отсек общим объемом 200 литров герметичен, что не позволит потопить лодку даже при жестких погодных условиях.
Конструкция корпуса лодки клепанная. К слову о корпусе, материал для его изготовления – дюралюминий Д16 толщиной в полтора-два миллиметра. Тиоколовая лента обеспечивает герметичность швов, работая по принципу прокладки. Поставляется с минимальным снабжением и без тента. В скором времени ее выпуск прекратился в связи с появлением новой версии моторки под названием «Обь-М».
Однако в ходе испытаний выяснилось, что «Обь-М» — неудачная модель в плавании. К тому же отдельные части ее корпуса очень сильно подвергались коррозии. В связи с этой неудачей была разработана лодка «Обь-3».
В новой модели прежде всего была увеличена подъемная сила, спонсоны стали гасить носовую волну во время движения в переходном режиме, а в случае глиссирования они создавали воздушную подушку в туннелях, уменьшая поверхность днища, смачивающуюся водой. При отгибе скулы на самых мощных скоростях волнообразование снижается, а динамическая остойчивость лодки увеличивается. Днище приобрело дополнительную жесткость, а гидродинамическое качество прибавилось.
Новая версия моторной лодки Обь имеет более мягкий ход и лучше входит на волну. По сравнению с «Обью-М» улучшены гидродинамические характеристики. Корпус и внутренности созданы из алюминиевых сплавов высокого качества Д16 и Д1. Обеспечен более высокий уровень герметичности. Кокпит приобрел еще больше комфортабельности за счет четырех удобных кресел внутри.
О креслах стоит рассказать отдельно. При необходимости из них можно соорудить спальные места, если нужно. Ветровое стекло, установленное на палубе, защищает экипаж от брызг и встречного ветра. Имеется быстросъемный тент для защиты от непогоды. Багажное отделение расположено на носу. Для непотопляемости мотолодки к днищу и по бортам крепятся блоки плавучести.
Технические характеристики моторной лодки Обь
Характеристика | Значение |
Длина наибольшая (м) | 4,3 |
Ширина наибольшая (м) | 1,56 |
Высота бортов (м) | 0,67 |
Угол килеватости днища на миделе | |
Угол килеватости днища на транце | 4 |
Пассажировместимость (чел) | 4 |
Грузоподъемность (кг) | 400 |
Макс.мощность мотора (л.с.) | 30 |
Скорость под мотором 30 л. с. с полной нагрузкой (км/ч) | 40 |
Вес (кг) | 185 |
Схема лодки
Ходовые испытания показали, что конструкторы поняли, что от них требовалось. В сравнении с предшественниками «Обь» и «Обь-М» моторная лодка Обь-3 имеет наилучшую остойчивость, развивая при полной нагрузке скорость до 40 км/ч.
Остойчивость более чем достаточна, чтобы исключить переворот судна на полном ходу и при резкой перекладке руля. Испытания были проведены на самой допустимой волне. Кокпит не забрызгивается под всеми курсовыми углами к бегу волн.
Б/у мотолодку Обь сейчас можно купить примерно за 15 000 руб. в очень хорошем состоянии. Все экземпляры обычно хорошо сохраняются благодаря продуманной конструкции и материалам корпуса.
Для интереса предлагаем почитать сравнительный обзор моторных лодок.
Технические характеристики лодки «Обь 1»
Моторная лодка «Обь 1»
- Основные геометрические размеры лодки «Обь»: длина-4,20 мм; ширина-1,45 мм; высота-0,55 мм.
- Полная масса водного транспорта составляет 140 кг.
- При этом лодка может перевозить до 400 кг груза.
- «Обь 1» рассчитана на 4 пассажира.
- На модель можно устанавливать двигатель, мощность которого не должна превышать 30 л.с.
- Максимальная скорость с двигателем мощностью 20 л.с. достигает 40 км/час.
- С максимальной загрузкой скорость снижается до 34 км/час.
- Элементы корпуса соединены между собою заклепками.
- Весь корпус выполнен из материала «Д1».
Судно «Обь» создано с остроскулым глиссирующим корпусом, и днищем закругленной формы, которое сужено у кормы и поднято у носа транспортного средства.
Для остойчивости лодки, были установлены були, длинной по 2,5 метра, а носовой отсек сделали герметичным, поэтому судну не страшно потопление, даже при попадании воды оно останется над уровнем реки.
Объем булей 65 литров, а носового отсека 200 литров.
В кокпите лодки есть два двухместных комфортных кресла, в которые может сесть 4 человека, в «Обь-3» более усовершенствованной лодке, можно поместить 6 человек, для удобства в носу есть багажник.
«Обь-2» была выпущена, в ограниченном тираже, так как была идентична первой, разработчики немного улучшили внутренние элементы, сидения стали более комфортными, установили тахометр и помпу, редукторные рулевые колонки.
Для защиты от ветра и брызг, установлено гнутое ветровое стекло, при необходимости замены, очень сложно найти новое изогнутое стекло.
Корпус изготовлен из дюралюминия, а место стыков соединяются тиоколовой лентой. Выпускалась в двух вариантах, с пологим форштевнем и с крутым.
Перестали выпускать лодки «Обь», так как их усовершенствовали, добавив мотор, и начали выпускать новый модельный ряд «Обь-М».
Обь-2 и 2М
На замену первой модели в скором времени пришла версия за номером «2», которая правда не приобрела большой популярности и достаточно быстр получила литеру «М» в названии. У «2М» длина увеличилась до 4,29 м. и ширина до 1,58 м. Силовая конструкция укреплена 6 шпангоутами. Килеватость днища увеличилась, толщина алюминиевых листов на днище выросла до 2 мм. по всей площади. В этот раз стал использоваться металл марки Д16, который обладает большей прочностью.
Лодка «Обь-2М» получила два багажных отсека — в районе подмоторного отсека и под палубой. До первого можно добраться через дверцы на петлях по бокам от рецесса, а для второго предусмотрели крышку в носовой переборке. В багажнике моторного отсека легко помешается 3 топливных бака по 20 литров ёмкостью.
Комфортабельность и обитаемость улучшились. Сиденья жестко не закрепляются, их можно монтировать в разных местах. Если вы решите переночевать в лодке, то их легко можно разложить так, что появиться два полноценных спальных места. Увеличилось общее количество отсеков для хранения вещей. Появилась возможность устанавливать тент. В боковых переборках и в районе форпике положили пенопластовые блоки для повышения плавучести, благодаря чему отказали от воздушного кармана в носу. А обводы корпуса лодки получили дополнительные «скулы».
В новых экономических условиях
В 1989-м—1990-е годы переход к рыночным отношениям в экономике потребовал провести структурную реорганизацию для повышения конкурентоспособности продукции завода. Авиационный завод им. В.П. Чкалова преобразовался в Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (НАПО). В его составе появился завод «Алмаз» по производству ТНП и лодочной продукции, изготовлением которой занимается около 250 человек. Завод «Алмаз» возглавил опытный кадровый руководитель — Валентин Иванович Томилов. За время его руководства произошли существенные изменения в коллективе. Часть сотрудников ушла на заслуженный отдых. Пришли молодые энергичные специалисты, как правило, знающие основы рыночной экономики. Удачная кадровая политика администраций НАПО и завода позволила сформировать коллектив специалистов, который хорошо адаптировался к новым условиям хозяйствования. Была разработана общая концепция производства и сбыта лодочной продукции. В соответствии с ней «Алмаз» провел конъюнктурно-информационные исследования с целью выявления потребностей сибирского и дальневосточного рынков страны. В результате появился перспективный модельный ряд проектируемых и выпускаемых лодок. Реализация этой технической политики началась с модернизации популярной мотолодки «Обь-3».
В 1991 г. завод «Алмаз» участвовал в международной выставке «Бот-шоу-91» в Москве, где экспонировал пять типов выпускаемых лодок: «Обь-3», «Обь-3К», «Сибирячка», «Охотничья» и «Иня»
Широко известная и хорошо себя зарекомендовавшая в России и СНГ лодочная продукция завода привлекла внимание иностранных фирм, что позволило заключить контракты о поставке в Италию и Китай лодок «Охотничья» и «Сибирячка», подписать договор о намерениях с финской фирмой о поставке мотолодок «Обь-3» в случае доработки ее габаритов до размеров, требуемых международными европейскими нормами.
В том же году завод «Алмаз» провел модернизацию мотолодки «Обь-3», на которой за счет создания рецерса кокпита увеличилась высота борта на 140 мм, а также размеры ветрового стекла. Существенно улучшился дизайн кокпита. Лодка получила законченный элегантный вид и новый индекс «Обь-3.1», стала соответствовать требованиям международных стандартов и успешно экспортироваться за границу.
В 1996 г. после резкого спада спроса потребителей на лодочную продукцию завод за год выпустил всего 58 единиц мотолодки «Обь-3.1» и избежал банкротства лишь благодаря форсированию производства ТНП (санки, палатки и пр.). Тогда же группа предпринимателей из северных и таежных районов Сибири обратилась с просьбой создать лодку хорошей грузоподъемности для эксплуатации на мелких, засоренных и порожистых реках с бурным течением и гарантировала предоплату всех расходов.
В 1998 г. группа конструкторов и технологов КТБ завода во главе с автором проекта Н.П. Кошмелевым создала надежную многоцелевую дюралюминиевую лодку, которая может использоваться как хозяйственно-промысловая, почтовая, прогулочно-туристская, патрульная в суровых климатических условиях Сибири. В этой лодке использован опыт, накопленный конструкторами завода за тридцатилетнюю деятельность по изготовлению лодок семейства «Обь», а также учтены требования и пожелания заказчика. Лодку можно использовать под любым двигателем мощностью до 130 л.с. В конструкции лодки предусмотрены выносной подмоторный транец и сменная панель приборов управления. При габаритах 7,2 х 2,0 х 1,4 и массе 600 кг лодка имеет грузоподъемность 1,2 тонны. Крейсерская скорость лодки 40—45 км/ч. Удлиненный корпус имеет остроскуловые глиссирующие обводы, они плавно переходят в обводы катамаранного типа. Такие обводы разработчики окрестили «комби-универсал». Они улучшают гидродинамические качества лодки, повышают устойчивость на курсе и создают за счет вертикальных стенок туннеля дополнительную прочность корпусу. Лодка, получившая название «Обь-4», спроектирована в двух вариантах: грузопассажирский и пассажирский. Причем пассажирский вариант разработан по просьбе заказчика и в северном, утепленном исполнении. После проведения заводских всесторонних испытаний головного образца «Обь-4» запущена в серийное производство. Она быстро завоевала симпатии потребителей: охотников, промысловиков и предпринимателей в Сибири. За свою большую грузоподъемность она получила название «Богатырь».
Обь-1
Первая модель “Обь-1” имеет кокпит размерами 2,1*1,15 метра. Здесь же расположены два мягких сиденья, каждое из которых двухместное. В носовом отсеке расположен багажник – не гигант, но все необходимое поместить в него вы сможете. На палубе предусмотрен лючок. Его крышка полностью герметична, крепится на винтах. Она сделана для осмотра герметичного форпика. Подмоторная ниша оборудована у транца. Конструкция корпуса лодки клепанная. К слову о корпусе, материал для его изготовления – дюралюминий Д16 толщиной в полтора-два миллиметра. Тиоколовая лента обеспечивает герметичность швов, работая по принципу прокладки. Поставляется с минимальным снабжением и без тента.