Что нужно для изготовления самодельного каяка
Для сборки каяка, прежде всего, понадобятся чертежи с нанесенными на них размерами каждого элемента. Их можно разработать самому, найти в интернете или в каких-то журналах. Кроме того, понадобятся электролобзик, дрель, машинка для шлифования, острые ножницы различного размера, хорошо наточенный нож, строительный фен, плоскогубцы. Проще всего делать каяк из листов фанеры толщиной от 4 до 9 миллиметров. Также для работы потребуется 20 квадратных метров стеклоткани, примерно полтора литра водостойкого лака, эпоксидная смола в количестве около 10 килограмм, вязальная проволока. Еще понадобятся пластиковые стаканы, алюминиевые профили, шурупы, кисти разного размера, малярная лента, половина литра растворителя, пять килограмм отвердителя, тяжелый груз. К выбору фанеры, стеклоткани, эпоксидной смолы необходимо подходить очень внимательно. Для сборки лодки понадобятся листы фанеры габаритами 2,24х1,12 метра, которые придется заказывать в индивидуальном порядке. Необходимо приобретать гладкий, без сучков и дефектов материал с хорошим показателем жесткости, иначе лодка может разбухнуть или потерять форму от контакта с водой. Его толщина должна быть одинаковой по всей плоскости. Еще понадобятся бруски сосновой и лиственной древесины, стержни из нержавеющей стали толщиной примерно 8 миллиметров, пруток диаметром 8 миллиметров, заклепки из алюминия длиной 4 сантиметра, около 5 квадратных метров ткани ПХВ для оболочки. Что касается стеклоткани, то нужно приобретать ее тип с удельным весом 130 грамм на квадратный метр или 200 грамм на квадратный метр
Важно, чтобы она не была упакована в пачки, так как они деформируют стеклоткань, а это потом негативно влияет на качество каяка. Эпоксидную смолу тоже следует подбирать по характеристикам, имеющим отношение именно к плотной фанере
Кроме того, нужно приготовить шланг из резины диаметром 40 миллиметров и длиной два метра и шнур из резины длиной 1,2 метра и диаметром 5 миллиметров.
Инструменты и материалы
Как уже говорилось, список материалов и инструментов будет зависеть от модели собираемой байдарки. Одной из наиболее популярных моделей является так называемая двухместная «Сирена». Из фанеры делаются ее ахтерштевень, фальшборт и форштевни. Такие элементы, как брусья, привала и стрингера, будут делаться из сосновой древесины. Кильсон и мидельвейсы обычно изготавливаются из лиственницы. Для формирования оболочки нужно иметь либо ткань ПХВ, либо М-72. А для изготовления деревянных деталей нужно будет иметь такие материалы:
Потребуется иметь и определенные крепежные элементы:
Для создания оболочки потребуется около 5 кв. метров ткани, которая не пропускает влагу. Аналогичная ткань должна использоваться для формирования деки. Под рукой следует иметь шланг из резины 3-4-сантиметрового диаметра длиной 200 сантиметров, а также резиновый шнур размером полсантиметра и длиной около 120 сантиметров. Кроме того, нужны будут стапеля. Они необходимы для создания лодочного каркаса.
Возможно, пригодятся рейки и брус, скотч, хомуты, пила по дереву, стеклопластик и стекловолокно, стрейч-пленка. Эти элементы будут нужны в случае, если каркас будет делаться из ПВХ-труб. Дело в том, что пластиковые трубы – очень популярный материал в наши дни для изготовления каркаса. Они имеют хорошую жесткость и отлично противостоят воздействию воды и различных природных факторов.
Каяк, байдарка и каноэ: что между ними общего
Все три вида лодок узкие, с острым носом и зауженной кормой, относятся к категории маломерных судов, управляются легкими веслами. Они могут использоваться как для семейного отдыха, туристического похода, сплава по реке или путешествия озеру, так и для спортивных состязаний. Их выбирают спортсмены, рыбаки, туристы, дайверы, экстремалы, и для каждой группы потребителей предлагается особая модификация с различными параметрами.
Некоторые модификации каноэ и байдарок оснащены транцами под лодочный мотор – например, трехместный «Катабайд».
Это позволяет использовать их в путешествиях на средние и дальние расстояния, экспедиций. Купить байдарку, каяк или каноэ сегодня может любой желающий – на рынке представлено огромное число моделей разных производителей, цены на них вполне доступны. Вот почему всё чаще у неспециалистов возникает вопрос – чем отличаются каноэ, байдарка и каяк, и что лучше купить.
Спутать современные каноэ, байдарки и каяки тем проще, что изготавливаются они из схожих материалов. Если бы, как раньше, каноэ выдалбливали из ствола дерева, а каяк делали из костей и моржовой шкуры, определить их различия было бы проще. Но сейчас эти лодки могут быть пластиковыми (полимеры, композитные материалы), алюминиевыми, фанерными, каркасными, корпусными.
Особый шик – лодки из ценных пород дерева, это изделия класса «люкс», они обычно выполняются под заказ, в единичном экземпляре. Одна из самых популярных массовых категорий – надувные лодки, ведь их легко собрать – для этого понадобится только насос, а хранятся они в небольшой сумке. Поскольку является производителем, у нас вы можете заказать надувную лодку по индивидуальным параметрам – ваш заказ будет выполнен в соответствии с вашим запросом и по адекватной цене. С нами стать владельцем эксклюзива совсем недорого! Надувным может быть даже каноэ, которое все же чаще делают жестким, из карбона или пластмассы. Пример – модель «Волга-Волга» для 2-3 гребцов.
Все перечисленные виды лодок – изобретение древних племен. Каноэ придумали индейцы, каяк – эскимосы, байдарку – алеуты и чукчи, и вот здесь начинаются различия, обусловленные разными температурными условиями использования судна.
Изготовление байдарки своими руками
Мало весит за счет деревянного каркаса, удобна, обойдется недорого. После подсчета затрат на материалы становится бесспорным факт, что байдарка, сделанная своими руками – это экономичный вариант решения проблемы.
Что потребуется
Правильная подготовка к работе – это половина самой работы, поэтому важно правильно собрать материалы. От этого зависит конечный результат
Правильная заготовка материалов
Все деревянные материалы должны быть хорошо просушены.
- Фанера толщиной от 4 мм
- Хомуты
- Стеклоткань до 20 м2
- Яхтный лак высокого качества.
- Эпоксидная смола — мешок на 10 кг
- Отвердитель для смолы – до 5 кг
- Аэросил – для улучшения качеств смолы, добавляют за сутки до начала работы
- Растворитель – одна бутылка 0,5-1 литра.
- Малярная лента.
Чертеж лодки подбирается в сети. При разметке листа нужно опираться на него: рассчитывать по масштабу расстояния (на чертежах обычно приводятся и реальные параметры), изгибы деталей в натуральную величину. Для рыбака-любителя самым простым для воспроизведения своими руками вариантом является байдарка типа каяка.
Необходимые инструменты
- Инструменты для работы с деревом и фанерой (пила, электроножовка, лобзик)
- Шлифмашина
- Шуруповерт
- Строительный фен
- Дрель, сверла разного диаметра, зенкеры
- Строительный нож
- Кусачки, плоскогубцы
- Резиновый шпатель для работы с эпоксидкой
- Прочная проволока для соединения
- Кисти, одноразовые стаканчики
- Шпатель из резины для работы со смолой
- Рабочие и одноразовые перчатки
Пошаговая инструкция
На фанере производится разметка по чертежу, прорисовываются детали.
Все части байдарки выпиливаются лобзиком или пилой
- Для понимания конструкции можно сделать разборный макет по чертежу.
- Вырезанные части раскладываются согласно чертежу и скрепляются проволокой.
Стыки проклеиваются полосками стеклоткани – это необходимо, чтобы не вытекала смола. После ее застывания полоски снимаются.
Для надежности стыки несколько раз промазываются смолой с опилками – в несколько слоев, каждый последующий накладывается после высыхания предыдущего.
Можно для усиления приклеить брус по верхнему краю байдарки с соответствующими срезами на местах стыков.
Устанавливаются сиденья. Они, как и брус, приклеиваются смолой.
Сборка каркаса
Верхнюю часть (деку) и нижнюю собирают отдельно.
Собранные части составляют вместе, чтобы оценить, насколько их можно подогнать друг к другу. Убирают неровности, готовят стыки верха и низа.
В нижней ставят перегородки – отсеки непотопляемости, которые затем также нужно покрыть эпоксидной смолой.
Все внутренние поверхности также покрываются смолой.
Если подгонка не требуется, деку и нижнюю части соединяют – они должны полностью совместиться.
Их скрепляют, склеивают, затем покрывают эпоксидкой по стыкам.
Остальные этапы работы
После высыхания стыков и швов собранный каркас покрывается смолой. На этом этапе нужно устанавливать люки, ящички.
Последний этап – оклейка каркаса стеклотканью на смолу
Важно контролировать поверхность, на ней не допускаются складки и пузыри
- После просыхания лодка слегка шлифуется и покрывается краской любого цвета.
- При желании краску можно укрепить слоем яхтного лака.
Что нужно для сборки каркаса самодельной байдарки
Каркас байдарки включает в себя два штевня, пять шпангоутов, кильсон из четырех секций, четыре стрингера, два привальных бруса, мидельвейс и фальшборт. Для их сборки понадобятся язычки, замки, овальная планка из дюрали, крепления для фиксации привальных брусьев на штевнях, концевая планка, соединяющая стрингеры с привальными брусьями, замки для привальных брусьев и мидельвейса, выполненные из нержавеющей стали. Кроме того, потребуются крепления кильсона к штевням из нержавеющей стали, угольник для мидельвейса, клиновая накладка из дюралюминия, боковые и средние рейки для кильсона, поперечины из фанеры, язычок и замок для кильсона, рейка его средней секции, скоба для крепления фальшборта и мидельвейса из дюралюминия, скоба для фиксации стрингера на шпангоуте, защелка кильсона из дюралюминия с винтом из нержавеющей стали, кормовой фальшборт из фанеры с защелкой, петлей и угольником.
Что лучше: купить каяк или сделать самому?
Если средства позволяют, то лучше его купить. К сожалению не все рыболовы способны на это из-за отсутствия средств. Многие из них приступают к самостоятельному изготовлению чисто из интереса. Кроме того, что лодка обойдется дешевле, это занятно, да и появляется чувство гордости за свои дела. И хотя потребуется немало средств и времени, все же это вполне реальное и осуществимое занятие. Самостоятельное изготовление всегда связано с рядом преимуществ. Кроме того, что это очень интересно и поучительно, всегда можно рассчитывать на получение качественного изделия, отвечающего тем требованиям, которые заявлены. Задача сильно упрощается еще и тем, что не трудно найти нужную схему, необходимый материал, а также обзавестись необходимым инструментом.
Самодельная прозрачная байдарка из веток и пленки Homemade stretch wrap kayak
Watch this video on YouTube
Испытания
В результате постройки должно получиться сравнительно легкое плавсредство, которое легко транспортируется к водоему с помощью легковой машины. Здесь, на водоеме, нужно приступить к ходовым испытаниям, построенной своими руками, уникальной лодки.
Задача предстоящих испытаний – это проверка технических характеристик по таким критериям:
- Простота в управлении.
- Скорость передвижения, как без груза, так и с грузом.
- Максимальная грузоподъемность каяка.
Насколько известно, готовое изделие должно легко перевозить груз в 120 килограммов, без ущерба посадки и управляемости. Главное, чтобы лодка нигде не пропускала воду. Как показывает практика, изделия, созданные по такой технологии, легко ремонтируются и обладают высокой прочностью, не смотря на свою легкость.
В первую очередь хочу выразить особую благодарность Александру (Баракуда) и Андрею Калачинскому
. Александру за то, что он дал мощный толчок к изготовлению каяка, а Андрею – за моральную и дистанционно-техническую поддержку процесса.
Так как статья техническая, то постараюсь без лирики, типа «не люблю отдых тюленьего типа на массовых пляжах и т.п» Скажу просто – захотелось каяк. Много переворошил информации, набирая в Яндексе комбинации слов: Как сделать каяк, Самодельный каяк, Каяк своими руками и пр. Уходил по различным ссылкам на некоторые иностранные сайты, где и обнаружил то, что особенно легло на сердце – Wood Duck 12 (www.clcboats.com). Но мне это казалось нереальным, и я отбрасывал мысли от себя, пока не наткнулся на статью Александра (Баракуды) «Морской каяк из фанеры ». Я посмотрел фото, почитал, посчитал и понял, что все это РЕАЛЬНО, и не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд.
ТТД Деревянной утки:
1. Длина – 3,65м
2. Ширина – 0,76м
3. Вес точно не знаю, но, наверное, не более 20 кг
Инструмент:
1. Электролобзик
2. Ленточная шлифмашинка
3. Дрель или шуруповерт.
4. Фэн (или фен, не знаю как правильно)
5. Ножницы
7. Плоскогубцы
8. Кусачки
Материалы:
1. 4 листа фанеры (4мм)
2. 20 кв.м. стеклоткани т-23
3. Эпоксидки где-то 4-5 кг (точно не могу сказать)
4. Вязальная проволока
Так же понадобились:
1. Стаканы одноразовые
2. Кисти (у меня ушло штук 5)
3. Палочки (можно от мороженого)
4. Резиновые перчатки
5. Растворитель (650)
6. Резиновый шпатель (им больше всего и пришлось работать с эпоксидкой)
7. Бумажный скотч.
Я думаю, что процесс изготовления , а также в статье «Морской каяк из фанеры », и нет нужды описывать его подробно. Разница лишь в нескольких деталях:
1. У Александра (Баракуды) есть привальный брус, в Деревянном Утенке его нет, но используются шпангоуты.
2. Александр стеклотканью проклеивал только швы, а Утенок проклеен как внутри, так и снаружи.
Начали делать с сыном 26 апреля. Первый спуск на воду 6 июня, хотя он еще не доделан. Времени требуется не так уж и много, просто эпоксидка долго сохнет. Сточил фанеру «на ус» за 15 мин, 5 мин клеить и СУТКИ сохнет. И так далее. Зато удобно тем, что можно вечерами заниматься. Уж пару часов всегда можно «выкроить».
При соединении половинок в носу и корме нужно как можно точнее соединять их, чтобы избежать «пропеллера». Это потом сказывается в плавании. Мой каяк из-за этого постоянно уводило вправо.
Я нанес стеклоткань с эпоксидкой. Мне так не терпелось утром его обкатать, и я решил быстренько нанести второй слой. Эпоксидка мне этого не простила. Кстати, если я делал бы еще раз, то перед тем, как обклеивать стеклотканью фанеру, я ее сначала загрунтовал бы той же эпоксидкой. Почему? Потому что фанера хорошо впитывает, и бывают участки под тканью, где сухо – вся смола в фанере!
У меня не было лент из стеклоткани, поэтому я вырезал полоски и наклеивал их. В таких случаях «бахромы» не избежать. Ладно бы эстетика, некоторые колются.
Тележка
В отличие от лодки, на создание которой придется потратить немного времени, тележка для лодки из ПВХ труб делается быстро. Она предназначается для транспортировки лодки из ПВХ труб с двигателем и прилегающим грузом.
Наличие тележки существенно облегчает перевозки лодки. Имея тележку, смонтированную своими руками, при перевозке можно обойтись без посторонней помощи и напряжения.
На предоставленных фото и видео — роликах есть возможность увидеть различные варианты этих механизмов. Рассмотрев их можно выбрать наиболее подходящий вариант для постройки своими руками.
Видео
ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ЛОДКИ ПВХ СВОИМИ РУКАМИ (WHEELS FOR BOAT)
Watch this video on YouTube
Для создания такой конструкции своими руками необходимо подготовить трубу объемом на 32 мм. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на изделиях, армированных стекловолокном.
Также следует запастись соответствующими креплениями для патрубков (муфтами и крестовинами). Еще понадобиться пара колес и стальной прут.
Вначале делают ось из трубок со вставленным стальным прутом. На него вставляют колеса и фиксируют их скобами. Далее из трубок выполняется рама, которая на подпорках размещается над осью.
Еще некоторые детали
Теперь, как сделать лодку из труб пвх, ясно. Данная работа потребует много терпения, займет не маленький отрезок времени, но в конечном результате можно получить огромное удовольствие от такого дополнения к отдыху на водных просторах, как отличная лодка, сделанная своими руками.
Для удобства плавания понадобятся весла. Их тоже не трудно сделать своими руками. Для этого отлично подойдет не толстая ПВХ труба.
Эти полоски крепят к пластиковым трубкам саморезами. Саморезы подтягивать очень плотно не советуют, потому, что акрил может лопнуть. А нижнюю часть весла рекомендуют немного закруглить.
Смотреть видео
лодка из пвх своими руками часть2 Boat made of PVC with his own hands
Watch this video on YouTube
В таком дополнении есть плюсы, это, например, образование свободного места для хранения улова или любых других мелочей. Но, есть в таком решении и свои минусы, на таких плавательных сооружениях немного труднее грести из-за нехватки места.
Тент
Настоящий рыбак не бросает рыбалку ни в зимнее время, ни в плохую погоду. На рыбной ловле в летний период от палящих лучей солнца и от проливного дождя на плаву может защитить тент. С такой защитой речная прогулка не будет безнадежно испорчена.
Купить такой тент – удовольствие не из дешевых, поэтому многие рыбаки оснащают свои «субмарины» тентами, который производят своими руками.
Самая простая конструкция – это тент, который крепят на каркас, закрепленный на стойках. Все это можно сделать из ПВХ труб.
Работа выполняется так: на каркас в конце закрепляется брезент или ткань ПВХ. ПВХ трубы являются легким материалом, который не станет общий вес.
При этом они достаточно прочные, и каркас не сломается при случайном зацеплении с нависшими над водой ветками или кустарниками.
Конструкция тента из ПВХ трубок, проделанного своими руками, может быть очень разной, здесь все зависит от размеров и формы изделия, и от личных предпочтений.
Лодка из труб ПВХ своими руками станет неповторимой, если ее дополнительно украсить
Многие этому моменту уделяют особенное внимание, например, расписывают акриловыми красками, обшивают окрашенными листами фанеры и другое
Видео
Лодка из ПВХ трубы и пленки, спуск на воду
Watch this video on YouTube
Немного терпения усидчивости, потраченные в процессе конструирования, принесут огромное удовольствие от отдыха на речке.
Видео материалы
Самодельная лодка из водопроводных труб
Watch this video on YouTube
Лодка своими руками ПВХ трубы и пленки
Watch this video on YouTube
Лодка ПВХ своими руками в домашних условиях. Часть 2
Watch this video on YouTube
Самодельная лодка Джонбот из ПВХ
Watch this video on YouTube
Закупка материалов
Для строительства данной лодки понадобятся чертежи, приобрести их можно на сайте CLCBOATS, доставка займет, где-то пару недель, а стоимость составит в районе ста долларов. Сумма вроде бы и немалая, но они того стоят.
Великолепного качества, в масштабе 1 к 1. Останется только раскатать на фанерных листах и сделать перенос деталей.
Имеется возможность приобрести и остальные комплектующие на сайте этой компании, но откровенно говоря, цены у них не померные и для экономии можно попробовать найти материалы у отечественных компаний.
https://youtube.com/watch?v=xe5pm7nCDfc
Фанера
В спецификации указано, что фанера должна быть «морская» размера только 2240 на 1220 миллиметров. К сожалению, в обычных строительных магазинах и торговых точках данный вид фанерных листов приобрести практически невозможно.
Приобрести можно через интернет, торговлей занимается компания Пенрус.
Для строительства идеально подойдут 2 варианта:
- «Амесклао» китайского производства.
- «Лауро Вермельо» бразильского изготовления.
Из эстетических соображений воспользуемся цветовой расцветкой «Жатоба».
Как показала практика, фанера производства Бразилии оказалась по качеству намного лучше, нежели китайский материал. Отличается равномерной толщиной по всей плоскости, обладает хорошей жесткостью и отсутствием сучков.
Стеклоткань
Проект предусматривает использование стеклоткани с удельным весом 130 грамм на метр квадратный, однако широко представленные производители не предусматривают выпуска такого формата материала.
В отечественном самопальном судостроении, как правило, используется стеклоткань плотностью 100 или 200 грамм на метр квадратный. В данном проекте за основу будет использована ткань с маркировкой 200 гр.
В идеале следует приобретать ровно упакованные отрезки, так как упаковка в пачки приводит к образованию деформаций и сгибов, с которыми впоследствии могут возникнуть проблемы при покрытии смолой.
Смола эпоксидная
- Фанера «Амесклао» 1шт.
- Фанера «Лауро Вермельо» 1шт.
- Э-З-200 стеклоткань 20 метров.
- Аэросил А300 120 грамм.
- Отвердитель 5 килограмм.
- Смола 10 килограмм.
- Лак 1.5 литра Marshal Protex Yat Vernik.
- Разбавитель 0.5 литра Marshal.
Коротко о процессе
Процесс изготовления я достаточно подробно описывал в прошлый раз и к проекту прилагается понятная инструкция. Поэтому коротко отмечу некоторые моменты, которые отличаются от инструкций.
– использовал фанеру 3 мм. Листы такой толщины нашел только ФК в формате 1,5*1,5 м. Она дешевле, но пришлось много стыковать.
– контуры-выкройки распечатал в реальном размере на 26-ти листах А4. Склеил листы в одну линию. Прикладывая к фанере, размечал точки шилом с шагом 5 — 10 см, далее соединял отметки по линейке. Вырезал лобзиком по линии, без отступа. Почти без последующей шлифовки, с погрешностями до мм, грубо, но быстро!О печати на принтере поясню более подробно. Чтобы сократить число печатаемых листов и в последствии склеить их без искажений, я адаптировал чертежи. Ниже приведен фрагмент чертежа.
1. Проверил чтобы высота контуров всех деталей была меньше 290 мм (чтобы помещались на А4 в один ряд). Для симметричных деталей достаточно одной половины.2. Все контуры наложил друг на друга. Так что размер чертежа обусловлен самой большой деталью.3. Нанес, тонкие диагональные и горизонтальные линии которые позволяют позиционировать листы А4 при склеивании. Так же горизонтальные линии позволили выровнять чертеж на фанере (по крайним точкам натянул леску и по ней выровнял середину).Склеивать листы тоже не проблема: При печати, на листах есть непечатные поля. На каждом листе, канцелярским ножом подрезается поле справа, на следующем листе на левой стороне наносится клей карандаш. Листы позиционируются ориентируясь на все контуры и линии проходящие в этом стыке. Выровняв листы нужно проклеить стык тонким скотчем.
– сшивал медью, так чтобы не делать временные склейки, а проволоку оставить в швах.
– не использовал внешние формы (приведенные в проекте). Действовал как с предыдущим каяком: сшил дно с бортами, установил шпангоуты, проверил корпус на скручивание двумя уровнями.
– не использовал внутренние, временные формы (приведенные в проекте). Так как внутренние швы корпуса проклеивал за один раз, временные формы помешали бы. На их месте установил рейки распорки.
– использовал стрингеры сечением 15х20 мм. Для временной фиксации использовал саморезы 3х20 и шайбы М4.
– комингс делал как у предыдущего каяка, но из фанеры 10 мм. С трудом, и не с первого раза получилось повторить крутые изгибы перехода от задней части корпуса к передней. Такой обрамление кокпита добавило немного веса, но на мой взгляд оно проще и быстрее в изготовлении. По сравнению с обрамлением из маленьких кусочков фанеры.
– не делал скег (может зря, но…)
В остальном, всё по инструкциям.
Больше фото на https://vk.com/luas82
Конструкция и некоторые основы проектирования лодки
Каноэ можно отнести к одному из наиболее удобных и практичных малоразмерных лодок. Соотношение веса и грузоподъемности довольно хорошее, как и ходовые качества. У лодки идентичная форма носа и кормы, плоское дно, что дает низкую посадку и возможность плыть по мелководью.
Растянутый корпус, который расширяется в миделе, дает лодке большую вместимость.
Такое каноэ своими руками (чертежи можно просмотреть в данной статье) изготовить не составит труда, главное — иметь желание и выдержку.Описание и эскизы разных деталей позволяют осуществить верный раскрой материалов. Данный проект имеет большое количество усовершенствований, которые помогут исправить некоторые недостатки и особенности лодки.
Сдвиг наибольшего расширения обводов корпуса к корме разрешит проблему неустойчивости лодки, когда человек плавает один.
Метод изготовления плавательного средства – клеевой на продольном силовом наборе, имеющем название матрица. Отдельно взятые детали, которые имеют вид полосы, монтируются и создают неразъемные соединения с основой, что дает конструкции нужный уровень жесткости излома и скручивания.
Данная технология позволяет создавать надежные корпуса нестандартной формы, например, борта, могут быть выпуклыми, с верхней частью, наклоненной внутрь.