Лодочный мотор «Вихрь»: технические характеристики и отзывы

Блок цилиндров

В этом узле находятся перепускные воздушные каналы, каналы подачи топливной смеси и выброса отработавших газов.

Поскольку скорости потока воздушной смеси близки к сверхзвуковым, поверхность каналов должна быть гладкой, без наплывов, шероховатостей, уступов и особенно — встречных реданов. Все это повышает сопротивление потоку и затраты мощности на процессы продувки. Поэтому желательно каналы отполировать без изменения их геометрии

Важно, чтобы обеспечивалось полное совпадение кромок в месте соединения продувочных окон в гильзе цилиндра с каналом в блоке. Лучше, если не будет никакого уступа, или он будет не более 0,5 мм по ходу смеси, как показано на рисунке

Эффект доработки можно иллюстрировать результатами испытаний двух моторов «Вихрь-30», у которых кромки гильзы нависали над каналами блока цилиндров на 1,0—1,5 мм. После доработки до полного совпадения кромок мощность возросла на 1,6 и 2,3 л. с.

Выхлопные окна доработок не требуют.

Двигатели “Вихрь” и “Нара”

“Вихрь”

История производства моторов для лодок марки «Вихрь» началась в 1966 году. Пользуется успехом как у профессиональных спортсменов, так и у рыболовов, во многом, благодаря оптимальному сочетанию цена/качество.

Востребованные и модифицированные модели под индексами 30, 32М, 32Х, имеют следующие характеристики:

  1. Ручной запуск с помощью румпеля.
  2. Вместимость топливного бака – 22 литра.
  3. Модернизированная система газораспределения.
  4. Мощность двухцилиндрового мотора – 30 лошадиных сил.
  5. Вес изделия – 49 кг.
  6. Усовершенствованная система зажигания.

“Нара”

Моторы для лодок «Нара 4,7» выпускаются машиностроительным комбинатом в Наро-Фоминске и имеют следующие возможности:

  • мощность – 4,7 л. с.;
  • масса – 15 кг.;
  • обороты – до 3600 об/мин.;
  • вместимость бака – 1 л.;

Несмотря на малый вес и низкую вместимость топлива, представленная модель пользуется большим спросом, благодаря непривередливости в эксплуатации и простоте в монтаже конструкции.

Система зажигания

В скобках даны номера деталей и узлов для моторов с магнето МВ-1—с контактной системой зажигания.

  • 1 — МБ-2, ЦШ 3.195-002 (МВ-1, 8Г3.195-006) — основание магдино; 4.176-000 (4.175-000) — магдино с рычагом;
  • 2 — 2.100-012, пружина (1);
  • 3 — 2,5 X 25-001, ГОСТ 397—79, шплинт (1);
  • 4 — 2.100-011, сегмент (2):
  • 5 — 3177А5-16, винт (2);
  • 6 — 4.121-000 (4.119-700/1), маховик магнето (1); 4.121-004 (4.119-010), маховик (1); 4.119-002, магнит (4); 4.119-006 (4.119-005), башмак (2); 4.119-007, винт (8); 4.119-011, кулачок (1); 4.119-008, кольцо (1);
  • 7 — 3181А6-10, винт (3);
  • 8 — 2.100-037, диск (1);
  • 9 — 2.100-036, гайка (1);
  • 10 — 2.100—035, кольцо стопорное (1);
  • 11 — 3003А-6-16-15 — болт (1);
  • 12 — 665Г05, ГОСТ 6402—70, шайба (3);
  • 13 — 2.000-806 — шайба (5);
  • 14 — 3301A3, гайка (2);
  • 15 — ЗТ65Г029, ГОСТ 6402—70, шайба пружинная (2);
  • 16 — 3301 АЗ, гайка (2);
  • 17 — 2.174-010, накладка (1);
  • 18 — ВБГ-ЗА, блок (2);
  • 19 — ЦШ5.720-001-01 (ТЛМ-8Г4.720-004-1Г) — трансформатор высоковольтный (2);
  • 20 — 3.005-000, 4.003-000 (4.174-700) — кронштейн с агрегатами; 4.002-704 — перемычка;
  • 21 — 3041 АЗ-24 — болт (2);
  • 22 — 3315А-6, гайка (2);
  • 23 — 5К, кнопка «Стоп»; 4.127-000 — кнопка «Стоп» в сборе (1);
  • 24 — Ш-2443, провод L = 0,22 м (2);
  • 25 — 3003А6-24-15, болт (4);
  • 26 — 2.100-021, трубка (2);
  • 27 — 2.147-700, хомутик зажимной (1);
  • 28 — 4.005-000 (4.135-700, 4.135-701), провод высокого напряжения в сборе; провод L = 600 мм ПВВ, ГОСТ 14867—69; 3.135-004, хлорвиниловая трубка;
  • 29 — СИ-12РТ, свеча (2);
  • 30 — А 14 колпачок (1);
  • 31 — 3016А-5-12, болт (2);
  • 32 — 4.175-002, шайба контровочная (1);
  • 33 — 4.175-001, рычаг (1).

Преимущества

  • Проверенная двухцилиндровая конструкция, адаптированная под 92-й бензин и недорогое моторное масло. Простое обслуживание, низкая стоимость владения и дешевые комплектующие. За счет этого мотор хорошо адаптирован к неблагоприятным российским погодным условиям.
  • Наличие ручного стартера и улучшенного электронного зажигания способствует быстрому запуску и уверенному старту с места.
  • Система смазки с предварительным смешиванием бензина и масла, как у большинства современных двухтактных моделей.
  • Бензобак объемом 22 литра обеспечивает хороший запас хода для мелководья и более отдаленных от берега мест.
  • Простая двухцилиндровая конструкция, высокая антикоррозионная устойчивость и эффективная водяная система охлаждения.
  • В базовое оснащение входит гребной трехлопастной винт, свечи зажигания, инструменты, выносной бензобак и страховочный трос.
  • Румпельное управление с ручкой газа и трехступенчатым переключением передач.
  • Компактные габариты и небольшой вес, удобство в транспортировке и в процессе установки.

Обзор лодочных моторов Вихрь

В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.

Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки.

Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.

Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.

Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:

  • масса до 120 кг;
  • высота торца не более 405 мм.

Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.

Достоинства моторов «Вихрь»:

  • мощность;
  • низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями;
  • высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов;
  • доступность запчастей.

Но «Вихрь» имеет и немало недостатков:

  • шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы);
  • невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата;

  • невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта;
  • неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта;
  • высокое гидродинамическое сопротивление подводной части;
  • невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления;
  • золотниковое устройство ненадежно;
  • регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями;
  • отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии;
  • используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы;
  • гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.

Поддон

  • 1 — 3.125-005, поддон (3.125-701 — поддон в сборе с ручками и блок 2 с шайбами ​​и гайками 3-5);
  • 6 — 3301А-4, гайка (5);
  • 7-40 КС ФОС ОСТ 1.11532-74, шайба (5);
  • 8 — 2,000-813, шайба (5);
  • 9 — 2.125-005, буфер (1);
  • 10-2100-044, прокладка (1);
  • 11 — 2.138-001, втулка (1);
  • 12 — 4.125-011, круг (1);
  • 13 — 3.100-045 / 2, прокладка (1);
  • 14 — 4.125-013, заклепка (9);
  • 15-2,000-808, шайба (18);
  • 16 — 2.138-002, втулка (1);
  • 17 — 2,000-201, кольцо уплотнительное (2);
  • 18 — 2.100-030, шайба регулировочная (4-я ступень) (комплект.);
  • 19 — 3.100-065, скоба (1);
  • 20 — 3041А-4-14, болт (1);
  • 21 — 465Г05 ГОСТ 6402-70, шайба (1);
  • 22 — 2.126-000, управление воздушной заслонкой (1); 2.126-004, сектор (1); 2,134-000, ось в сборе (1); 3521А-3-18, заклепка (1);
  • 23 — 2.100-006, тяга (1);
  • 24 — 3315А-8, гайка (4);
  • 25 — 3041А4-18-6, шайба (4);
  • 26-2000-802, шайба (4);
  • 27 — 4.125-022, ручка задняя (1):
  • 28 — 2.000-620, болт рукоятки (4);
  • 29 — 80КС ФОС ОСТ 1.11532-74, шайба (4);
  • 30-2125-026, шестерня (1);
  • 31 — 2.000-300, шпилька;
  • 32 — 2Х16-001 ГОСТ 397-79 шплинт шплинт (4);
  • 33 — 2.126-003, замок (1);
  • 34 — 3041А-5-20-16, болт (2);
  • 35 — 2,000-821, шайба (2);
  • 33 — 2.125-020, полоса (1);
  • 37 — 3041А4-14, болт (1);
  • 38 — 2.125-007, арест (1);
  • 39 — 4.129-000, замок полный (2);
  • 40 — 3177А4-14, винт (4);
  • 42 — 3041А3-12, винт (4);
  • 43 — зажим в сборе 2.165-700 (1), 2.165-004, пластина (1), 2.165-003, пружина (1), БУ5.556Р ГОСТ 3722-60, шарик (1);
  • 44 — 2,000-806, шайба (1);
  • 45 — 665Г05 ГОСТ 6402-70, шайба пружинная (1);
  • 46-5.20 ОСТ 131139-80, болт (1);
  • 47 — 2,000-814, шайба (2);
  • 48 — 2.125-008, ось (2);
  • 49 — 565Г05 ГОСТ 6402-70, шайба пружинная (2);
  • 50 — 3315А-5, гайка (2);
  • 51 — 2.000-630, винт (2);
  • 52 — 3177А5-12, винт (2);
  • 53 — 4.125-012, пружина (1); — 2.118-000, руль направления (1);
  • 54 — 2,000-818, шайба (1 компл.);
  • 55 — 2118-004, шестерня (1);
  • 56 — 2,125-013; кольцо (2);
  • 57 — 2.118-003, ролик (1);
  • 58 — 2.118-001, руль направления (1);
  • 59 — 2.000-801, стиральная машина (1)
  • 60 — 2.146-000, ручка в сборе (1);
  • 61 — 2.118-005, пружина (1);
  • 62 — 2.118-006-01, колпачок (1);
  • 63 — 2.128-000, ручка в сборе (1);
  • 64 — 4.125-003, тяга (1);
  • 65 — 4.125-021, ручка передняя (1);
  • 66 — 4.123-001, штуцер (1).

Лучшие лодочные моторы мощностью 3 л.с

Лодочные моторы мощностью 3 л.с. представлены на рынке как отечественного, так и зарубежного производства. Рассмотрим самые популярные.

Кама 3,5

Имеет простую конструкцию, одноцилиндровый, охлаждается воздухом и забортной водой. Мобильный и стоит немного. Найти запчасти не составит никакого труда, можно позаимствовать их у мотопилы Дружба.

КАМА 3 л.с.

Технические характеристики:

  • объем бака 6 л;
  • двухтактный;
  • весит 16 кг

Его недолгая работоспособность составляет всего 60-80 часов, это явный недостаток. Шумит и громко вибрирует, а волна легко может залить. Пожароопасный топливный бак, который находится под давлением.

Парус Т-3,5S

Остался российским только в памяти потребителя. Теперь его собирают китайцы. Но это никак не ухудшило его качество. Одноцилиндровый, мощность 3,5 л.с. Запуск осуществляется вручную, а управление происходит при помощи румпеля. Система охлаждения смешанная водяно-воздушная. Стоит отметить богатую комплектацию дополнительными мелочами: литровая канистра для смешивания масла и бензина, дополнительная крыльчатка для системы охлаждения и т.д. Расход топлива 1л/ч.

Парус Т-3,5S

Параметры:

  • вес 9,6 кг;
  • 2-тактный лодочный мотор;
  • бак объемом 0,9 л

Инструменты для ремонта из комплекта низкого качества, придется на них потратиться. Сервис и запчасти в регионах не достать. Громкий, сборка хлипкая. Цена 17500 руб.

Шмель 3,6

Китайский одноцилиндровый лодочный мотор компании Parsun, с доступной ценой в своем сегменте от 16000 руб. Воздушное охлаждение, с выходом отработанных газов в атмосферу. Зажигание электронное, управление ручное.

Shmel 3.6

Технические характеристики:

  • 4- тактный, бензиновый;
  • объем бака 1,8 л;
  • сухой вес 9,8

Перенаправление выхлопных газов снизит шумность мотора. Цена самая доступная – 15100 руб

Hidea HD 3.5 FHS

Предоставляет пользователю возможность работы без остановок на протяжении полутора часов на средних оборотах. Идеален для туризма и рыбалки.

Hidea HD 3.5 FHS

Технические характеристики:

  • 2х тактный;
  • емкость бака 1,4 л;
  • вес 13 кг

Не всегда радует качеством сборки. Есть вероятность заводского брака некоторых деталей. Не всегда заводится с первого раза. Цена 24700 руб.

Yamaha 3 AMHS

Одноцилиндровый, мощностью в 3 л.с. Запускается вручную кикстартером, управляется румпелем. Расход топлива 2л/ч. Охлаждается забором воды за бортом. Стоимость такого агрегата составляет 49500 руб.

Yamaha 3 AMHS

Параметры:

  • двухтактный;
  • объем 1,4 л;
  • сухая масса 16,5 кг

Откровенным минусом лодочных моторов Yamaha считается их стоимость. Можно найти дешевый вариант у китайцев или же у Меркурия.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Общий вид

Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции.
Запуск моторов «Вихрь-М», «Вихрь-30Р», «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» – ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером.
Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую.
Моторы имеют места подключения дистанционного управления (фиг. 2), деталями которого комплектуются лодки.

Фиг. 2. Габаритные размеры и места подключения дистанционного управления моторов:1- ось привода дроссельной заслонки карбюратора. Подключение управления газом;2- прилив для крепления упора боуденовской оболочки троса газа;3- отверстие в ручке крепления скобы тросов рулевого управления у управления реверсом.

Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя.
В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил. Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.

При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременна, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя. На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков0 необходимо снять ограничительную шайбу.
При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах.
Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.

https://youtube.com/watch?v=z2sqBS6ixN4

До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.

Мнение владельцев

Общее мнение о моторе «Вихрь 30» — это то, что он недорогой (бюджетный) вариант, используемый на лодках весом от 150 кг. Недостатки данного агрегата компенсируются дешевизной ремонта и комплектующих запчастей на него, а также:

  • надежностью завода-изготовителя;
  • стабильной работой двигателя при минусовых температурах;
  • возможностью мелкого ремонта при наличии нужного инструмента даже в полевых условиях;
  • хорошей скоростью передвижения по воде с использованием мотора «Вихрь 30».

Конечно, имеются и отрицательные отзывы. В основном это:

  1. Жалобы на повышенный расход топлива.
  2. Сильный шум при работе двигателя даже на холостом ходу.
  3. Менее комфортное управление лодкой с применение мотора «Вихрь 30» по сравнению с импортными аналогами.

Рекомендуется в целях безопасности иметь автомобильный огнетушитель, аптечку и спасательные жилеты.

Вывод относительно приобретения такого мотора, судя по отзывам его владельцев, неоднозначный. Для сравнения можно взять автомобили отечественного производства. Есть скептики, они категорически не приобретают данный вид транспорта, а есть и искренние фанаты, которых не страшат гаражные механические работы по восстановлению или усовершенствованию своего любимого авто.

Привод гребного винта

  • 1 — 4.205-000 сб., корпус редуктора в сборе; 4.205-001, корпус редуктора (1);
  • 2 — 2.202-019, штифт цилиндрический (2);
  • 3 — 202 ГОСТ 8338—57, подшипник (1); 4.215-000, сальник в сборе (2);
  • 4 — 4.216-700, сальник (1);
  • 5 — 2.112-001, пружина (1);
  • 6 — 2.202-006, пластина (1);
  • 7 — 2.214-000, крыльчатка (1);
  • 8 — 2.213-000, корпус водопомпы (1): 2.213-005, корпус (1); 2.213-003, стакан (1); 2.213-004, пластина (1);
  • 9 — 4 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (2);
  • 10 — 4-34 ОСТ 1.13139—80, болт (2);
  • 11 — 2.213-002, втулка (1);
  • 12 — 2.200-003, втулка резиновая (1);
  • 15 — 3315А5, гайка (1);
  • 16 — 5 кд ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (1);
  • 17 — 2.000-821, шайба (1);
  • 18 — 2.000-007, палец (1);
  • 19 — 2.000-009, втулка (1);
  • 20 — 2.000-008, болт (1);
  • 21 — 2.205-002, втулка (1):
  • 22 — 2.205-003, кольцо уплотнительное (2);
  • 23 — 2.000-802, шайба (3);
  • 24 — 8 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба (3);
  • 25 — 2.000-620, болт (3);
  • 26 — 2.202-018, втулка (1);
  • 27 — 4.202-021 01 . 07, Шайба (1);
  • 28 — 2.202-013, втулка (1); 2.109-000, подшипник (1);
  • 29 — 2.109-001, сепаратор игольчатого подшипника (1);
  • 30 — 2.109-002, ролик игольчатый (20);
  • 30 — 2.109-002, иголка (1);
  • 31 — 2.202-016, 01 . 07 — шайба регулировочная (16 ступеней) (2);
  • 32 — 8106 ГОСТ 6874—54, подшипник (1);
  • 33 — 4.211-700, шестерня коническая, переднего хода (1);
  • 34 — 2.202-028, муфта (1);
  • 35 — 2.202-007, вал (1);
  • 36 — 2.210-700, тяга реверса (1); 2.210-002, тяга (1); 2.221-000, рычаг (1); 3521А-4-13, заклепка (1);
  • 37 — 4.211-701, шестерня коническая заднего хода (1);
  • 38 — 2.212-000, стакан подшипника в сборе (1); 2.212-002, подшипник скольжения (1); 2.218-000, сальник в сборе (1);
  • 39 — 2.219-000, сальник (1);
  • 40 — 2.218-001, пружина сальника (1);
  • 41 — 2.212-001, втулка (1);
  • 42 — 2.212-003, кольцо уплотнительное (1);
  • 43 — 2;212-004 кольцо уплотнительное (1);
  • 44 — 4.202-020 вал-шестерня редуктора (1);
  • 45 — 7204 ГОСТ 333—74, подшипник (1);
  • 46 — 2.202-026 01 . 07, кольцо регулировочное (10 ступеней, 1 компл.);
  • 47 — 2.202-029, пробка (3);
  • 48 — 2.202-010, кольцо уплотнительное (3);
  • 49 — 2.202-015, крышка редуктора (1);
  • 50 — 3041А6-26-18, болт (7);
  • 57 — 6 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (7);
  • 52 — 2.000-809, шайба (7);
  • 53 — 2.202-004, винт (1).

Устранение неполадок

При возникновении затруднений, например, двигатель не заводится при наличии искры и мы уверены, что компрессия в двигателе достаточная, можно смочить свечу бензином или заполнить топливом цилиндр через отверстие для свечи и попробовать завести, это поможет очистить ходы в карбюраторе и засоренный жиклер.

Если двигатель не запускается, то можно попробовать его завести, толкая мотоцикл на нейтральной передаче с выключенным зажиганием. Когда скорость стала устойчивой, и мотоцикл набрал достаточную инерцию, следует включить зажигание, выжать сцепление, завести педаль переключения в положение 1-й скорости и плавно отпустить левый рычаг на руле.

Если двигатель завелся, но глохнет при резком поднятии либо опускании, неустойчиво работает на холостых оборотах, то карбюратор следует тщательно просмотреть

Вычисление шага винта

Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить – какой винт нужен именно Вам:

  • Узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя (“полный газ”). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.
  • Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на “полном газу”. Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.
  • Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.

Пример:
Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин.
Показания тахометра = 4800 об./мин.
Разность = 800 об./мин.

Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.

https://youtube.com/watch?v=wyfYyoDP2aU

В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое – для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт.
Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.

ЛОДОЧНЫЙ МОТОР «ВИХРЬ-30». Технические данные.

2.1. Основные характеристики и устройство мотора2.1.1. Технические данныеТип двигателя: Двухтактный карбюраторныйЧисло цилиндров: Два, расположенных один над другимДиаметр цилиндра: 72ммХод поршня: 60ммРабочий объем: 488 куб. смСтепень сжатия: 8,5 (геометрическая)Максимальная мощность: 30 л.с. Частота вращения коленвала при максимальной мощности: 5000 об/минЧасовой расход топлива при максимальной мощности: 11 кг/часЕмкость топливного бака: 22 лМасса сухая (без топливной смеси в системе питания, смазки в реверс-редукторе, топливного бака со шлангом, инструмента, запасных частей): 49 кгТип зажигания: Маховичное магнето с выносными высоковольтными трансформаторами (электронное бесконтактное магдино МБ-2)Тип свечей: СИ-12РТНормальный зазор в прерывателях: 0,3-0,4 ммСистема энергоснабжения: 30/12 мощность,Опережение зажигания: 30/5,02 (до ВМТ), град/ммТопливо: Автомобильные бензины А-72, А-76, ГОСТ 2084-77 Смазка двигателя: Маслом в топливной смеси реверсредуктора. Транс.масло ТАП-5В или ТАД-17ИПередаточное отношение реверсредуктора 14:24Диаметр винта: 240 мм*Шаг винта: 300 ммПусковое устройство: Ручной стартер с самоубирающимся шнуром или электростартер СТ-369

В скобках указаны данные для моделей с индексом «электрон » * С1985 г. кроме основного гребного винта выпускается грузовой винт 240×282 мм.

Для более полного представления о технических особенностях мотора следует упомянуть ряд дополнительных параметров, которые в руководствах по эксплуатации обычно не приводятся. Так, удельная масса составляет 2,06 (1.52) кг/кВт (кг/л.с); удельная мощность — 45,3 (61,5) кВт/л (л.с/л); удельный расход горючего 476 (350) г/кВт (г/л.с). Внешняя характеристика является собственной характеристикой двигателя, независящей от типа лодки, на которой установлен подвесной мотор, и параметров гребного винта. Для иллюстрации различий ПМ «Вихрь-30» и предыдущей модели «Вихрь-25» на Рис.2 приведены внешние характеристики этих моторов — зависимости эффективной мощности Ne, крутящего момента на коленчатом валу Мкр и удельного расхода топлива g от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора. Изменение мощности двигателя по внешней характеристике происходит в результате изменения нагрузки, т.е. крутящего момента.

Источник

Принцип действия мотора Вихрь 30

Будучи довольно неудачным аналогом немецкого «Кёнинга», собранным советскими мастерами, модель стала самым массовым двигателем, производимым в стране. Такая популярность была обусловлена ​​высокой производительностью в то время и универсальной пригодностью для большинства судов.

Технические характеристики Vortex 30 сильно изменились за полвека, и мы расскажем вам о самых последних моделях 2000-2010 годов. Однако общие характеристики модели не изменились.

Основные элементы

Устройство подвесного мотора Whirlwind 30 идентично большинству двигателей этого класса — двухтактных карбюраторных. Не рекомендуется устанавливать двигатель на надувные резиновые плавсредства — они не предназначены для тяжелых двигателей. Минимальный вес лодки, на которую ее можно установить, — не менее полутора центов. Отвечая на популярный вопрос пользователей, сколько весит Vortex 30, можно отметить, что эта отметка не превышает 50 килограммов. Количество лопастей гребного винта — 3. Для защиты от подводных препятствий вращение передается от редуктора через демпфер и ножницы. — тип ключа. При столкновении с препятствием ключ отрубается и срабатывает система защиты двигателя. Для перезапуска двигателя необходимо произвести замену детали, что делается достаточно быстро и не требует участия мастера. Предусмотрены передний, задний и холостой ход.

Основные конструктивные элементы двигателя

Глубина, с которой вы можете начать комфортное движение, составит 80 см. Мелкая вода затруднит движение, поскольку лезвия будут прилипать ко дну и сталкиваться с препятствиями в виде камней, веток деревьев или плотных водорослей, которые легко обернуть пропеллер и затруднить его перемещение.

Двигатель оснащен генератором на 12 В и мощностью 30 Вт. Согласно заводскому описанию Vortex 30, генератор используется для питания навигационных огней лодки и зарядки аккумуляторов.

Отдельной системы охлаждения в конструкции нет; Используется форсированный метод охлаждения двигателя, охлаждение корпуса проточной водой при прямой работе. Для охлаждения проектом предусмотрен водяной насос.

Характеристики

Мотор фиксируется с помощью струбцины и эластичных креплений. Для крепления используется транец лодки или куттер, который находится в задней части конструкции. Высота транца подвесного мотора Vortex 30 не должна превышать 40,5 см.

Масса двигателя Vortex 30 колеблется от 45,8 до 49 килограмм. Имейте в виду, что при покупке двигателя, который ранее использовался и ремонтировался из не заводских комплектующих, вес может быть ниже или выше заводских параметров. Это могло повлиять на дальнейшую работу и технические характеристики устройства.

Двигатель

Модель имеет двухтактный карбюраторный двигатель на два цилиндра. Подвесной мотор Vortex 30 снабжен защитным кожухом, предотвращающим механические воздействия, воду и любые удары снаружи конструкции. По умолчанию сток является трехканальным обратным контуром. Свежая смесь поступает в картер через змеевик с шайбами ​​на печатную плату. По схеме Vortex 30 имеет настроенный выхлоп. Другими словами, у модели есть лишний глушитель

Мотор устройства рассчитан на длительные перемещения

Объем двигателя Whirlwind 30 составляет 488 кубометров. Устройство можно запустить с помощью ручного самовыдвижного стартера или спасательного шнура. В некоторых современных моделях, обозначенных приставкой «электрон» в названии, предусмотрен пускатель автоматического типа. По схеме зажигание Vortex 30 в электронных моделях осуществляется с помощью бесконтактного маховикового магнита (генератора постоянного тока, отвечающего за процесс создания искры) типа МБ-2. В ручных моделях розжиг осуществляется с помощью механизма прерывания, основанного на соединении подвижного и статического контакта.

Замечательный своей доступной стоимостью и характеристиками, которые удовлетворят опытного пользователя, мотор Vortex 30 не теряет своей популярности среди любителей водных прогулок. Способный служить десятилетиями при надлежащем уходе, двигатель продолжает оправдывать свою репутацию.

Принцип действия мотора Вихрь 30

Являясь аналогом достаточно неудачного немецкого «Кёнинга», и пересобранная советскими умельцами, модель стала самым массовым двигателем, выпускающемся на территории страны. Такая популярность была обусловлена высокой на то время производительностью и универсальной для большей части суден пригодностью (рисунок 1).

Особые любители скоростного водного спорта устанавливали на лодку сразу два движка, достигая наиболее высокой для лодочного транспорта того времени отметки.

Рисунок 1. Внешние особенности двигателя

Технические характеристики Вихрь 30 сильно изменились за полстолетия, и мы расскажем о наиболее свежих моделях, датируемых 2000-2010 годами. Общие характеристики модели, впрочем, не поменялись.

Основные элементы

Устройство лодочного мотора Вихрь 30 идентично большинству движков данного класса ‒ двухтактовых карбюраторных. Движок не рекомендуется устанавливать на резиновые надувные плавсредства, ‒ они не предназначены для моторов-«тяжеловесов». Минимальный вес лодки, на которую он может быть установлен, составляет не менее полтора центнера. Отвечая на популярный пользовательский вопрос, сколько весит Вихрь 30, можно отметить, что эта отметка не превышает 50 килограмм (рисунок 2).

Количество лопастей винта ‒ 3. Для защиты от подводных препятствий вращение передается от редуктора через демпфер и шпонку срезного типа. Столкнувшись с преградой, шпонка срезается и срабатывает система предохранения двигателя. Чтобы снова запустить мотор, следует заменить деталь, что осуществляется достаточно быстро и не требует участия мастера. Предусмотрен передний, задний и холостой ход.

Рисунок 2. Основные конструктивные элементы мотора

Глубина, с которой можно начинать комфортное передвижение, составит 80 см. Мелководье затруднит передвижение, поскольку лопасти станут цепляться о дно и столкнутся с препятствиями в виде камней, веток деревьев или плотных водорослей, которые легко наматываются на винт и затрудняют ход.

Предельные обороты винта достигают отметки 8500-9000 в течение полуминуты. Однако при таких скоростях конструкция перегревается и падает ресурс движка. Поэтому количество желательных оборотов составляет 5000.

Мотор оснащается генератором переменного напряжения 12 В и мощностью 30 Вт. Исходя из заводского описания Вихря 30, генератор используется для напитки ходовых огней катера и заряда батарей.

Отдельная система охлаждения в конструкции отсутствует, для остужения мотора используется принудительный способ ‒ охлаждение корпуса проточной водой во время непосредственной работы. Чтобы охлаждение осуществлялось, конструкция предусматривает наличие водной помпы.

Характеристики

Крепеж двигателя осуществляется с помощью струбцины и упругих крепежных элементов. Для закрепления используется транец лодки или катера, находящийся сзади конструкции. Высота транца лодочного мотора Вихрь 30 не должна превышать 40,5 см.

Масса мотора Вихрь 30 составляет от 45,8 до 49 килограммов. Учитывайте, что при покупке уже ранее эксплуатируемого и подвергнутого починке не заводскими комплектующими движка, вес может быть меньше или больше заводских параметров. Это может сказаться на дальнейшей работе и технических характеристиках устройства.

Двигатель

Модель имеет двухтактный карбюраторный движок на двух цилиндрах. Подвесной мотор Вихрь 30 оснащен защитным кожухом, предотвращающим механическое, водное и любое воздействие извне конструкции. По умолчанию осуществляется продувка трехканальная возвратно-петлевого типа. Свежая смесь поступает в картер через золотник с шайбами из текстолита. По схеме Вихрь 30 имеет настроенный выхлоп. Иными словами, модель имеет глушитель лишнего шума (рисунок 3).

Рисунок 3. Двигатель устройства рассчитан на длительные перемещения

Объем двигателя Вихрь 30 равен 488 кубам. Запустить устройство можно, использовав ручной самоубирающийся стартер или аварийный тросовый. В некоторых современных моделях, обозначенных приставкой «электрон» в названии, предусмотрен стартер автоматического типа. Следуя схеме, зажигание Вихрь 30 в электронных моделях осуществляется с помощью бесконтактного маховичного магнето (генератора постоянного тока, отвечающего за процесс создания искры) типа МБ-2. В ручных моделях зажигание производится с помощью прерывательного механизма, основанного на соединении подвижного и статичного контакта.

Отличающийся доступной стоимостью и способными удовлетворить опытного пользователя характеристиками, мотор Вихрь 30 не теряет популярности среди любителей водных прогулок. Способный служить десятилетиями при должном уходе, движок продолжает оправдывать свою репутацию.

Маховики

На моторах “Вихрь” и первых выпусках моторов “Вихрь-М” устанавливался маховике шестью магнитами, размещенными внутри обода с одинаковым шагом 60°. Для мотора “Вихрь” этот маховик имел номер 2.119-000, для мотора “Вихрь-М” -4.119-000.

С начала 1971 г на маховик не устанавливали два магнита (третий и шестой от шпоночного паза по часовой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в результате чего шаг магнитов по ободу стал переменным (120-60-120-60°). Номера маховиков не изменялись. Поэтому, несмотря на внешнюю идентичность маховиков их нельзя переставлять с одного мотора на другой.

Основная причина этого состоит в различии угла опережения зажигания — у “Вихря” – 38°, а у “Вихря-М” – 30° (до ВМТ 7,87 и 5,02 мм соответственно). Такое изменение максимального угла опережения выполнено за счет разворота на 8° кулачка, который расположен на ступице. Поэтому на мотор “Вихрь” можно устанавливать только маховик 2.119-000, а на ” Вихрь-М” – 4.119-000. Внешне их можно отличить по расположению кулачка — на маховике 2.119-000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси шпоночного паза на 10°, на маховике 4.119-000 – на 18°.

На моторы “Вихрь-М” и “-30”, оборудованные контактной системой зажигания МВ-1, и с ручным запуском устанавливаются маховики 3.119-700, с электрозапуском (с зубчатым венцом) -3.119-701. Эти маховики взаимозаменяемы; разница заключается лишь в наличии у последнего зубчатого венца. На “Вихрь-М” и “Вихрь-30”, оборудованные бесконтактной ЭСЗ (МБ-2), с ручным запуском устанавливаются маховики 4.121-000, с электрозапуском -4.121 -000-01; для системы зажигания МВ-1 они не пригодны.

Интересные факты о компании

За время своего существования фирма множество раз подвергалась переименованию и наконец обрела постоянное – ОАО «Кузнецов». С 1961-го по 82 год управляющим завода был Леонид Чечень, а исполнительным директором Сергей Павлинич.

Компания специализировалась на разработке различных конструкций. В ассортимент компании вошли следующие группы товара:

  • ракетные двигатели для ракет «Союз» и «Союз 2»;
  • газоперекачивающие силовые агрегаты;
  • блочно-модульные электростанции.

Помимо производства вышеупомянутой техники, компания занималась ее ремонтом, реконструкцией и восстановлением. Эти услуги были очень востребованными.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий