Оклейка фанерной детали
После полного высыхания деревянной запчасти приклеиваем ткань ПВХ
Делать это нужно осторожно и тщательно, чтобы закрыть все ребра сторон
Приклеивание защитных листов нужно выполнять поэтапно
Это дополнительная защита фанеры от воды. Есть некоторая хитрость. Края можно заклеить не тканью, а полосками, вырезанными из детского бассейна. Накладывать такой материал придется в 3 слоя, зато он не увеличит толщину детали и отлично защитит деревянную основу от проникновения влаги.
Монтаж фанеры
После того как внутренняя часть готова, можно приступить к склеиванию самого транца. Процесс происходит следующим образом:
- Хорошо промазать транцевые края на самой лодке клеящим составом.
- Фанерную основу смазать сухим клеем.
- Немного спустить лодку и вставить деревянную основу через низ (для этого придется распороть швы низа).
- Докачать лодку и установить транец нормально.
Деталь должна полностью стать на свое место. В противном случае возникнут проблемы на следующих этапах монтажа.
Изготавливаем транец для лодки ПВХ
Способ установки транца зависит от формы лодки.
Возможные варианты:
- крепление к формованным элементам, закрепленным на судне попарно – два сверху (для крепления) и два снизу (упор в борт);
- монтаж к бортам с помощью специальных штырей;
- увеличение опорной площади за счет установки кронштейнов в виде изогнутых трубчатых рам;
- пристегивание с помощью ремней или шнуровка жесткого элемента к борту кормовой части надувной лодки.
Один из наиболее доступных и менее затратных способов – установка транца, прикрепленного к металлическому каркасу, через стандартные элементы для надувных лодок.
Для работы понадобятся:
- слесарные инструменты;
- сварочный аппарат;
- растворитель, клей для лодок ПВХ, наждачная бумага;
- толстая влагостойкая фанера 15-17 мм;
- каркас из металлических прутьев или полос;
- лодочные леера и защелки для весел.
В первую очередь лучше сделать металлический каркас, изготовить, собрать и прикрепить к каркасу самодельный навесной транец.
После чего (в зависимости от размеров получившейся конструкции) приклеить дополнительные крепежные элементы.
Каркас изготавливается из металлического прутка сечением 10 мм.
Для увеличения периода службы желательно сразу подобрать подходящий материал – нержавейку.
Далее в соответствии с размерами в нужных местах делаем загибы элементов, после чего скрепляем их при помощи сварки.
Приступаем к изготовлению транца. Он состоит из двух плит, изготовленных из влагостойкой бакелитовой фанеры (можно использовать обычную фанеру – понадобится соответствующая обработка).
В случае, когда под рукой нет водостойкой фанеры, используем обычную.
Обязательна соответствующая обработка водоотталкивающими составами, после чего фрагмент покрываем яхтным лаком.
Особое внимание уделяем обработке отверстий и краев. Правда, срок службы такого жесткого элемента будет намного короче
Собираем всю конструкцию в соответствии с картинкой. Упорами для металлического каркаса служат шайбы, предварительно надетые на пруток со стороны кормы и приваренные точечной сваркой.
Заключительная операция – разметка мест для приклеивания держателей каркаса (4 лодочных леера).
Последовательность выполнения операций:
- Полностью накачиваем лодку.
- Прикладываем навесной транец так, чтобы он плотно прилегал к корме.
- Размечаем маркером места для крепления лееров в верхней и нижней части баллона.
- Выпускаем воздух из баллонов и расправляем кормовую часть.
- Тщательно удаляем загрязнения с поверхности и легонько зачищаем размеченные места для приклеивания лееров «нулевкой».
- Обезжириваем место предстоящей склейки при помощи растворителя 646.
- Оклеиваем периметр размеченной области бумажным скотчем.
- Аккуратно наносим клей для лодок ПВХ (лучше из ремкомплекта) тонким слоем на склеиваемые поверхности, выжидаем 10-15 минут и повторно наносим слой клея.
- Через 5 минут состыковываем склеиваемые поверхности и тщательно «прокатываем» место склейки резиновым валиком, не допуская остатков воздуха.
- Прижать склеиваемые части тяжелым предметом (если есть возможность – стянуть струбциной через тонкую дощечку) и оставить сохнуть на сутки.
Данный способ крепления жесткого элемента для установки маломощного мотора подходит для лодок, имеющих О-образную и похожую на них форму.
Для этих же типов надувных плавсредств можно использовать и более простой вариант крепления для мотора – на шнуровке. Преимущество такого способа – уменьшение точечного давления на борт, недостаток – более длительное время установки.
Для крепления нижняя часть жесткого элемента вставляется в «ручку», закрепленную внизу кормового баллона, после чего одна приклеенная часть с отверстиями для шнуровки заводится через специальную прорезь, совмещается со второй и закрепляется через отверстия капроновым шнуром.
Как правильно установить транец на надувную лодку
Монтаж купленного в магазине или сделанного самостоятельно производится в несколько этапов. Заметим, что перед началом работ лодку ПВХ следует полностью накачать воздухом.
Итак, сперва приклеиваем к надутой лодке рымы (бобышки). При этом место крепления бобышек нужно выбрать так, чтобы крепление транцевой пластины было удобным и надежным. Когда места для рымов обозначены, наносим на каждую бобышку клей и крепим к корпусу судна. Отметим, что число бобышек определяется длиной крепежных дуг.
Далее дожидаемся «схватывания» и полного высыхания клеевого соединения, после чего выпускаем из лодки воздух. Сдувание необходимо для правильного монтажа крепежных дуг, которые предварительно нужно соединить с транцевой доской. После этого всю конструкцию монтируют на лодку с помощью бобышек, и снова полностью накачивают, чтобы проверить надежность установки.
Таким образом, установить транец на лодку ПВХ сможет даже начинающий водомоторник, поскольку особых сложностей здесь нет. А вот опытные судовладельцы, конечно, еще отметят пару нюансов для удобства эксплуатации. Расскажем и о них тоже.
Высота транца
Как уже отмечалось, покупной или сделанный своими руками транец для надувной лодки выбирается под параметры судна и мотора. В идеале, по высоте размер подставки под мотор равнозначен высоте бортов, но допускается небольшое искажение и в большую, и в меньшую стороны. Связано это с тем, что ассортимент лодочных двигателей очень широк, и порой встречаются модели нестандартных габаритов. Так вот для того, чтобы крепление транца на лодку было надежным и движок удобно располагался на судне, допускается небольшое отступление от принятой за стандарт высоты транца. Главное, не переусердствовать и не навредить лодке, мотору и самому креплению.
Усиление навесного транца
Выше мы разбирали виды креплений, с помощью которых заводской или самодельный транец устанавливается на лодке.
Понятно, что для ПВХ кроме клеевой основы ничего не придумаешь, да и конструкция стандартна: классические транцы предполагают использование двух скоб и четырех бобышек. Такие крепления достаточно надежны, но при условии средней мощности мотора. Как только движок набирает максимальные обороты, от нагрузки прогибаются баллоны лодки и нога мотора начинает вилять, заходя под днище плавсредства. Поэтому для использования движка на полную мощность необходимо произвести у ПВХ лодки усиление навесного транца.
Эта процедура представляет собой не что иное, как использование дополнительных элементов для равномерного распределения нагрузки от мотора на транец. Обычно, для того чтобы усилить навесной транец на лодке ПВХ используют металлические «растяжки», которые пропускают через наклеенные на лодочные борта леера. Такая конструкция значительно ужесточает крепление, но бывалые водомоторники советуют вместо бортов фиксировать леера на кормовой банке или даже у днища. Только в таком случае удастся добиться максимальной жесткости моторного крепления и снизить риск срыва конструкции.
Однако, не стоит забывать о том, что каждый дополнительный элемент повышает массу лодки, что негативно сказывается как на транспортировке, так и на ходовых качествах лодки. Поэтому при тюнинге транца советуем помнить, что все усовершенствования хороши в меру. А в остальном успешных свершений и скоростных заплывов!
https://youtube.com/watch?v=eCnzhf0hemI
Просмотры:
6 221
Высота крепления двигателя
Более точно узнать нужную высоту установки мотора можно, наблюдая на ходу за закрепленным агрегатом. Ориентир нахождения винта расположен ниже днища в пределах пяти сантиметров. Можно менять высоту максимум до полуметра и наблюдать за эффектом при движении.
Чтобы снизить сопротивление воды, рекомендуется делать малым угол отклонения плоскости ватерлинии от оси винта движка. В данном случае большое значение имеет высота крепления.
- Завышенное крепление ведет к кавитации. При ней винт работает в водной и воздушной среде. На поверхности воды будет видно множество пузырьков газа. В итоге судно движется медленнее, мотор больше работает вхолостую и сильно нагревается. Хорошо, если сработает предохранительный клапан.
- Заниженное крепление ведет к большему сопротивлению воды и напрасной трате мощности. Даже опытный рулевой может не сориентироваться и потерять контроль над лодкой.
Тюнинг аксессуары для лодок ПВХ
Есть отдельный класс – аксессуары для лодок ПВХ тюнинг, которые выбирают пользователи, предпочитающие осуществить улучшения своего плавательного средства. Эти устройства являются необязательными, но способны существенно упростить процесс передвижения на лодке и ловли рыбы.
Установка якоря
Без якоря вы вряд ли сможете долгое время находится в желаемой точке водоема. К элементу тюнинга установка якоря относится не сильно, скорее это один из обязательных элементов для плавательного средства. При ловле на течении вовсе трудно задержать лодку в одной точке водоема, даже небольшой промежуток времени.
Якорь для лодки ПВХ может быть разной конструкции. Любой предмет из железа, который подходит по массе может выступать в качестве якоря (я применяю гантель весом в 6 килограмм). В магазинах можно встретить разные модели, в том числе и разборные.
Есть определенные требования, которыми следует руководствоваться во время выбора якоря, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами на рыбалке:
- В зависимости от парусности лодки, скорости течения, а также силы ветра нужно выбирать якорь массой от 5 до 7 килограмм;
- Необходимо выбирать якорь такой массы и конструкции, чтобы его можно было легко поднять и спустить в воду во время рыбалки. Якорный рым, предотвращающий трение веревки о лодку устанавливается на судна, длиной более 4 метров.
Реданы и их крепление
Редан — это специальный профиль, который оснащен направляющими и по своей конструкции несколько схож с треугольником. Основная задача реданов — повышение устойчивости лодки во время движения по водоему. Зачастую, тюнинг лодки ПВХ своими руками не обходится без установки данного аксессуара.
Обычно установка реданов совмещается с дополнительной защитой киля и баллонов лодки, что очень удобно и практично. Реданы небольшой длины размещаются в носовой части лодки, так как именно там чаще всего образуется много брызг и это сильно влияет на устойчивость.
Правда, эти элементы могут быть не только треугольными, они имеют различную форму, но одинаковое предназначение — повышение устойчивости лодки во время глиссирования по водоему. Очень удобный и полезный аксессуар, который можно легко установить самостоятельно. Их также называют курсовыми стабилизаторами.
Усиление днища
Производители зачастую делают дно лодки из ПВХ ткани, по которой очень неудобно ходить. Не жесткое дно предоставляет рыбаку целый ряд неудобств во время перемещения по лодке. Поэтому, производя тюнинг лодки ПВХ своими руками, усилить дно необходимо в первую очередь. Да и ремонтировать, если повредите, придется усиление, а не само дно, что значительно дешевле и проще. Дно лодки можно усилить полностью или частично.
Специальная лента из ПВХ отлично справляется с поставленной задачей. Такую ленту еще называют привальным брусом и ею оклеивают днище лодки полностью, либо частично. Обычно, толщина такой ленты составляет от 1 до 3 миллиметров, а ширина от 60 до 230 мм. Приклеить привальный брус можно с помощью двух компонентного клея. Такая несложная операция придает жесткости днищу, а также обеспечивает дополнительную защиту от подводных препятствий.
Усиление транца
Обычно, при покупке лодки в стандартной комплектации можно заметить, что транец защищает лишь небольшой слой ПВХ ткани. Это не очень надежная защита. Поэтому следует уделять усилению транца не меньше внимания, чем для других элементов.
Многие рыбаки предпочитают полностью заклеивать днище лодки привальным брусом. Так и надежнее и мороки с отдельными элементами нет. Это будет самым правильным решением, только нужно быть предельно аккуратным и подбирать клей и привальный брус. Такой подход к тюнингу сможет решить целую кучу проблем и избавит вашу лодку от износа во время длительной эксплуатации.
Усиление баллонов
Баллоны усиливают не для комфорта, а из необходимости. Чаще всего, тюнинг лодок ПВХ своими руками включает оклейку привального бруса по всей площади днища. Усиление баллонов обеспечивает дополнительную защиту и предотвращает их износ во время эксплуатации.
Усиление киля
Киль усиливается так же как и само днище — поверх ленты, которой зачастую лодка оборудуется с завода, приклеивают дополнительный слой привального бруса. Никаких тонкостей и секретов здесь нет. Берем двух компонентный клей и оклеиваем им максимальную площадь киля.
Монтаж на лодку
Перед осуществлением монтажных работ необходимо предусмотреть место для удобного расположения весел на период, когда они не будут использоваться. Полностью накачайте лодку воздухом и, прикладывая весла к бортам, определите оптимальное место, где они не будут мешать размещению транца и двигателя. Маркером отметьте места, где должны находиться защелки для фиксации весла (с обеих сторон лодки).
В кормовой части намечаем места, где будут крепиться лодочные лееры. Для этого прикладываем транец к лодке и делаем отметки в местах, где будет осуществляться крепеж.
Когда разметка готова, можно приступать к остальным этапам монтажных работ:
- Приложите к отмеченным местам защелки для весел и лееры, и обведите их маркером, чтобы определить места нанесения клея.
- Полностью выпустите воздух с лодки.
- Обработайте места склейки элементов наждачной бумагой, для создания шероховатой поверхности с целью улучшения адгезивных свойств.
- Нанесите первый слой клея на обработанные места и элементы, которые будете приклеивать и оставьте высыхать на время, указанное на упаковке клея (обычно не более 15 минут). После этого нанесите второй слой клея и оставьте еще на 5 минут.
- Точно по отметке приложите защелки и лееры к бортам и корме, плотно прижмите, положите под пресс и оставьте до полного высыхания.
Если места крепления выбраны правильно, транец надежно держится на корме
Важно! Чтобы ускорить процесс склеивания, можно воспользоваться строительным феном горячим воздухом. Для этого необходимо соединить склеиваемые поверхности и воздействовать на них горячим воздухом, одновременно приглаживая/уплотняя соединение.. Чтобы завершить монтаж и установить транец, накачайте лодку на половину общего объема и вставьте крепежные элементы транца в лееры
После этого заполните лодку воздухом полностью
Чтобы завершить монтаж и установить транец, накачайте лодку на половину общего объема и вставьте крепежные элементы транца в лееры. После этого заполните лодку воздухом полностью.
Обработка пайолов
В принципе, можно обойтись без пропитки фанеры антисептиком, ведь яхтный лак сделает древесину водонепроницаемой. Но нанесение самого лака или схожей эмали обязательно, даже влагозащитная фанера от попадания воды со временем набухает.
Если дерево разбухнет, гармошка перестанет складываться, будет занимать много места и возможно не влезет в лодку.
В качестве антисептика выбирайте универсальной средство от всех видов грибка, плесени и гнили. Яхтенным лаком обрабатывайте фанеру на улице или в хорошо проветриваемом помещении, в которое вы не собираетесь заходить на протяжение нескольких дней.
Приступаем к работе
Для начала нужно надуть лодку. Сделать это можно в гараже или в квартире (если размеры позволяют). Выбираем подходящее место для установки защелок вёсел (некоторые называют их адаптерами). Устанавливать их нужно на бортах, чтобы иметь возможность зафиксировать весла на время, когда они не будут использоваться.
Найдите подходящие места и пометьте их маркером. Спустите лодку. Найдите отмеченные места и тщательно зачистите их. Делать это нужно на ровных, твердых поверхностях, чтобы добиться ожидаемого результата
Сначала можно пройтись наждачной бумагой с мелким зерном, но осторожно, чтобы не повредить борт лодки
Проведение разметки
После этого обмакните кусок ткани (желательно хлопчатобумажной) в бензин и тщательно протрите помеченные места.
Нанесите резиновый клей на подготовленное место.
Для этого можно пользоваться обычной кисточкой. Сразу же нанесите клей и на нижнюю поверхность защёлок.
Подождите 10-15 минут и нанесите ещё один слой клея. Оставьте лодку на 5-7 минут, чтобы клей успел слегка схватиться. После этого установите защелки на соответствующих местах и плотно придавит. Лучше будет придавить их чем-нибудь тяжелым и оставить на сутки – за это время клей наберет максимальную прочность.
Точно такую же процедуру проделайте с креплениями леера безопасности. Их устанавливать нужно на корме лодки – две сверху и две сбоку. Именно на них будет крепиться изготовленный своими силами навесной транец.
Металлический каркас
Теперь переходим к металлическому каркасу.
Сделать его тяжелее – понадобится не только сварка, но и определенный опыт работы с нею.
Изучить саму конструкцию каркаса можно как в интернете, так и в обычных магазинах.
Если нужно, немного измените габариты каркаса, чтобы он соответствовал вашей лодке и мотору.
В качестве основного материала можно использовать любую полосу достаточной толщины из нержавеющей стали. Полоски нужно изогнуть под определенным углом, соединить между собой одной-двумя перемычками и приварить к концам металлические трубки, по диаметру подходящие к креплениям лееров, уже установленным на борту лодки.
Фанерный лист Выпилить прочную фанеру (в крайнем случае ДСП) сможет любой человек, даже без особых навыков.
Дерево желательно густо покрыть краской или лаком – в 2-4 слоя, выжидая, чтобы предыдущий слой подсох.
Это защитит древесину от воды и, следовательно, гниения.
Приложите подготовленную фанеру к каркасу и пометьте места, где будут располагаться отверстия для шурупов. Проделайте сквозные отверстия при помощи дрели. Установите фанеру на каркас и плотно затяните болты. Вот и всё. Навесной транец готов, и на всю работу было затрачено всего несколько часов.
Образец готовой конструкции
Осталось только закрепить мотор на фанере – сделать это довольно просто, благодаря имеющимся на нем креплениям.
Если со временем вы решите установить другой мотор, крепления которого не смогут надежно фиксировать его на фанере из-за её малой толщины, вовсе не обязательно переделывать транец – достаточно просто подложить ещё один лист фанеры – его не нужно приклеивать или фиксировать иначе. Крепления мотора надежно зажмут лист, исключая возможность люфта.
Усиление днища лодки ПВХ — инструкция по изготовлению своими руками
От укрепления дна зависит, в какие места водоёма можно спокойно заплывать рыбаку, не боясь проколов днища. Сколько транспорт прослужит своему хозяину? И будет ли он устойчив?
Особенности усиления
При выполнении всех работ по усилению нужно учитывать:
- Лодочный вес, который может прибавить до 7–12 кг, все зависит от размера надувного транспорта и латки;
- Не нужно забывать, что после приклеивания ПВХ габариты становятся больше на 2–3 см;
- Из какого материала будет усиление? Раз водное средство изготовлено из ПВХ, то желательно и дополнительное дно сделать из лент ПВХ или специальных прорезиненных полос. Но рыбаки часто используют другие, не промокающие ткани;
- Толщина прикрепляемого ПВХ должна быть в пределах 3–5 мм;
- Какие части днища усиливаются? Это зависит от того, с какой целью происходит укрепления. Но чаще всего это:
- надувной киль;
- нижняя поверхность баллонов;
- нос;
- место крепления транца;
- места соединения стрингеров в кокпите.
Стоит учитывать, что укрепление полоски центра и торпед даст небольшую защиту и лёгкую устойчивость. А вот с полным бронированием днища или даже всей лодки, можно твёрдо быть уверенным в транспорте. Главное использовать подходящий клей.
Вдобавок, ко всем защитам дна, можно предоставить дополнительное укрепление.
С помощью:
- Полимерной жидкости. Она открывается и намазывается на заранее приготовленную часть транспорта. Некоторые её виды используют для полного бронирования объекта;
- Также рыболовы делают укрепления с полос пластика, алюминия или дюрали. Сажая их на заклёпки по центру, впереди либо на задней части транспортного средства. Такой способ не очень хорош тем, что портит ПВХ, стирая его. И препятствует нормальной сборке объекта.
Укреплять можно любые места лодки разными способами, насколько хватит знаний и фантазии.
Что потребуется для усиления дна с ПВХ
К вулканизации нужно выбрать подходящие и надёжные инструменты, при этом ничего не упустив.
При этом их качество должно быть соответствующим:
- материал для дна, лучше ПВХ 3 – 5 мм;
- строительный или обычный скотч;
- фен, желательно строительный, у него мощности больше;
- клей, специально предназначенный для материалов ПВХ;
- лекала, можно из картона;
- валик или бутылка;
- спирт, растворитель или любое другое средство, убирающее жир.
Все необходимые компоненты лучше приобрести заранее либо обойтись подручными средствами. Все зависит от того, какую толщину усиления хочет получить рыбак.
Делаем своими руками
Процесс усиления лодки происходит в несколько этапов, причем каждый из этапов нужно делать достаточно быстро.
Итак:
- Надувается лодка и переворачивается вверх дном;
- Моется и протирается тряпкой дно;
- Размеры ПВХ или резиновой ткани делают из лекала или на глаз;
- С помощью тряпки и растворителя убирается жир с лодки, протирается место наклеивания и материя, которая будет наноситься;
- По заданным размерам латок, а точнее по их контуру, на лодку клеится скотч, дабы не запачкать транспорт клеем;
- Перед нанесением клея и лодку, и заготовку прогревают феном;
- Клей наносится на лодку два раза. Первый тонкий слой и ему даётся время подсохнуть, но не высохнуть;
- Второй слой – основной, наносится в разумных пределах 2–3 мм. Ему тоже даётся время подсохнуть и немного обветрится;
- На заготовку ложится очень тонкий слой клея и накрывается на предназначенное место;
- На усмотрения мастера прогревать можно лодку и вовремя накладки (если она остыла);
- С помощью валика слой ткани раскатывается, выгоняя весь воздух, чтобы все лежало очень плотно;
- При участии фена прогревается и одновременно раскатывается полотно;
- Затем, в зависимости от вида клея, 2–3 дня водный транспорт сохнет.
Блиц-совет
Правильное упрочнение водного транспорта увеличит крепость дна в разы, придаст большей уверенности его владельцу и обеспечит долгие годы эксплуатации лодки.
1,00, (оценок: 1) Загрузка… Браконьеры выловив 317 кг рыбы не понесли наказания
Группа рыболовов на допросе раскрыла название секретной приманки.
Рубрика: региональные новости.
ПОДРОБНЕЕ →
Совместимость с мотором
Нужно понимать, что размеры и комплектация транца подбираются индивидуально под конкретную модель, а не производителя.
На начальном этапе стоит тщательно изучить технические параметры вашего судна, чтобы правильно сделать расчеты по подбору размеров транца.
Конструкция должна быть продумана до мелочей, поскольку имеет существенное давление на корму.
Не стоит забывать, что чем мощнее вы выберете двигатель, тем он будет тяжелее. То есть возрастет нагрузка на материал судна
Чтобы не перегрузить лодку важно учесть несколько ключевых моментов:
- Предельно допустимая мощность мотора – не больше 3,5 лошадиных сил.
- Максимальная скорость движения – до 10 км в час.
- Вес двигателя – до 15 кг.
- Чем мощнее выбран мотор, тем сильнее он оказывает давление на корму лодки.
- Лодку нужно держать хорошо накачанной.
На заметку! Альтернатива бензиновому двигателю – электрический лодочный мотор с влагозащитным корпусом.
Современные усиленные модели лодок из ПВХ фирмы Барк, Колибри или Аква позволяют устанавливать двигатели мощностью до 5 л. с. Но в водоемах с течением производители не рекомендуют использовать агрегат на полную мощность, чтобы судно не перевернулось.
Где можно взять транец?
Этим вопросом задаются многие люди, впервые купившие ПВХ лодку и мотор, и не имеют никакого опыта работы с ними.
Специализированный магазин
Конечно, самый простой способ добыть транец – сходить в магазин и подыскать подходящую модель.
Но при этом придется заплатить довольно крупную сумму – цена на них начинается от нескольких тысяч рублей.
Если при использовании массивного навесного мотора, мощностью в десятки лошадиных сил, это оправданно, то для небольших моторов (2-3 лошадиных силы), какие чаще всего устанавливают на резиновые лодки, могут быть варианты.
Что представляет собой транец для простых лодок? Это кусок прочной фанеры с несколькими металлическими деталями, позволяющими крепить его на лодке и надежно фиксировать мотор. Как видите – все довольно просто. Поэтому многие владельцы лодок предпочитают изготавливать этот аксессуар своими руками.