Все что вы не знали о фрикционе

Изобретатель трехколесного велосипеда лично доставил два экземпляра королеве Виктории

Когда в 1881 году королева Виктория была в турне по острову Уайт, ее лошадь и повозка не смогли угнаться за женщиной, которая ехала на трехколесном велосипеде.

Королева заставила слуг остановить женщину, чтобы та смогла продемонстрировать королеве свой транспорт. Заинтригованная открытием, королева заказала сразу два. Она попросила, чтобы изобретатель Джеймс Старли лично доставил ей велосипеды.

И хотя сейчас мы ассоциируем трехколесные велики только с малышами, среди королевской элиты они считались крутым средством передвижения! Ну а личная доставка от самого производителя, определенно, была королевским бонусом.

Регулировка фрикциона на безынерционке

Прежде чем активно пользоваться фрикционом на рыбалке, необходимо правильно его настроить. Существует неисчислимое множество подходов к настройке этого механизма. Одни рыболовы затягивают его максимально крепко, дабы обеспечить эффективную подсечку, что оправдано, например при ловле судака с его твердым небом. Другие отпускают фрикцион свободно, чтобы гарантировать сверхдальний заброс и гарантированно застраховать снасть от поломок в случае зацепа. Все это – дело вкуса и опыта, нарабатывающегося годами.

Мы же остановимся на классическом варианте, предполагающем регулировку этого механизма в зависимости от разрывной нагрузки лески (под максимум). Для оптимально точной настройки потребуется груз массой порядка 70-80% от разрывной нагрузки лески. Устанавливать фрикцион на максимально допустимое значение крайне не рекомендуется!

Итак:

  • Снаряжаем спиннинг. Снасть должна быть приведена в полную боевую готовность и оснащена приманкой с крючком.
  • Затягиваем фрикцион и отпускаем на один щелчок. Этим мы уже дали минимальную, но недостаточную свободу механизму.
  • Цепляем крючок к лежащему на земле грузу. Лучше, если груз будет располагаться на расстоянии нескольких метров, но некоторые рыболовы просто выполняют подъем груза по вертикали.
  • Выполняем импровизированную подсечку и вываживание «трофея», постепенно ослабляя фрикцион. Груз должен оставаться на месте, сдвигать его на себя не нужно.
  • Как только фрикцион сработал на сброс лески (вы услышали трещотку), можно поставить себе мысленную «пятерку» и отправляться на рыбалку.

В таких условиях фрикцион настраивают редко: обычно сия процедура производится уже на рыбалке. Крючок просто цепляют за дерево, отходят на несколько метров и тянут удилище в сторону, под углом 45-90o с леской, либо осуществляют подмотку. Как только изгиб удилища достигнет близких к критическим значений, фрикцион потихоньку отпускают до трещотки.

Фрикционы на мультах, предназначенных для ловли в заброс, настраивают аналогичным образом. В качестве регулятора выступает крыльчатая звездочка. Многие рыболовы поступают проще: затягивают фрикцион до максимума, а затем отпускают его на пару щелчков. В случае необходимости можно всегда отпустить фрикцион в процессе вываживания, повернув звездочку на себя.

Сложные и мощные мультипликаторы для троллинга настраиваются несколько иначе, причем всегда на полностью свободной шпуле (отпущенном рычаге). Регулятор подкручивают, устанавливая оптимальные нагрузки как в рабочем (промежуточном) положении рычага, так и на максимально затянутом фрикционе.

Настройка байтраннера

Современные силовые катушки иногда оснащают интереснейшей опцией, байтраннером. Спиннингистам этот механизм особо не нужен, ведь он существенно утяжеляет снасть. А вот для любителей донной ловли или троллинга без него придется туговато. Клюнувший солидный экземпляр может попросту утащить снасть с настроенным на вываживание тормозом. Жесткая фиксация удилища тоже не поможет: или леска оборвется, или сломается бланк. Так что или держать снасть руками, или не сводить с нее глаз, все время находясь поблизости.

Байтраннер – это механизм катушек с двумя фрикционами. Передний обычно настраивают на штатный режим вываживания, то есть, более жестко. Рычаг байтраннера отключает передний фрикцион, задействуя задний, настроенный не столь туго.

При поклевке с включенным байтраннером леска отпускается при незначительном усилии, звучит сигнализатор (хоть электронный, хоть колокольчик), рыбак подбегает к снасти. Далее достаточно провернуть рукоять катушки – и включается передний фрикцион, затянутый на подсечку. При вываживании солидных экземпляров можно периодически включать и отключать байтраннер, выкачивая рыбу. Это гораздо проще, чем в экстремальных условиях играть фрикционом.

Мнение автолюбителей о замене фрикционов АКПП

  • С заменой помог дед

    «Дело было в начале 1990-х. В моем опеле сломалась АКПП. Почти никто не хотел чинить, желающие же называли какую-то космическую цену, причем, безо всякой гарантии. Помог мне в этом деле, как ни странно, дед. Он через знакомого автоперегонщика заказал для меня ремкомплект. Разобрал полностью всю коробку до каждого винтика и аккуратно разложил все детали в гараже прямо на полу. Сделав полную замену на новые детали из присланного комплекта, дед собрал все в обратном порядке. Отремонтированная им коробка верой и правдой прослужила несколько лет, а потом я продал свою машину. Стоит отметить, что никогда до того момента дед не имел дела с таким крупным ремонтом!»

  • Ничего сложного там нет

    «С заменой я не вижу никаких проблем. Коробка снимается, разбирается, изношенные фрикционы меняются на новые, затем все собирается в обратном порядке и ставится на место. Остается залить свежее масло и ездить. P.S. Сам я не занимался этим, но слышал, что замена происходит именно так».

  • Коробка проработает, но недолго

    «Ремонт АКПП включает в себя устранение причин поломки не только не только фрикционов, но и других деталей, о чем догадываются не все автовладельцы. Соответственно, замене будут подлежать в том числе и эти элементы. Если, не глядя менять лишь одни фрикционные диски, поведение коробки особо не улучшится».

  • Готовьте платить не менее 500-700 евро

    «Иногда достаточно проверить гидроблок. Бывает, что проблема в попавшей внутрь грязи, в неисправном клапане или разъеме. Но в любом случае работа предстоит непростая и совсем недешевая. Это касается и замены фрикционов АКПП. Цена этой операции будет никак не меньше 500-700 евро. К тому же, нужна качественная диагностика».

  • Покупайте б/у-коробку и не заморачивайтесь

    «Советую приобретать и ставить подержанную контрактную коробку-автомат. Отдельная замена фрикционов выйдет дороже. При этом нужно обладать опытом в сборке-разборке АКПП».

Что такое фрикционный тормоз на катушке

Фрикцион катушки – это важнейшая деталь любой безынерционки. Без него снасть будет неполноценной, поскольку рыболов не сможет качественно выполнять проводку приманки, подсечку в момент поклевки и вываживание рыбы.

Часто новички задаются вопросом, для чего фрикцион на катушке, нельзя ли обойтись без него? Фрикционный механизм призван предотвращать обрыв лески или поломку удилища при приложении к снасти внезапных предельных нагрузок. У катушки без фрикциона частота отрыва приманок на каждой рыбалке может исчисляться десятками.

Суть работы

Принцип действия фрикционного тормоза довольно прост и понятен любого рыболову, мало-мальски изучившему школьный курс физики:

  • Механизм настраивается с помощью вращения регулятора на определенную нагрузку;
  • Если в процессе ужения приложенная нагрузка на фрикцион катушки превышает выставленное значение, то тормоз срабатывает;
  • Происходит стравливание лески со шпули до тех пор, пока инерция рывка рыбы не исчерпается.

Грамотно настроенный фрикционный тормоз катушки позволяет рыболову успешно бороться с трофейной рыбой, вес которой может существенно превышать разрывную нагрузку используемого шнура. Например, нередки случаи вываживании щуки весом на 7–8 килограмм ниткой, с заявленной номинальной прочностью около 5 кг.

Разновидности фрикционов

Несмотря на разнообразные виды рыболовных катушек, у безынерционок существует всего две разновидности фрикционных механизмов:

Передний фрикцион располагается на шпуле. Этот вариант более популярен и востребован спиннингистами, поскольку имеет следующие достоинства:

  • Меньший вес безынерционки, что положительно сказывается на сбалансированности снасти в сборе;
  • Простота и надежность конструкции, что подразумевает долговечность данного узла;
  • Как правило, лучшая чувствительность и возможность тонкой регулировки.

Безынерционные катушки с передним фрикционом не лишены недостатков:

  • Запасная шпуля для такой безынерционки стоит дороже из-за непосредственного расположения на ней механизма;
  • Большинству спиннингистов неудобно подстраивать тормоз в момент вываживания хищника;
  • Сложнее заменить шпулю;
  • Может попадать грязь и взвеси, что вызовет сбои в работе.

Совет! При обслуживании безынерционки по завершении сезона загрязненный тормоз подлежит тщательной очистке. Для него применяется только специализированная смазка для фрикциона катушки.

Задний фрикцион располагается в задней части катушки, сразу за основным ее узлом – главной парой. Такое расположение присуще преимущественно катушка для фидерного или матчевого направления рыбалки. В спиннинге сегодня применяется редко, в основном на бюджетных изделиях от китайских производителей.

Катушки с задним фрикционом имеют следующие плюсы:

  • Удобно регулировать нагрузку срабатывания во время вываживания;
  • Из-за отсутствия лишних элементов запасная шпуля дешевле, ее легче заменить;
  • Лучше работает на тяжелых снастях с оснастками и приманками внушительного веса.

Заднефрикционные >катушки для спиннинга тяжелее, что может оказывать влияние на баланс комплекта. Они не такие чуткие, потому все безынерционки для ультралайта – это рыболовные катушки с фрикционом, расположенным спереди.

Есть еще катушки, в которых задний и передний тормоз соединены в одну систему. Это безынерционки с бейтраннером. Есть вариант совмещения заднего расположения основного и вспомогательного тормоза.

Их суть заключается в том, что фрикцион настраивается достаточно грубо, близко к предельным нагрузкам, а бейтраннер заведомо ослабляется.

В результате при резких рывках крупной рыбы, если передний механизм не успевает сработать, задний отбивает внезапный бросок трофея, препятствуя обрыву оснастки.

Важно! Бейтраннер используется преимущественно в карпфишинге. Оставив катушку с включенным механизмом, можно не переживать, что при поклевке карп или сазан утащит снасти в воду

Лучшие рыболовные катушки разрабатывают и выпускают две японские компании, чьи имена известны рыбакам со всего мира. Это Шимано и Дайва. Они постоянно конкурируют между собой за звание самого лучшего бренда, регулярно изобретают различные инновации, в частности модернизируют фрикционный механизм.

В заключение

Как мы выяснили, фрикционный тормозной механизм катушки является важнейшим и необходимым ее узлом. Однако сам по себе он не гарантирует сохранность снасти и успешность борьбы с рыбой

Очень важно точно и грамотно отрегулировать его, дабы он надежно функционировал

Источник

Классификация

Рассмотрим расположение фрикциона на катушке и что такое устройство дает рыболову.

Каждая из систем имеет право на жизнь и обладает своими положительными и отрицательными чертами.

Передний фрикционный тормоз более чувствительный, чем задний.

Поэтому его чаще всего используют при ультралайтовой ловле:

  • Регулировка производится с помощью специального винта, крепящего шпулю. Из-за этого приходится тратить значительное время для её смены.
  • Считается, что катушки с передним тормозом более надежны, так как оснащены механической схемой.
  • В таких катушках за счет подкладывания шайб под шпулю возможна регулировка намотки.

Катушки с задним расположением фрикционного тормоза отличаются от предыдущих по ряду параметров:

  • Позволяют регулировать снасть даже во время вываживания.
  • Смена шпули осуществляется простым нажатием.
  • Стоимость шпули значительно ниже.
  • Отсутствуют прижимная шайба и гайка. В процессе смены шпули есть риск потерять их.

Байтраннер позволяет гасить резкие рывки рыбы до подсечки. После подсечки нужно переключаться на передний фрикцион.

  • Такие катушки совместно с маркерным поплавком можно использовать для проверки глубины водоема.
  • Препятствует падению удилища в воду с подставки.
  • Сам механизм за счет более точной балансировки менее подвержен вибрации, работает более плавно.

Назначение одиночного заднего и переднего фрикциона сводится к вываживанию рыбы после подсечки. В случае использования байтраннера назначение переднего фрикциона – вываживание, а заднего — регулировка усилия свободного вращения шпули до подсечки.

На сегодняшний день на рынке рыболовных катушек появились модели с тремя фрикционами.

  • Третий «тормоз борьбы» предназначен для вываживания крупной рыбы.
  • У каждого из трех тормозов трещотка звучит по-разному. Тем самым, рыбаку легче определить, какой из фрикционов работает в данный момент.

Немного о байтраннере

Байтраннер – это механизм, устанавливающийся на силовых катушках-мясорубках с комбинированным фрикционом. Это очень полезная штука для всех видов рыбалки, где предполагается добыча крупного трофея, но ловля ведется пассивно.

Байтраннер актуален для пассивного фидера, русской донки, троллинга, дорожки и так далее – там, где удилища устанавливаются в стойки, а не находятся в руках рыболова. Особенно жалуют катушки с байтраннером карпятники: их ловля требует многочасового ожидания, зато уж трофеи так трофеи.

Механизм включения байтраннера имеет рычажок, расположенный на корпусе катушки. Он работает следующим образом:

  • Включением байтраннера мы активируем задний фрикцион, затянутый свободно, устанавливаем удилище на подставке и спокойно занимаемся своими делами.
  • В это время клюет крупный экземпляр, и слабо затянутый фрикцион отпускает леску. Если б не было байтраннера, трофей бы просто утащил удилище в водоем.
  • Вы слышите сигнализатор, подбегаете, делаете один оборот рукояти, тем самым передавая управление переднему фрикциону, настроенному на вываживание.

Байтраннер серьезно увеличивает не только стоимость, но и вес катушки, поэтому для ловли в заброс он без надобности.

Фрикционы (фрикционные диски)

Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На указанный диск наклеена специальная фрикционная накладка.

Основной задачей фрикционов является смыкание (сжатие) и размыкание (разжатие) в строго определенный момент, благодаря чему нужная шестерня КПП, которая соответствует той или иной передаче,  останавливается или начинает вращаться. Фрикционы сжимаются и разжимаются под давлением трансмиссионной жидкости ATF.

Устройство фрикционных дисков АКПП и принцип работы

Прежде всего, бывает два вида фрикционов:

  • металлические диски с фрикционной накладкой, которые находятся в зацеплении с корпусом автоматической коробки. Такие фрикционы неподвижны.
  • мягкие фрикционы, вращающиеся одновременно с солнечными шестернями. Такие фрикционы изготовлены из мягкого материала (например, прессованный картон) и имеют упрочняющее напыление (графитовое и т.д.)

Более современные типы АКПП получили доработанные фрикционные диски с наладками, в результате чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д. Набирают фрикционные диски так называемыми «пакетами» (пакет фрикционов), когда один диск из металла, а другой из мягкого материала. Указанные пары дублируются по нескольку раз, чтобы образовать готовый пакет. Например, простой 4-х ступенчатый автомат имеет 2 или 3 набора фрикционов.

Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные  шестерни в АКПП останавливаются.

Срок службы фрикционов и основные поломки

Многие автолюбители хорошо знают, что наиболее распространенной неисправностью коробки — автомат является износ фрикционных дисков (износ фрикционов). При этом избежать такого износа невозможно, однако грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП позволяет увеличить ресурс  пакетов фрикционов до 250-400 тыс. км. пробега.

Для этого необходимо своевременно менять масло в коробке автомат (каждые 40-50 тыс. км.), следить за уровнем масла в коробке, не допускать перегревов, не буксовать на машине с АКПП и т.д. Если же фрикционные диски  вышли из строя, как правило, можно услышать, что фрикционы сгорели. На практике это проявляется таким образом, что передачи АКПП не включаются, передачи пробуксовывают и т.д. Давайте разбираться.

Причина — потеря свойств масла АТФ и старение, снижение давления, загрязнение самой жидкости продуктами износа КПП, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. В совокупности давление масла на фрикционы упадет, сжатие не будет таким эффективным и фрикционные диски в этом случае буксуют.

Получается, от трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Зачастую запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.

Что в итоге

Как видно, фрикционные диски АКПП являются неким подобием сцепления в МКПП. При этом элемент достаточно надежен, однако только в том случае, если с давлением масла в коробке «автомат» все в порядке и сама жидкость чистая.

Снижение  давления обычно происходит в случаях, когда:

  • уровень масла (ATF) в коробке не соответствует норме;
  • сама трансмиссионная жидкость потеряла свои свойства и/или сильно загрязнена;
  • возникли проблемы с маслонасосом, снижена пропускная способность фильтра масла АКПП или масляного радиатора;
  • забиты каналы гидроблока, некорректно работают соленоиды и т.п.

Для решения проблемы в одних случаях может быть достаточно промывки масляного радиатора, замены масла в коробке автомат, а также масляного фильтра. В других ситуациях может потребоваться разборка АКПП для замены пакетов фрикционов, промывки каналов гидроблока, проверки работоспособности соленоидов.

Так или иначе, при выявлении первых признаков проскальзывания фрикционов, необходимо прекратить эксплуатацию ТС и доставить автомобиль на СТО с целью проведения углубленной диагностики АКПП.     

Как работает фрикцион

Фрикционный тормоз на безынерционной катушке спасет леску от обрыва во время вываживания или при зацепе крючка за водоросли в том случае, если он правильно настроен. Для регулировки имеется специальный винт, который может быть расположен спереди шпули или на задней части корпуса.

  • Если полностью зажать винт, вращая его по часовой стрелке, то шпуля будет намертво зафиксирована. В таком положении рыболовы чаще всего вырывают оснастку при мертвом зацепе.
  • В случае полного ослабления регулировочного винта малейшее воздействие на леску заставит вращаться шпулю. Тем самым длина оснастки будет увеличиваться, а запас лески на шпуле соответственно уменьшаться. Но без тормоза не удастся вытащить даже небольшую рыбку.
  • В идеале рыболову необходимо найти такое положение фрикциона, чтобы сброс лески начинался только при достижении предельной нагрузки на нить. Точной настройке опытные рыболовы посвящают много времени.

Обратите внимание! Если фрикцион на дешевой катушке склонен к заеданию, то лучше ослабить его примерно на половину разрывного усилия лески.

Технология настройки выглядит так.

  1. Сначала катушка с леской устанавливается на удочку. Нить протягивается сквозь пропускные кольца. Конец лески привязывается к статическому препятствию (дерево, столб).
  2. Скобу лесоукладывателя необходимо сбросить. Удилище устанавливается под углом 45 градусов. Скоба закрывается.
  3. Теперь медленным вращением катушки натягивается леска, чтобы кончик удочки согнулся.
  4. Вращая регулировочный винт против часовой стрелки, нужно найти момент срабатывания фрикциона.
  5. Легким подергиванием удилища на себя необходимо проверить, стравливается ли леска при рывках. В итоге после регулировки система должна сработать при возникновении 2/3 от предельной нагрузки.

Рекомендация! Опытные рыболовы отпускают после этого тормоз еще на четверть оборота регулятора. В конце рыбалки рекомендуется полностью ослаблять фрикцион, чтобы продлить срок службы.

Однако испытания на суше не являются окончательными

Когда рыба после подсечки начнет отвоевывать метр за метром лески, важно следить за тем, сколько нити осталось на шпуле. Нередко рыболовы, наслаждаясь «песней» фрикциона не замечают, как шпуля опустошается, а дальше происходит досадный обрыв

Вся оснастка остается в воде.

  • Поэтому после подсечки крупной рыба, которая быстро уходит от рыболова, необходимо постепенно поджимать регулировочный винт. Таким простым способом плавно создается дополнительное сопротивление, а на большой длине лески происходит растягивание материала. Это особенно полезно делать в случае с монофильными нитями, которые благодаря растяжимости хорошо амортизируют рывки рыбы.
  • Существует неприятный момент самозатягивания фрикциона, характерный для недорогих моделей с передним расположением регулировки тормоза. Когда рыба сматывает леску, вращая шпулю, регулировочная гайка начинает самопроизвольно подкручиваться. Если сразу после подсечки катушка была настроена на 2 кг, то в конце вываживания это усилие может возрасти до 3-4 кг. Часто леска просто не выдерживает и рвется. В таких случаях рыболову придется следить за вращением шпули и при необходимости отпускать винт.

Как правильно настроить

Это, наверное, главный пункт в предварительной настройке вашего спиннингового удилища. От него будет зависеть очень многое.

Правильно настроенная катушка предотвратит обрыв лески и позволит вываживать крупную рыбу.

Практически все безинерционные катушки оснащены фрикционным тормозом, который позволяет регулировать усилие.

При определенной нагрузке шпуля начинает прокручиваться и стравливать леску. Это необходимо, чтобы «гасить» рывки крупной рыбы.

Существует два типа расположения регулятора – сверху на шпуле и снизу катушки. Второй вариант в новых моделях практически не используется, хотя у спиннингистов встречается довольно часто.

Настраивать фрикцион необходимо исходя из разрывного усилия лески, Например, если она выдерживает реальных 7 килограмм, то фрикционный тормоз нужно настроить на 4-5 кг. Это позволит в случае рывка рыбы с мощностью 7-8 килограмм, сохранить леску с сохранности и стравить ее в водоем под напором хищника. Для этого необходимо заполнять шпулю полностью.3 способа увеличить улов рыбы

Есть много способов увеличить улов рыбы, но самых эффективных единицы. Ниже редакция сайта делится с вами 3 самыми эффективными способами увеличения улова:

Активатор клева. Это добавка на основе феромонов, активирующая рецепторы у рыбы

ВНИМАНИЕ! Рыбнадзор хочет запретить эту прикормку!
Менее эффективно отрабатывают любые иные прикормки с ароматизаторами, лучше если в них будут феромоны. Но эффективнее всего воспользоваться новинкой 2016 — DYNAMITE EFFECT!
Изучение разных техник ловли

К примеру, здесь написано о спиннинговых проводках.

Для настройки можно использовать грузы с обычных весов, которые вешаются на конец лески. Опытные рыболовы настраивают фрикцион немного по-другому. Это можно делать прямо на рыбалке.

  • Полностью оснастить спиннинг и повесить на него блесну.
  • Зацепить ее за дерево или другой предмет.
  • Отойти на 5-10 метров и натянуть спиннинг таким образом, как будто вы вываживаете рыбу.
  • Придать натяжению максимальное усилие (удилище должно согнуться в дугу), и постепенно отпустить фрикцион до срабатывания трещотки.
  • Сильно тянуть не стоит, так как можно сломать удилище.

Как видите, ничего сложного в закрреплении катушки на удилище и её настройке нет, и любому начинающему предстоит выполнить эти действия.

Но, важность их переоценить очень тяжело, так как от этого может зависеть успех в вываживании крупного трофея. Удачной вам рыбалки!. О том как намотать леску на шпулю смотрите в видео

Приятного просмотра!

О том как намотать леску на шпулю смотрите в видео. Приятного просмотра!

  • https://www.fishingsib.ru/articles/view/122051/
  • https://iarybak.ru/snasti/kak-nastroit-katushku-spinninga
  • https://fishcave.ru/spinning/snasti-i-osnastka/katushka/ustanovka.html

</ul>

Что такое фрикцион на катушке

Для чего предназначен фрикционный тормоз на катушке что это такое знают наверняка как опытные рыболовы, так и начинающие. Но правильная настройка фрикциона для новичков может оказаться непосильной задачей. Однако не стоит отчаиваться. Рано или поздно вам придётся столкнуться с этим вопросом. И когда вы научитесь, то поймёте, что ничего сложного в этом нет.

Принцип работы

Как правило, все выпускаемые сегодня безынерционные катушки оснащены так называемым фрикционным тормозом. Он позволяет стравливать леску под определенным усилием. Перед каждой рыбалкой стоит отрегулировать его под конкретную снасть.

  • Увеличивается шанс на поимку трофея.
  • Снижается количество обрывов лески и вероятность того, что крючок разогнется.

Классификация

Рассмотрим расположение фрикциона на катушке и что такое устройство дает рыболову.

Различают безынерционные катушки с передним и задним фрикционным тормозом. Если первые, как правило, используют для спиннинговой ловли, то вторые для фидерных удилищ. Существует также система, сочетающая два этих тормоза. Она называется байтраннер.

Каждая из систем имеет право на жизнь и обладает своими положительными и отрицательными чертами.

Передний фрикционный тормоз более чувствительный, чем задний.

  • Регулировка производится с помощью специального винта, крепящего шпулю. Из-за этого приходится тратить значительное время для её смены.
  • Считается, что катушки с передним тормозом более надежны, так как оснащены механической схемой.
  • В таких катушках за счет подкладывания шайб под шпулю возможна регулировка намотки.
  • Позволяют регулировать снасть даже во время вываживания.
  • Смена шпули осуществляется простым нажатием.
  • Стоимость шпули значительно ниже.
  • Отсутствуют прижимная шайба и гайка. В процессе смены шпули есть риск потерять их.

Байтраннер позволяет гасить резкие рывки рыбы до подсечки. После подсечки нужно переключаться на передний фрикцион.

  • Такие катушки совместно с маркерным поплавком можно использовать для проверки глубины водоема.
  • Препятствует падению удилища в воду с подставки.
  • Сам механизм за счет более точной балансировки менее подвержен вибрации, работает более плавно.

Назначение одиночного заднего и переднего фрикциона сводится к вываживанию рыбы после подсечки. В случае использования байтраннера назначение переднего фрикциона – вываживание, а заднего — регулировка усилия свободного вращения шпули до подсечки.

На сегодняшний день на рынке рыболовных катушек появились модели с тремя фрикционами.

  • Третий «тормоз борьбы» предназначен для вываживания крупной рыбы.
  • У каждого из трех тормозов трещотка звучит по-разному. Тем самым, рыбаку легче определить, какой из фрикционов работает в данный момент.

Настройка и регулировка

Система стравливания лески призвана создавать определенное усилие при стравливании лески. Необходимо настраивать её таким образом, чтобы избежать обрыва снасти.

  1. Для начала стоит привязать основную леску к дереву или любому стационарному предмету.
  2. Натягивая удилищем основную леску стоит регулировать винт фрикционного тормоза.
  3. Идеальным будет соотношение, когда ваша система торможения лески начнет срабатывать на 1 килограмм меньше, чем разрывная нагрузка основного шнура.
  4. Опытные рыболовы для этого используют безмен. Сначала им проверяют фактическую разрывную нагрузку лески, а потом подстраивают фрикцион на меньшее усилие.

Не стоит настраивать стравливание прямым натяжением лески от катушки без использования удилища. Во время вываживания часть нагрузки ложится на сам бланк. Тем самым такая регулировка будет не вполне достоверной.

И все же какими бы чертами не обладали те или иные катушки, выбор остается всегда за вами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий