Каяк своими руками

Испытания

В результате постройки должно получиться сравнительно легкое плавсредство, которое легко транспортируется к водоему с помощью легковой машины. Здесь, на водоеме, нужно приступить к ходовым испытаниям, построенной своими руками, уникальной лодки.

Задача предстоящих испытаний – это проверка технических характеристик по таким критериям:

  1. Простота в управлении.
  2. Скорость передвижения, как без груза, так и с грузом.
  3. Максимальная грузоподъемность каяка.

Насколько известно, готовое изделие должно легко перевозить груз в 120 килограммов, без ущерба посадки и управляемости. Главное, чтобы лодка нигде не пропускала воду. Как показывает практика, изделия, созданные по такой технологии, легко ремонтируются и обладают высокой прочностью, не смотря на свою легкость.

Байдарка своими руками из пленки, скотча и пластиковых труб – Homemade stretch wrap kayak


Watch this video on YouTube

16.12.2017

Необходимость каяка для рыбака

Лодки нужны рыболовам, чтобы перемещаться по водоемам в поисках перспективных мест, а также ловли рыбы, из этих плавсредств. Наличие лодки делает процесс рыбалки более динамичным и результативным. Это связано с тем, что расширяется акватория рыбалки и становятся доступными самые недоступные участки водоема. Каяки пользуются гораздо большей популярностью среди рыболовов, по сравнению с другими видами подобных плавсредств, благодаря лучшим техническим характеристикам.

Это связано с целым рядом достоинств, о которых имеет смысл поговорить. Например:

  1. Они удобные в эксплуатации, что связано с безопасностью как нахождения в лодке, так и при перемещении внутри нее.
  2. Устойчивость лодки играет очень важную роль, особенно, когда нужно вытащить из воды крупный экземпляр или покинуть лодку, переместившись в воду. В любой момент можно так же легко залезть в лодку из воды.
  3. Из нее не нужно вычерпывать воду, поскольку она сама вытечет из лодки через отверстия, которые расположены выше уровня дна.
  4. Правильно сделанная конструкция, никогда не затонет, даже если она и перевернется по каким-то причинам, благодаря наличию специальных перегородок.
  5. Каяк легко транспортировать на любые расстояния, поскольку он не влияет на аэродинамические свойства автомобиля.
  6. Это плавсредство не требует особых условий для хранения. Его достаточно подвесить, как можно выше в гараже или другом помещении.

Придаем лодке форму и проклеиваем

Смолой с наполнителем производится забивка швов изнутри лодки и проклейка.

В качестве наполнителя рекомендуют использовать древесную пыль, но в случае отсутствия таковой можно воспользоваться аэросилом и тиксотропной добавкой для смолы.

В оригинале рекомендуется всё же пыль древесная.

Далее производим обработку наружного борта и закругление швов, а так же подгонку нижних и боковых частей корпуса так как они будут составными из-за того что листы фанеры короче чем длинна лодки.

Проект предусматривает соединение на ус, однако можно сделать и встык, но это приведёт к утолщению шва.

Далее после всех проделанных операций можно приступить к раскройке стекловолокна по размерам и пропитке пред оклейкой.

Сборка палубных реек в оригинале предусматривает использование кедровых пород дерева. Так как данный материал найти практически невозможно, поэтому можно использовать оставшуюся фанеру после распила деталей.

Для временного крепления можно использовать клеевой пистолет.

После всех вышеперечисленных операций можно приступать к оклейке стеклотканью снаружи и изнутри.
Когда оклейка окончена и клей застыл, приступаем к монтажу пяточных упоров.

Сделать их можно используя мебельные винты, а к корпусу приклеить.

Для выравнивания швов можно воспользоваться обычной полиэтиленовой плёнкой, они получаются очень гладкими и не требуют дополнительной шлифовки. Для разглаживания не требуются никакие инструменты можно руками.

Чертежи каноэ

Чертежи каноэ для самостоятельной постройки.

Термин «каноэ» часто применяется к долблёным и особенно к каркасным лодкам индейцев Северной Америки. Эти лодки использовались для торговли, охоты и рыбалки, войны и просто для передвижения по рекам, озерам и даже морям. В основном, конструкция лодок разных народов схожа – это прочный каркас, обтянутый оболочкой из коры или кожи. Исключение составляют индейские пироги, сделанные из цельного дерева методом долбления острыми камнями и выжигания огнем.

Легкое и прочное каноэ.

Материалом для изготовления каноэ американским индейцам служили ветви и кора деревьев (преимущественно кедров, елей и берез) и смола, слоем которой покрывалась вся оболочка. Таким образом, самые легкие и прочные каноэ получались из березовой коры. Такую лодку мог перенести на плечах один человек.

Размер каноэ различался в зависимости от предназначения, например, каноэ для охоты было около 2-х метров в длину и могло вместить в себя 2-х человек. К тому же, эта лодка была легкая, по сравнению с пирогами, отличалась высокой грузоподъемностью. Каноэ играли важную роль в рыболовном промысле местных жителей, а также в коммуникации между поселениями.

Первые сведения о каноэ.

Считается, что первыми сведениями об американских каноэ Европа обязана французскому путешественнику Жаку Картье, который видел эти лодки во время экспедиции. Согласно его описанию, эти лодки были около 7-ми метров в длину и могли перевозить до 500 кг грузов или до 10 человек.

Способы гребли на каноэ.

Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Следует отметить, гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.

В настоящее время эти лодки популярны во всём мире.

Простота конструкции такой лодки позволяет построить ее в условиях небольшой верфи или просто в гараже. Поэтому, взяв за основу наш чертеж, Вы сможете повторить старинное индейское каноэ и отправиться на нем покорять неизведанные просторы, куда невозможно добраться никаким другим видом транспорта.

Каноэ – это гармония с природой.

Индейцы всегда жили в особом единении с природой, по ее законам. Каноэ – традиционное плавсредство древних индейцев – не вторгалось в гармонию человека и природы, а дополняло ее. Путешествуя на каноэ, вы не нарушите тишину леса шумом современного двигателя, однако, сможете насладиться плеском воды, пением птиц… У вас будет возможность понаблюдать различных животных и птиц в естественных условиях их обитания.

Это почти несбыточная мечта, а так же непозволительная роскошь в условиях нашего бешеного темпа жизни. Индейцы жили в гармонии с природой, верили в Духов, умели строить прекрасные каноэ. Взяв на вооружение наши чертежи, последовать их примеру возможно и нам.

Необходимость каяка для рыбака

Каяки необходимы рыболовам для преодоления водных преград или ловли добычи с них, при этом они стабильно пользуются популярностью в отличие от многих других аналогов.

Это обусловлено целым рядом преимуществ, основные их положительные стороны рассматриваются ниже:

  1. Удобство эксплуатации. В такой лодке не только удобно сидеть, но также перемещаться внутри нее, залезать в воду или вылезать из нее.
  2. Устойчивость лодки бывает очень полезной при выуживании крупной добычи, риск перевернуть судно минимален.
  3. Отсутствие необходимости вычерпывать воду, которая попадает внутрь лодки, поскольку она устранится самостоятельно через отверстия, расположенные в поверхности дна.
  4. Грамотно выбранная или спроектированная модель не затонет даже в том случае, если она случайным образом перевернется.
  5. Высокий уровень мобильности: транспортировка сразу двух лодок без труда осуществляется при наличии личного автомобиля. Это никак не скажется на аэродинамике, поэтому перемещаться к месту рыбалки можно с привычной скоростью.
  6. Удобство хранения. Для этих целей можно использовать гаражное помещение, в котором лодка размещается в подвешенном состоянии, что не потребует большого количества свободного пространства.

Достоинства и недостатки самодельного плавсредства

Самодельная байдарка может быть сделана из фанеры и других дешевых материалов, поэтому создание такого судна не нанесет урон семейному бюджету. Но для строительства нужны навыки работы с инструментами, это может стать препятствием.

Самостоятельное строительство потребует установки стапелей, они должны быть выставлены строго горизонтально, поэтому для новичков этот этап будет сложным. Лодка может быть каркасной, байдарка своими руками может быть сделана на стапелях за неделю.

Рыбаков часто интересует, как сделать байдарку самому. Строительство плавсредства начинается с покупки материалов. Понадобятся следующие инструменты:

  • электролобзик;
  • шлифовальная машина;
  • шуруповерт и дрель;
  • строительный фен;
  • кусачки;
  • плоскогубцы.

Для того чтобы сделать рыбацкий каяк своими руками, потребуются 4 листа фанеры, нож и шпатель. Для покрытия корпуса подходят стекловолокно или полиэтиленовые пленки.

Чертежи и схемы

Ускорить строительство помогут схемы. Их можно сделать самостоятельно, но лучше использовать готовые чертежи шпангоутов байдарок.

Можно по схеме сделать каяк для рыбалки своими руками из пенопласта, фанеры или других материалов. Из дерева выдалбливают каноэ, домашних стройматериалов достаточно для выполнения работы

Осуществляя сборку, следует уделить внимание стыкам и швам

Материалы

Для изготовления каяка потребуется фанера, эпоксидная смола и стеклоткань. Прочность судна зависит от качества используемых материалов, поэтому нужно покупать листы фанеры без сучков и других дефектов.

Стеклоткань должна иметь удельный вес от 130 до 200 г/м². Для склеивания стоит брать отрезы материала без изгибов. Если они будут, то покрыть судно эпоксидной смолой будет сложнее.

Для изготовления каяка требуется 10 кг эпоксидной смолы. Этого количества хватит, чтобы покрыть поверхность изделия на 1 раз. Лучше всего приобрести «Этал-370». Будет нужен и отвердитель, для этой цели подходит «Этал-47 F5».

Порядок выполнения работ

Лучше всего строить судно в гараже, процесс можно разделить на следующие технологические этапы:

  1. Нанесение разметки и выпиливание элементов каяка. Для ускорения процесса строительства используют электрический лобзик.
  2. Сборка деталей на малярную ленту.
  3. Фиксация деков и нижней части изделия.
  4. Соединение частей конструкции в единое целое. При необходимости выполняется подгонка элементов друг к другу.
  5. Изнутри детали покрывают эпоксидной смолой.
  6. В нижней части лодки делают отсек, состоящий из нескольких перегородок. Он сделает судно непотопляемым. Все элементы также покрывают эпоксидным материалом.
  7. Еще раз выполняют подгонку нижней части лодки и деки, между ними не должно быть зазоров. После этого приступают к склеиванию всех элементов, места стыков покрывают эпоксидной смолой.
  8. Устройство люка.
  9. Конструкцию покрывают стеклотканью.

После застывания эпоксидной смолы поверхность каяка шлифуют, а потом окрашивают в выбранный цвет.

Возможные проблемы и нюансы

В действительности работа сложная, требующая терпения. Желательно ознакомиться с правилами обработки деревянных стыков и швов, а лучше – потренироваться на совмещении деталей до сборки плавсредства.

  • Вместо водонепроницаемой пленки можно использовать грунтовку, которая наносится на готовый корпус внутри и снаружи.
  • Лодка таких очертаний очень изящно выглядит. Но не стоит пытаться сделать ее еще более изысканной путем заужения носовой и хвостовой частей. Это снизит ее ходовые качества.
  • Расширение средней части не повысит ее остойчивости и не увеличит грузоподъемности, но грести будет намного тяжелее.
  • Отделка лодки зависит от материала. Обычная фанера допускает оклейку тонкой стеклотканью на эпоксидную смолу (на 2 слоя смолы с просушиванием первого). Если фанера ламинированная, то первый слой кладут защищенной стороной внутрь, а второй – наружу. При желании затем можно отлакировать, но главное – обработка стыков. В том случае, когда бюджет не ограничен, можно отделать шпоном, например, красного дерева.

Шурупы покупают латунные, головки должны быть утоплены и замазаны эпоксидкой.
Шкурить готовое изделие нужно осторожно, чтобы обшивка не стала слишком тонкой.

Изготовление байдарки своими руками

Мало весит за счет деревянного каркаса, удобна, обойдется недорого. После подсчета затрат на материалы становится бесспорным факт, что байдарка, сделанная своими руками – это экономичный вариант решения проблемы.

Что потребуется

Правильная подготовка к работе – это половина самой работы, поэтому важно правильно собрать материалы. От этого зависит конечный результат

Правильная заготовка материалов

Все деревянные материалы должны быть хорошо просушены.

  • Фанера толщиной от 4 мм
  • Хомуты
  • Стеклоткань до 20 м2
  • Яхтный лак высокого качества.
  • Эпоксидная смола — мешок на 10 кг
  • Отвердитель для смолы – до 5 кг
  • Аэросил – для улучшения качеств смолы, добавляют за сутки до начала работы
  • Растворитель – одна бутылка 0,5-1 литра.
  • Малярная лента.

Чертеж лодки подбирается в сети. При разметке листа нужно опираться на него: рассчитывать по масштабу расстояния (на чертежах обычно приводятся и реальные параметры), изгибы деталей в натуральную величину. Для рыбака-любителя самым простым для воспроизведения своими руками вариантом является байдарка типа каяка.

Необходимые инструменты

  • Инструменты для работы с деревом и фанерой (пила, электроножовка, лобзик)
  • Шлифмашина
  • Шуруповерт
  • Строительный фен
  • Дрель, сверла разного диаметра, зенкеры
  • Строительный нож
  • Кусачки, плоскогубцы
  • Резиновый шпатель для работы с эпоксидкой
  • Прочная проволока для соединения
  • Кисти, одноразовые стаканчики
  • Шпатель из резины для работы со смолой
  • Рабочие и одноразовые перчатки

Пошаговая инструкция

На фанере производится разметка по чертежу, прорисовываются детали.

Все части байдарки выпиливаются лобзиком или пилой

  • Для понимания конструкции можно сделать разборный макет по чертежу.
  • Вырезанные части раскладываются согласно чертежу и скрепляются проволокой.

Стыки проклеиваются полосками стеклоткани – это необходимо, чтобы не вытекала смола. После ее застывания полоски снимаются.

Для надежности стыки несколько раз промазываются смолой с опилками – в несколько слоев, каждый последующий накладывается после высыхания предыдущего.

Можно для усиления приклеить брус по верхнему краю байдарки с соответствующими срезами на местах стыков.

Устанавливаются сиденья. Они, как и брус, приклеиваются смолой.

Сборка каркаса

Верхнюю часть (деку) и нижнюю собирают отдельно.

Собранные части составляют вместе, чтобы оценить, насколько их можно подогнать друг к другу. Убирают неровности, готовят стыки верха и низа.

В нижней ставят перегородки – отсеки непотопляемости, которые затем также нужно покрыть эпоксидной смолой.

Все внутренние поверхности также покрываются смолой.

Если подгонка не требуется, деку и нижнюю части соединяют – они должны полностью совместиться.

Их скрепляют, склеивают, затем покрывают эпоксидкой по стыкам.

Остальные этапы работы

После высыхания стыков и швов собранный каркас покрывается смолой. На этом этапе нужно устанавливать люки, ящички.

Последний этап – оклейка каркаса стеклотканью на смолу

Важно контролировать поверхность, на ней не допускаются складки и пузыри

  • После просыхания лодка слегка шлифуется и покрывается краской любого цвета.
  • При желании краску можно укрепить слоем яхтного лака.

Лодка из пластиковых труб

Самодельная лодка из ПВХ труб уверенно занимает лидирующее место среди поделок своими руками из этого материала.

Самую обычную водопроводную заготовку домашний мастер своими силами может превратить в оригинальное плавсредство.

  • Каркас. ПВХ заготовки, объемом не менее 2,7 см, разрезают на четыре части. Две по два метра с половиной (для верхней части), и две с размерами в 2,7 м (для нижней части). Эти трубы будут служить несущей частью конструкции.
  • Каждую торцевую часть этих заготовок следует обрезать под углом в 45 градусов.
  • Далее подготавливают обрезки немного меньшего с такими размерами: 2 по 0,7 м, два по 0,6м, два по 0,4м и два по 0,35м. Эти детали становятся опорами для рамы лодки.
  • Опорные трубы крепят к раме. Концы заготовок необходимо крепить плотно, иначе все развалится и пойдет на дно. Для крепления можно использовать клейкую ленту или эпоксидный клей. Для надежности можно в трубках дрелью посверлить отверстия и закрепить конструкцию медной проволокой.
  • Подготавливается деревянная доска с отверстиями, и закрепляется на нижней части опорной рамы. Для крепежа применяются пластиковые стяжки. Такими же креплениями крепят и стульчик к этой доске.
  • После этого каркас покрывают брезентом. Он должен быть водонепроницаемым. Его прокладывают по диагонали, а все выступающие места заворачиваются во внутреннюю часть. К раме брезент крепят пластиковыми зажимами. Если на брезенте имеются кольца, то крепить его к раме можно после того, как в ней сделаны отверстия для этого. Все складки необходимо максимально растянуть. Это предотвратит лишнее сопротивление во время передвижений по водному пространству.

Киль из трубы для лодки ПВХ служит для наделения плавсредства повышенной устойчивостью. Чаще всего киль стоит на вариантах, с использованием подвесного лодочного двигателя.

Устанавливают киль так, что его рабочая часть находится в носовой области средства для плавания. От миделя на корму киль переходит на «нет».

Еще одно преимущество установки киля – это то, что он частично поднимает нос конструкции. А это в свою очередь предотвращает попадания брызг при большой волне в лодку.

Фото каноэ – процесс постройки:

Для изготовления каноэ собственными силами нужно иметь сухое отапливаемое помещение площадью, достаточной для сборки каркаса выбранных вами размерений, чертеж лодки и материалы для стапеля, набора и обшивки корпуса. Пользуясь таблицей плазовых ординат необходимо вычертить в натуральную величину шпангоуты-лекала и штевни. С помощью копирки, подкладываемой под чертеж, их контуры переносят на фанеру толщиной 15 мм. Чертеж и копирку прикрепляют к фанере мелкими гвоздиками.
Шпангоуты выпиливают электролобзиком по контуру. Одинаковые по форме шпангоуты вычерчивают, используя как шаблон первый из них. Внутри шпангоутов-лекал выпиливают фанеру так, чтобы шпангоуты можно было плотно надеть на несущие балки стапеля, где их точно выставляют по месту и фиксируют деревянными накладками на гвоздях или шурупах.
Чтобы доработать наружные контуры одинаковых по форме шпангоутов, их шкантами скрепляют вместе и в таком положении прижимают к верстаку. Следы от пилки лобзика удаляют ленточно-шлифовальной машинкой. Штевни устанавливают в нужное положение, сверяясь с чертежом, и прикрепляют к стапелю прочными фанерными накладками на шурупах. Киль и оба привальных бруса раскладывают в вырезы шпангоутов и отрезают до нужной длины, не соединяя их со штевнями и поперечным набором.
Киль (представляющий собой планку) рубанком прострагивают с концов так, чтобы он по ширине точно сопрягался со штевнями. Эту работу выполняют, временно скрепив детали на шкантах. Окончательно их соединяют на стапеле. Привальные брусья при укладке в вырезы шпангоутов надежно скрепляют мебельными уголками на шурупах. При разборке каркаса их придется удалять, поэтому в брус заворачивают только по одному шурупу на каждый шпангоут.
С помощью вспомогательной скобы, вырезанной из куска фанеры и обрезка деревянного бруска, концы привальных брусьев сводят к штевням и размечают по линиям соединения «на ус». Обрезку по плоскости соединения производят мелкозубой пилой.
Определяющий форму наружной оболочки лодки каркас образуют сосновые рейки-стрингеры. Их раскладывают по вырезам шпангоутов и временно крепят шкантами. Со штевнями их соединяют, как показано на фото 12. Стрингеры притягивают на место, скручивая пропущенную через высверленные в штевнях отверстия тонкую проволоку. Воротком может служить большой гвоздь. От перемещения по штевню стрингеры фиксируются деревянным шкантом.
Клей на основе эпоксидной смолы делают по рецепту, указанному на упаковке, и обязательно с пластификатором. Главное, чтобы было обеспечено прочное склеивание штевней с килем и привальными брусьями. Это соединение усиливают латунными шурупами. Головки шурупов утапливают. После приклейки привальных брусьев, киля и фиксации стрингеров весь набор обрабатывают шлифовальной машинкой с лентой зернистостью 60 так, чтобы его наружная поверхность соответствовала поверхности будущего корпуса.
В подготовленном к обклейке фанерой и (или) шпоном наборе все элементы, не подлежащие соединению с корпусом каноэ, укрывают полиэтиленовой пленкой или клейкой лентой. Это делают для того, чтобы к ним не приклеилась наружная оболочка. ( www.vodnyimir.ru)

Об основной части работы — выклейке корпуса каноэ читайте на следующей странице.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Детали продольного набора самодельной туристической байдарки

Позиции 1 — 12 обозначены на сборочном чертеже корпуса. 13 — язычок δ=4; 14 — овальная планка δ=2, дюраль Д16АТ: 15 — замок привального бруса; 16 — концевая планка стрингера и привального бруса; 17 — обойма крепления привальных брусьев к штевням; 18 — замок мидельвейса, нерж. сталь; 19 — угольник мидельвейса; 20 — обойма крепления кильсона к штевням, нерж. сталь; 21 — клиновая накладка, дюраль Д16АМ; 22 — боковые рейки кильсона; 23 — средняя рейка кильсона; 24 — поперечина δ=5, фанера; 25 — поперечина 5х25, фанера; 26 — язычок кильсона; размеры в скобках указаны для язычка стрингера; 27 — замок кильсона, δ=1,5 (для стрингера δ=0,8); 28 — рейка средней секции кильсона; 29 — шпангоут; 33 — заполнитель; 31 — скоба крепления фальшборта на шп. 3 и 4, дюраль Д1; 32 — скоба крепления мидельвейса на шп. 2 и 1, дюраль Д1; 33 — винт крепления привального бруса; 34 — скоба, фиксирующая стрингер на шпангоуте, дюраль Д1; 35 — защелка кильсона, дюраль Д1; 36 — винт защелки, нерж. сталь; 37 — штырек; 35 — держатель спинки; 39 — кормовой фальшборт, фанера δ=7; 40 — защелка фальшборта, Д16АТ; 41 — угольник из дюраля δ=2; 42 — петля фальшборта.

Привальные брусья и стрингера собираются по длине из четырех частей (по 1,03 м каждая) с помощью простейших язычковых замков. К восьми рейкам стрингеров приклепываются замки (дет. 27) к одному концу и язычки (дет. 26) к другому. У остальных восьми заготовок один конец остается свободным, к четырем приклепываются замки и к четырем — язычки. На заготовки привальных брусьев ставятся замки 15 из нержавейки и язычки 13 из дюраля.

Шпангоут и детали крепления набора к нему

Кильсон представляет собой ферму из трех продольных реек, соединенных поперечными планками. Замки и язычки для соединения секций кильсона, как и мидельвейса, изготовляются из нержавеющей стали. На все рейки двух средних секции кильсона приклепываются замки и язычки, на рейки двух концевых секций — только замки и только язычки. Собирать кильсон нужно на какой-либо ровной поверхности, предварительно наметив на ней положения ДП — осевой линии и шпангоутов 2 и 4 (для средних секций). Планки-поперечины кильсона длиной 200 и шириной 25 мм выпиливаются из 5-миллиметровой фанеры. К рейкам они крепятся шурупами и на водостойком клее (лучше всего на эпоксидной смоле ЭД-5).

Секции кильсона

У штевней боковые рейки 22 кильсона приподнимаются и ложатся на клиновую накладку 21. Средняя рейка обрезается под накладкой, как показано на чертеже, и подгоняется окончательно уже во время подгонки и установки штевня. Отступя от накладки на 100—120 мм, боковые рейки нужно обрезать «на ус» с внутренней стороны, но таким образом, чтобы штевень не болтался, а входил плотно.

Штевни выпиливаются из хорошей 8—9-миллиметровой фанеры. Для крепления реек кильсона на штевнях крепятся обоймы 20.

Крепление кильсона к штевням

Шпангоуты самодельной туристической байдарки лучше всего согнуть из дюралевой трубки диаметром 14—15 мм. Трубку можно заменить П-образным профилем, который изготовляется из листового дюраля Д1 толщиной 1,5 мм; только один средний шп. 3 желательно изготовить усиленным — из 2-миллиметрового дюраля.

Сначала из полосы делается П-образный профиль. Для гибки его по обводу шпангоута необходимо заготовить стальные оправки-шаблоны, вырезанные по плазовой разметке для каждого шпангоута отдельно (от ДП на один борт, так как шпангоуты собираются каждый из двух частей). Профиль изгибается по оправке при помощи вращающегося ролика.

Трехсекционное каноэ из листового алюминия

За мою «судостроительную» практику я построил самостоятельно шесть лодочек. Были среди них и деревянная плоскодонка, и легкий спортивный скутерок под 10-сильную «Москву», и автомобильный плотик, и двухсекционные металлические байдарки, и легкая гребная лодочка.

Трехсекционная лодка типа каноэ стала седьмой и покорила меня своими отменными ходовыми качествами, маневренностью и легкостью транспортировки. Поэтому мне трудно удержаться, чтобы не поделиться с читателями журнала своим удачным опытом.

Легкая, по-спортивному стремительная лодка (с размерами 3200X850X380 мм) получилась весом всего 14 кг. Изготовлена она из пяти листов алюминия (размеры 1100X800X0,8), которые уже отслужили свой век.

Современная полиграфия широко использует для обтягивания барабанов печатающих машин листовой алюминий. Но вот металл «устал», на нем появились потертости и трещины — металл снимают и. начинается его вторая жизнь. В киевском магазине «Юный техник» этот материал пользуется большим спросом. В этом магазине в большом выборе есть отходы как листового материала, так и профилированного: уголки, трубки и т. п. Например, для изготовления своего каноэ я кроме листового алюминия приобрел здесь 8 алюминиевых уголков (1100X20X20Х2), трубки ∅15 мм (гимнастические обручи) и алюминиевую проволоку ∅3,5 мм.

Изготавливая каноэ, я, к сожалению, мало уделил внимания зачистке материала перед окраской, не удалил многослойные покрытия, которые применялись для создания печатающей маски при первой жизни металла в полиграфии, не загрунтовал металл. Это сказалось на качестве окраски, которую ежегодно приходится восстанавливать.

Откровенно говоря, я делал модель лодки в натуральную величину, не рассчитывая на ее эксплуатацию из-за хрупкости материала на излом. Однако после придания материалу формы и приклепки набора (стыковые шпангоуты и окантовочная трубка) я все больше и больше стал убеждаться, что эта «модель» вполне жизнеспособна. А после первых испытаний на воде все сомнения развеялись. Плаваю на ней уже четвертую навигацию.

Перед постройкой лодки ее форма и размеры были тщательно рассчитаны для получения предельно легкой двухсекционной байдарки весом 6,5 кг. Однако после первых испытаний байдарки оказалось, что ее достоинство — малый вес — на воде превращается в недостаток, выражающийся в чрезмерной валкости. Пришлось поставить два съемных киля-стабилизатора общей площадью 0,25 м 2 и ввести третью среднюю секцию.

Секции укладываются друг в друга, образуя пакет с размерами 1250X850X500 мм. В таком виде лодка легко помещается в пассажирский лифт. Между съемными килями закрепляются два колесика, которые облегчают транспортировку лодки как в собранном виде, так и уложенной в пакет.

Для сборки секций используются 32 специальных винта, изготовленных из проволоки ∅4 мм длиной 50 мм (гвозди) и загнутых в виде буквы «Г». На одном конце винта нарезана резьба М4 под гайку. Изогнутый конец упирается в днище лодки и препятствует прокручиванию винта при завинчивании гайки. Это позволяет для сборки обходиться только одним торцевым ключом.

Для уплотнения стыков между секциями используется как медицинская трубка ∅10 мм, так и полоса губчатой резины (10X15X1100). Учитывая, что гарантийный срок службы резиновых материалов один год, каждую навигацию их приходилось заменять.

По заклепочным швам, для предотвращения течи, была положена хлопчатобумажная ткань, пропитанная эмалью НЦ-132к. Этой же эмалью впоследствии была окрашена вся лодка.

Особое внимание необходимо обратить на окантовку верхней кромки борта трубкой, что более эстетично по сравнению с применением уголка, и удобнее при эксплуатации лодки. В качестве сидений используются пенопластовые блоки, подогнанные по обводам корпуса и одновременно играющие роль объемов плавучести

В качестве сидений используются пенопластовые блоки, подогнанные по обводам корпуса и одновременно играющие роль объемов плавучести.

Я приобрел байдарочное весло, которое разрезал пополам. На каждую из половин запрессовал по стыковочной втулке с внутренним диаметром 38 мм и длиной 200 мм. Из них можно собрать байдарочное весло, а в разобранном виде получаются распашные весла. Уключины использованы промышленного изготовления.

Малый вес лодки (14 кг по сравнению с весом 23 кг аналогичной лодки «Малютка-3», серийно выпускаемой промышленностью) достигнут благодаря использованию предельно тонкого материала обшивки — 0,8 мм. Человек, стоящий одной ногой на внутренней стороне обшивки, прогибает ее, но разрушений и остаточных деформаций практически нет. Это подтверждает опыт трехлетней эксплуатации. И тем не менее, требуется особо бережное обращение с лодкой.

Источник

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий