Самодельные сани для снегохода из пластиковых труб: 10 шагов к мечте
Полимерные трубы – универсальный материал, который прекрасно подходит для обустройства систем водопровода, канализации и отопления в доме или квартире.
Однако в руках домашнего мастера, который обладает недюжинной фантазией и неуемным желанием что-то мастерить самостоятельно, ПВХ-детали могут превратиться в довольно замысловатые, но от этого не менее полезные изделия.
Например, в сани для снегохода из пластиковых труб, о процессе изготовления которых пойдет речь ниже.
Сани из пластиковых труб можно изготовить и самостоятельно
Волокуши
Очень распространенный вид саней. Их конструкция чрезвычайно проста. Они продаются во всех специализированных туристических магазинах и стоят сравнительно недорого.
Волокуши имеют один большой недостаток – из-за своих особенностей у них очень часто повреждается передняя кромка и сцепное устройство.
Но и преимущества налицо:
- маленький вес;
- низкий центр тяжести;
- быстрая погрузка и выгрузка поклажи;
- отсутствие обмерзания корпуса;
- возможность транспортировать небольшой груз по воде.
Волокуши абсолютно не предназначены для транспортировки людей. Вся поверхность корпуса контактирует со снегом, в связи с чем установить амортизаторы не представляется возможным. Кроме того, в отличие от моделей с лыжами, эти сани воспринимают удары камней, сугробов и неровностей всем корпусом, что, несомненно, сказывается на комфорте.
Сани-волокуши
Пассажирские
Мало распространены в нашей стране из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры (оборудованных снежных трасс и мест стоянки). Часто такие сани изготавливают самостоятельно любители зимних рыбалок.
Они представляют собой пластиковый или фанерный корпус, установленный на полозья. Кабина может быть оборудована обогревателем и осветительными приборами.
Недостаток – большой вес, потому для транспортировки нужно использовать мощные снегоходы, оборудованные четырехтактным силовым агрегатом.
Пассажирские сани для снегохода
Конструктивные особенности саней
До того как начинать работу по конструированию, необходимо разобраться, из каких основных элементов состоят сани. Дело в том, что процесс изготовления включает в себя несколько этапов, на каждом из которых делается какая-то узловая часть.
Необходимо, чтобы вы хорошо понимали назначение каждой из них:
Основная деталь любых саней – каркас, который является базовым опорным элементом для всей конструкции.Он должен быть максимально прочным, так как от него зависит:
- безопасность эксплуатации самодельных саней;
- длительность безаварийной работы;
- надежность устройства в целом.
Учитывая, что сани для снегохода будут использоваться в сложных условиях, каркас должен хорошо переносить отрицательные температуры окружающего воздуха, а также удары, которым постоянно подвергаются сани при езде по лесу или кустарнику.
Конструкция саней: 1 – каркас, 2 – полозья, 3 – стойки, 4 – место спайки
В противном случае вы будете неприятно удивлены, когда груженые сани разваляться на части во время езды и вывалят весь ваш скарб на снег посреди лесной поляны.
Второй важный элемент – полозья. Здесь также очень важна прочность, однако, еще одна немаловажная деталь – легкость управления. От этого зависит, будут ли опрокидываться сани при прохождении поворотов или нет.
Последний момент – размеры конструкции. Этот параметр подбирается индивидуально исходя из задач, которые предполагается решать с ее помощью.
Сани могут быть небольшими, но маневренными и легкими. Либо это будет прочная надежная конструкция, предназначенная для перемещения значительных грузов. Решать вам.
Инструменты и материалы
Как только вы определились с размерами, можно приступать к работе.
Для того чтобы изготовить сани для снегохода из труб ПВХ, понадобятся следующие инструменты и материалы:
- полимерные трубы для саней (их приобретают в магазине, но можно использовать и старые, оставшиеся после ремонта или демонтажа отслужившей водопроводной системы);
- ножовка по металлу или специальные ножницы для порезки пластиковых труб;
- аппарат для сваривания труб и фитингов;
- промышленный фен, с помощью которого будут разогреваться, и гнуться пластиковые трубы;
- острый слесарный нож;
- шлифовальная бумага, напильник;
- маркер для разметки деталей;
- болты и гайки для закрепления деталей;
- металлические уголки, которые укрепят узловые места сборки.
Пластиковые трубы для изготовления саней
Как сделать финские санки своими руками
Финские сани просто устроены: в домашних условиях умелец сможет самостоятельно смастерить их для рыбалки или развлечения.
Выбор конструкции и дизайна зависит от умений и технических навыков домашнего мастера. Подбор материалов и инструментов определяется назначением транспортного средства: для рыбаков подойдут более прочные и устойчивые санки, чем для катания. Прогулочный вариант изготавливают из дерева или алюминия, а чтобы сделать финские сани для рыбалки своими руками, лучше использовать в качестве основного материала сталь.
Полозья
Проще всего использовать для самоделки старые лыжи с металлическим кантом. К деревянным полозьям крепятся 4 уголка с заранее проделанными отверстиями для болтов.
Для изготовления санок из алюминиевой стали понадобятся трубогиб и сварка. Также необходима ребристая резина для подножки и упора для ступней. Из алюминиевых труб сгибается основа: полозья, опора для ног и крепления для стула. На подножку и заднюю часть полозьев приклеивают резину для противоскользящего эффекта, просверливаются отверстия для крепления стоек.
Самая устойчивая и прочная конструкция получится из металла. Из согнутой листовой стали формируют полозья. В просверленные в передней части отверстия вставляют металлический прут с резьбой на концах. Для предотвращения скольжения, как и в предыдущем варианте, крепят прорезиненные накладки.
Стул
Чтобы сэкономить время и усилия, можно установить на полозья старый стул, предварительно разметив и просверлив отверстия под болты.
Для изготовления сиденья и спинки самостоятельно необходимо заготовить деревянные бруски или дощечки и покрыть их краской или лаком. Деревянные части крепятся к каркасу из алюминиевых труб или металла. В готовом стуле делаются отверстия для последующего привинчивания к полозьям и стойке.
Стойки
Заканчивая изготовление деревянных саней, спинку наращивают деревянными брусками и устанавливают верхнюю планку из того же материала.
Для установки алюминиевых вертикальных стоек из труб сгибается каркас, заклепками крепятся доски, внизу сверлятся отверстия для привинчивания к основе. Ручки или перекладину для удобства оклеивают пористой резиной.
Если изготавливаются складные сани, то для крепления вертикальных стоек и стула к полозьям используются барашковые гайки.
Финские сани для прогулок
Длина полозьев прогулочного варианта финских саней составляет два метра. На таких санях запросто можно рассекать по ледяной глади катка, развивая при этом вполне приличную скорость. Если же необходимо съехать на рыхлый снег, то на стальные лезвия полозьев всегда можно надеть пластиковые полозья, которые выполнены в виде привычных беговых лыж. Такие полозья обычно предлагаются в виде опционного набора к саням, при этом незначительно удорожая покупку.
Конструкция «финок» при этом отличается хорошим запасом прочности, особенно это относится к ножкам кресел, внутри которых расположены железные стержни. Кресло саней традиционно изготавливают из хорошо просушенных пород древесины, которую затем покрывают краской и закрепляют бесцветным лаком. Финские сани чрезвычайно удобны в процессе транспортировки, так как выполняются в складывающемся варианте. Чтобы превратить сани в некое подобие ручной клади, необходимо всего лишь открутить пару-тройку винтиков. В разобранном варианте «финки» вполне удобны для транспортировки в багажнике автомобиля или даже в электричке. Масса классического комплекта к финским саням составляет порядка десяти килограммов.
1.Немного истории
Возраст самых старых саней относят ко второму тысячелетию до нашей эры. Считается, что территориально первые сани появились на севере. Полозья прообразов современных саней были найдены в Финляндии. Устройство первых саней было довольно простым, но самое главное то, что за тысячи лет его принцип существенно никак не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке или лошади, а задние волочились по земле. Так появились волокуши. Так выглядели Карельские экспедиционные волокуши в XIX веке. Данные волокуши тащил сам человек, а не животное. В дальнейшем трансформировавшиеся в дровни. Те в свою очередь — в розвальни, сани и возки.
В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны сани были чрезвычайно распространенным видом транспорта. Причем не только зимой, но даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употребляются летом по сей день. Само слово «сани» является русским. Уже позже его заимствовали в свои языки многие другие народы, в первую очередь славянские. Лингвисты утверждают, что слово образовано от термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, который напоминает очертаниями змею.
В XVII веке получили распространение сани с парусом — буера. Народы Скандинавии использовали их для передвижения по ледяным озёрам. Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе тогда зимы были гораздо холоднее. В Северной Европе замерзали каналы и озера. Поэтому, к примеру, гранд-канал Версаля использовался как санный ипподром. Традиции богато украшенных саней пошли с XVII века.
Из дерева начали вырезать резные скульптуры, особой популярностью пользовались мифические божества и обитатели воды: тритоны, дельфины.
Во времена Петра I активное внедрение в российскую жизнь европейских мастеров и веяний наложило свой отпечаток и на развитии конструкции саней и богатство их убранства.
Сани времен Екатерины II:
В конце XIX века в конструкции саней активно начинают применять металл. В первую очередь для полозьев.
Сани императора Александра II:
Американский почтовый возок:
Современные сани отличаются изяществом линий и обилием разнообразных материалов:
Современные рождественские сани:
Подготовка
До начала создания нашей зимней конструкции нужно определиться, из какого материала она должна быть. В качестве исходного материала отлично подойдет дерево, если вы хотите сделать санки по типу нарт или полностью из пластика либо металлические с пластиковыми деталями. Самодельных моделей можно собрать очень много. Санки, благодаря своим конструктивным решениям, предмет очень универсальный, их можно легко прикрепить ко всем моделям снегоходов. Для оптимального подбора моделей санок учитывайте такие факторы.
- Маршрут перемещения и особенности рельефа. Фактор необходимо учитывать при использовании конструкций типа волокуш.
- Вид перевозки. С учетом того, что на санках перевозят не только тяжелые вещи, но и людей, то отнестись к этому фактору нужно со всей ответственностью.
- Стиль вашего вождения. С этим фактором считаться необходимо, так как от стиля езды зависит срок эксплуатации всей техники, а не только полозьев санок.
- Количество снежного покрова. Этот фактор влияет на проходимость техники в сложных природных и погодных условиях.
Лучшим вариантом будет изготовление саней на стальном каркасе, так они будут долговечнее, чем пластмассовые. Главным недостатком такого оборудования считают вес, впрочем, это окупается значительным запасом прочности и большим сроком эксплуатации.
В таких устройствах необходимо будет менять пластиковые салазки по мере их износа, но не реже одного раза в три года.
Размеры и чертежи
Прежде чем готовить ваш шедевр, необходимо сделать его проект, в котором нужно конструктивно решить, каких размеров будут сани. Мы приготовили примерный чертеж саней, который в дальнейшем будем описывать. Как вы видите, габариты конструкции в длину составляют чуть больше двух метров, в высоту изделие составляет 98,5 см, ширина в передней части 75 см, а в задней части она сужается до 74 см. Чертёж очень подробно расписан по высоте всех деталей. Чертежи можно найти в интернете, но лучше придумать самим на основе ваших технических соображений и расчетов.
Инструменты и материалы
Для выполнения саней для снегохода самостоятельно необходимо запастись такими материалами:
- стальной лист;
- металлические трубки сечения 20 на 20 мм;
- ПВХ-труба;
- лист фанеры толщиной 1,0-1,5 см;
- сварочный аппарат;
- фрезерный станок;
- ножовка;
- шлифовальный станок и другой необходимый инструмент.
Сани для снегохода делают из любых подручных материалов, не только специально для этого приобретенных. Мастеровые люди могут сделать санки из мотоциклетной коляски или нарты из дерева, а некоторые умельцы делают санки даже из бочек.
Доработка саней
Любые волокуши, даже самые дорогие, приходится дорабатывать своими руками в домашних условиях. Это позволит максимально подогнать сани под свои потребности, повысив их эксплуатационные характеристики. В результате рыболов не будет мучиться на водоеме, а всецело насладиться процессом подледного ужения.
Изначально к купленной ледянке необходимо привязать веревку. Простейший вариант – сделать два отверстия в передней части борта симметрично продольной оси саней и узлами зафиксировать шнур
Важно, чтобы при перемещении, нитка образовывала равнобедренный треугольник. Любой перекос недопустим, иначе волокуши будет постоянно клонить в сторону. Усиление днища позволяет продлить срок службы саней
Усиление днища позволяет продлить срок службы саней
Опытные рыболовы фиксируют веревку по всему борту. Для этого по периметру, симметрично продольной оси санок, делаются отверстия, куда заправляется шнур. В этом случае волокуши будут идти по снегу устойчивее, появляются петли для крепления дополнительных стягивающих ремней, эспандера и прочих элементов.
Длина веревки подбирается такой, чтобы сама петля имела размер около 1,5–2 метра. Длиннее либо короче делать не имеет смысла. Для этих целей оптимально подойдет плетеный капроновый шнур, толщина которого колеблется в пределах от 8 до 12 мм.
Для крепления груза, чтобы он не выпал во время перемещения, сани комплектуют различными утяжками. Для этого лучше всего использовать эластичный эспандер с зацепами на концах, которые фиксируют в петлях на бортах волокуш.
Некоторые рыболовы, стремясь повысить долговечность саней, дополнительно усиливают его дно, увеличивая стойкость к истиранию. Для этого достаточно вдоль волокуш установить три полоски пластика шириной от 3 до 5 см. Можно использовать накладки на линолеумный стык либо вырезать их самостоятельно из подручных материалов.
Чтобы защитить содержимое саней от осадков, можно изготовить специальный тент из капроновой ткани, брезента либо иного непромокаемого материала. По периметру нашивают утягивающую резинку и несколько петель для надежной фиксации за борта.
Разновидности саней-прицепов
Следует отметить, что универсальной модели вы не найдете.
На то, какие сани необходимо использовать, влияет множество факторов:
- специфика трассы, которую предстоит преодолеть;
- высота и плотность снежного покрова;
- особенности рельефа местности и так далее.
Рассмотрим несколько наиболее распространенных видов.
Грузовые
Конструкция этих саней достаточно сложна. Для скольжения используются лыжи, которые могут соединяться с каркасом при помощи амортизаторов. Существуют разновидности, предназначенные для транспортировки тяжелых и негабаритных грузов.
Иногда на грузовые сани ставится специальный бокс, с которым можно отправляться в длительные туристические путешествия.
Основное преимущество грузовых саней – большая грузоподъемность и отличная маневренность. Эти параметры зависят от размеров каркаса (чем шире, тем устойчивее будут сани) и площади скользящей поверхности (типа применяемых полозьев).
Также желательно, чтобы платформа находилась высоко от снежного наста. Так груз был защищен от намокания. Но не следует делать сани слишком высокими, иначе они будут часто опрокидываться на поворотах.
Фото грузовых саней
Волокуши
Очень распространенный вид саней. Их конструкция чрезвычайно проста. Они продаются во всех специализированных туристических магазинах и стоят сравнительно недорого.
Волокуши имеют один большой недостаток – из-за своих особенностей у них очень часто повреждается передняя кромка и сцепное устройство.
Но и преимущества налицо:
- маленький вес;
- низкий центр тяжести;
- быстрая погрузка и выгрузка поклажи;
- отсутствие обмерзания корпуса;
- возможность транспортировать небольшой груз по воде.
Волокуши абсолютно не предназначены для транспортировки людей. Вся поверхность корпуса контактирует со снегом, в связи с чем установить амортизаторы не представляется возможным. Кроме того, в отличие от моделей с лыжами, эти сани воспринимают удары камней, сугробов и неровностей всем корпусом, что, несомненно, сказывается на комфорте.
Сани-волокуши
Пассажирские
Мало распространены в нашей стране из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры (оборудованных снежных трасс и мест стоянки). Часто такие сани изготавливают самостоятельно любители зимних рыбалок.
Они представляют собой пластиковый или фанерный корпус, установленный на полозья. Кабина может быть оборудована обогревателем и осветительными приборами.
Недостаток – большой вес, потому для транспортировки нужно использовать мощные снегоходы, оборудованные четырехтактным силовым агрегатом.
Пассажирские сани для снегохода
Сани волокуши своими руками
Ввиду простоты конструкции разброс материалов для саней огромен.
Вы можете использовать всё что завалялось в гараже или на даче.
Ниже мы покажем наиболее простые и интересные самодельные решения собранные умельцами со всего мира.
Дерево -универсальный и недорогой материал для изготовления саней. Довольно тяжелая конструкция, но универсальная и ремонтопригодная практически в любых условиях.
Из за простой конструкции чертежи приводить нет смысла, т.к. проще изготовить из того что есть под руками. Размер и модель саней так же следует учитывать по вашему снегоходу. Слишком тяжелый прицеп снежик может не осилить.
Интересный вариант саней с плоским дном можно сделать взяв за основу канализационные трубы небольшого диаметра. Скрепляем трубы единым массивом и получаем очень крепкое днище с направляющими. Такой вариант саней хорошо себя ведет в движении и не боится корней деревьев и пеньков попадающихся под снежным покровом.
Собираем сани своими руками
Для начала вам необходимо определиться с конструкцией, для этого ищите фото или видео с мотосанями и копируйте их. Если же вы вознамерились сделать мотофинки сами, то стоит вооружиться карандашом. Для начала набросайте на бумаге то, что вам хочется увидеть. После этого начните отметать те детали, без которых агрегат не потеряет своих качеств. По мере необходимости добавляйте ребра жесткости, крепления. Как только вы, наконец, поймете, что же хотите, перемещайтесь к чертежам. На этом этапе станет ясно, какие болты, гайки лучше всего использовать, какие элементы будут самодельные, а также основные места сварки.
Поищите в разборках или на рынках скутеры. Подойдут любые, главное – чтобы объем их двигателя был не более 50 кубических сантиметров (иначе сани будут попадать под категорию прав А1). Также учтите такой нюанс, как стабильно работающая система впрыска и зажигания. Самому ее переделывать и доводить до ума – для тех, кто хочет сделать абсолютно все своими руками. Не лишним будет бензобак. Но в то же время вы можете использовать и канистру от бензина, либо самому сделать его.
Важно: ни в коем случае не паяйте бак. Только сварка
Иначе можете стать свидетелем «оловянной чумы» – процесса, когда олово на сильном морозе становится хрупким и выламывается из швов.
Начните собирать раму, придерживаясь чертежей. На этом этапе вам и пригодится умение делать самому сварку. Используйте для рамы трубы. Их легче гнуть, нежели прокатный профиль. А также их можно без потери устойчивости соединять под острыми углами. Так ваши сани станут более эстетичными на вид. Не забудьте также сделать втулку для руля мотосаней. Просто приварите кусок трубы большего, чем стойка руля, диаметра под углом 90 градусов к раме.
Начните собирать все части воедино, начиная с двигателя и тросов, заканчивая трубками. Стоит учесть то, что лыжи лучше всего укрепить на малоподвижной основе. После того, как все сами установили на будущие мотосани, не поленитесь и испытайте их. Как только недочеты будут исправлены, ставьте сиденье.
Совет: возьмите в качестве набивки сиденья негорючий утеплитель, например, стекловату. Тогда его можно будет укрепить на блоке цилиндров, предварительно усилив его – так вы получите мотосани с подогревом сиденья.
Финальная отделка – добавление удобств, такие как теплые рукоятки для руля. Можно добавить фонари, чтобы передвигаться зимним вечером или ночью. Отличным дополнением станет небольшой багажник. Совет: всегда возите с собой небольшой набор инструментов. Так как мотосани у вас самодельные, вы всегда будете знать, что и где могло сломаться.
Итоги
Так как самодельные сани для снегохода своими руками будут использоваться зимой, необходимо тщательно подходить к выбору материалов и комплектующих, которые должны хорошо переносить самые низкие температуры.
Кроме того, необходимо учесть, что конструкция будет довольно часто подвергаться ударам, следовательно, они должны быть еще и очень прочными.
Если вы решите сделать не грузовые, а пассажирские
сани, к вопросу необходимо подойти очень тщательно. Безопасность при этом должна стоять на первом месте — это касается как выбора материалов, так и той тщательности, с которой надо соединять все детали.
Скорости при перемещении на снегоходе могут быть большими, а встречи с препятствиями обычно происходят неожиданно, поэтому надо продумать все важные моменты, чтобы конструкция ваших пассажирских саней была как можно более надежной.
Наличие саней дает множество дополнительных возможностей, при этом сделать такую конструкцию своими руками не так сложно. Ее сооружение не потребует больших затрат и не займет много времени.
При этом важно учитывать, что не бывает универсальных саней на все случаи жизни — а это значит, что в идеале стоит иметь комплект из нескольких разных конструкций, которых будет достаточно для любых ситуаций. Если вы делаете их своими руками, тщательно подходите к выбору материалов и к самому процессу работы. В этом случае сани, которые вы сделаете, будут надежным и долговечными
В этом случае сани, которые вы сделаете, будут надежным и долговечными
Если вы делаете их своими руками, тщательно подходите к выбору материалов и к самому процессу работы. В этом случае сани, которые вы сделаете, будут надежным и долговечными
и прослужат вам долгие годы.
Зима всегда приходит неожиданно, даже если ее очень ждешь: однажды утром, проснувшись и выглянув в окно, мы увидим долгожданный снег, который так манит детишек порезвиться! Да и взрослые обычно не прочь весело перекинуться парочкой снежков, с наслаждением вдыхая чистый морозный воздух и щурясь на сверкающий белизной, еще не тронутый снежный покров.
Не будет ошибкой сказать, что главный атрибут зимних детских (а часто и взрослых) игр – санки.
Не обойтись без санок и родителям, которым приходится возить детишек в детский сад; важное подспорье в хозяйстве – сани, приспособленные решения для различных задач. Как правило, любые сани можно купить в розничном или интернет магазине: выбор моделей огромен, ценовой диапазон очень широк, набор использованных материалов и расцветок также, как говорится, на любой вкус. Но как быть, если вы – человек творческий, а мастеровые руки соскучились по инструментам? Конечно же, приниматься за дело! А сэкономленные деньги, чувство удовлетворения результатом и гордость ребенка за своего отца, который «может все!», станут заслуженной наградой
Но как быть, если вы – человек творческий, а мастеровые руки соскучились по инструментам? Конечно же, приниматься за дело! А сэкономленные деньги, чувство удовлетворения результатом и гордость ребенка за своего отца, который «может все!», станут заслуженной наградой.
Итак, прежде, чем приняться за дело, следует выбрать тип санок, продумать их дизайн и устройство, а также определиться с материалами. Скажем честно, самостоятельно («на коленке») можно собрать санки классического типа либо финские сани, которые отличаются наличием в передней части сиденья со спинкой и удлиненными полозьями с небольшими противоскользящими платформами для ног. Как вариант, можно рассматривать снегокат с передней поворачивающейся лыжей и рулем, однако это несколько выходит за рамки данной статьи и санками, в строгом смысле, не являются.
Дизайн и устройство детских санок могут быть самыми разнообразными – от простеньких, нацеленных на решение строго утилитарных задач, до резных, с использованием ажурных элементов и частей из гнутого дерева, обычно в псевдотрадиционном стиле. Не будет секретом, что каждый домашний мастер выбирает конструкцию по своим возможностям и техническим навыкам, нередко отталкиваясь от имеющихся в наличии материалов.
Зимние сани с помощью труб из пластика своими руками: правила монтажа
Когда выпадает долгожданный снег, то хочется сразу окунуться в атмосферу радостного зимнего настроения, и для начала мы, как обычно направляемся в магазин за обмундированием.
С этим читают