Как выбрать и где установить держатель датчика эхолота на лодке?

Держатели датчика

Место установки датчика зависит от особенностей плавательного средства. Он должен располагаться так, чтобы на его работу не влияло возмущение потока, возникающее от работы гребного винта. Активная поверхность трансдьюсера должна быть направлена вертикально вниз в любом режиме движения лодки. В противном случае результаты измерений будут недостоверными.

Крепление держателя обязано обеспечивать быстрый монтаж и установку датчика в рабочее положение при нахождении лодки на воде. Конструкцией должна быть предусмотрена защита трансдьюсера от зацепа или попадания постороннего предмета. Жесткая фиксация элементов крепления датчика может привести к его отрыву или повреждению.

Заводские

Промышленность выпускает эхолоты с несколькими вариантами крепления:

  • на струбцинах;
  • на присосках;
  • на клее и другом крепеже (несъемные);
  • плавающие.

Все виды крепления должны соответствовать установленным критериям:

  • надежность;
  • защита от зацепов и ударов о посторонние предметы;
  • возможность регулировки по глубине и углу отклонения от транца.

В большинстве случаев производители используют для элементов крепления антикоррозионные материалы. Для защиты трансдьюсера от разрушения устанавливают подпружиненные кронштейны, способные отклоняться при зацепах или ударах. Для крепления эхолотов на быстроходных судах датчики помещают в обтекатели. Это помогает уменьшить гидравлическое сопротивление и снизить на него нагрузку.

Крепление на транец

У рыбаков большой популярностью пользуются держатели, крепящиеся на струбцинах. Таким способом можно устанавливать датчик как на стационарном, так и съемном транце плавающего средства. Особенно широко это крепление используется владельцами надувных лодок. Кроме простой и быстрой установки, оно дает возможность регулировки штанги трансдьюсера по высоте и изменения ее наклона относительно транца. Это имеет большое значение при движении и выходе лодки на глиссирование.

Комплект крепления включает в себя:

  • струбцину;
  • кронштейн;
  • механизм установки излучателя.

Для предотвращения самопроизвольного опускания датчика, кронштейн фиксируется винтовым стопором. Нижняя часть штанги имеет хомут, которым крепится трансдьюсер.

Крепление датчика эхолота на транец лодки не всегда приводит к получению корректных результатов обследования. Это связано с влиянием возмущения потока, возникающего при работе подвесного мотора, особенно при выполнении поворота в сторону установленного датчика.

Несъемные крепления

В некоторых случаях возникает необходимость жесткого крепления прибора

Это важно при передвижении на больших скоростях. Для крепления используется комплектная скоба. Чтобы ее установить, необходимо будет просверлить несколько отверстий в транце

Заглубление трансдьюсера определяется опытным путем. Датчик крепится винтом с резиновыми прокладками

Чтобы ее установить, необходимо будет просверлить несколько отверстий в транце. Заглубление трансдьюсера определяется опытным путем. Датчик крепится винтом с резиновыми прокладками.

При таком способе установки отпадает необходимость монтажа/демонтажа устройства на рыбалке и снижается вероятность обрыва кабеля от трансдьюсера. Установка эхолота на другое плавсредство будет возможна в случае наличия комплекта съемного крепления.

Вариант с плавающим датчиком

На весельных резиновых лодках без транцевой доски часто используют буксируемый трансдьюсер. В случае применения беспроводного устройства достаточно привязать его фалом, т.к. он имеет хорошую плавучесть, а конец закрепить за банку. В качестве дисплея можно пользоваться смартфоном, предварительно загрузив в него соответствующее приложение.

При использовании датчика от обыкновенного эхолота его необходимо закрепить на поплавке. Для этого подойдет кусок пенопласта или пустая ПЭТ-бутылка. К поплавку трансдьюсер крепится при помощи пластиковых хомутов. Рыбалка с плавающим датчиком возможна на тихой воде или с берега. При сильном волнении он «прыгает», что приводит к искажению показаний замеров.

Крепление к баллону

Такой способ установки широко используется на бестранцевых резиновых плавсредствах. Крепление для эхолота на лодку ПВХ изготавливается из прочного пластика. Оно заменяет собой комплектные струбцину и кронштейн. Опорный механизм приклеивается к баллону лодки клеем, входящим в комплект поставки.

Трубка держателя трансдьюсера фиксируется в механизме с помощью винта. Необходимо правильно выбрать место установки крепления эхолота. От этого зависит достоверность показаний прибора. Чаще всего крепление устанавливают по середине баллона левого борта.

Изготовление держателя своими руками

Ничто не мешает воспользоваться при монтаже эхолота держателем, сделанным своими руками. Для этого следует изготовить металлические кронштейны, которые будут удерживать полочку для оборудования. Всю конструкцию защищают прутами, пластиковыми пластинами.

Каким образом крепится держатель для эхолота на лодку ПВХ, значительный момент, оказывающий влияние на работу прибора. От того, насколько правильно будет выбран метод монтажа, зависит достоверность получаемой информации и срок службы эхолота.

Создание столика для эхолота для многих любителей рыбалки станет идеальным решением в экономии бюджета и удобства расположения не только прибора, а также спиннингов и других необходимых снастей. Изготовить столик для эхолота своими руками можно из фанеры, обработанной предварительно специальной пропиткой, из пластин стеклотекстолита, либо из технологичного вспененного ПВХ, покрытого автомобильным антигравием и других прочных материалов.

Последний тип применяется в создании рекламных конструкций. Наиболее приемлемая его толщина не должна превышать 10 мм. Любой из выбранных материалов обязательно покрывается надежными специальными средствами для защиты от влаги. Многие умельцы еще используют самостоятельно изготовленное дюралевое крепление. Можно изучить описание изготовления столика для лодок ПВХ у производителей и любителей мастеров.

Эхолот

Эхолот стал незаменимым помощником судоводителей. Созданный как прибор для рыболовов и определения глубины, он позволяет оценивать обстановку под лодкой. В этой статье вкратце коснемся темы пользования эхолотом на скоростных судах и способов монтажа внешнего датчика-излучателя.

Знакомство с эхолотом, или специфика сонара

С появлением недорогих эхолотов ориентироваться на воде стало намного проще. Раньше основным инструментом «маломерщиков» была лоция, зачастую не видевшая руки корректора годами, а посему не учитывающая изменений структуры дна. Сегодня картинкой дна в реальном времени уже никого не удивить.

  • Для рыболовов и любителей дайвинга существуют дорогие структурные сканеры, которые с удивительной точностью показывают цветную картину дна.
  • Путешественникам доступны картплоттеры, совмещающие в себе функции навигатора, эхолота, а также панели приборов контроля двигателей.
  • Владельцам тихоходных яхт помогают вперёдсмотрящие эхолоты. Для скоростных судов в условиях небольших глубин эти приборы не актуальны, так как мало отличаются по функционалу от обычного сонара. Ведь датчик способен «заглядывать» вперёд всего на 2–3 глубины.
  • Наиболее массовый сегмент — недорогие одно- и двухлучевые эхолоты. Они используются рыбаками, туристами, и даже любителями подлёдного лова.

Даже самый простой прибор способен измерять температуру забортной воды, сообщать о падении напряжения бортовой сети, а также информировать звуковым сигналом о резком уменьшении глубины. Индикацию «рыбок» рассматривать не будем, потому что сегодня мы ведём разговор о пользе сонара для судовождения в условиях недостаточной глубины.

Ориентируемся по звуку

Принцип работы эхолота не изменился за последнюю сотню лет. Уменьшились размеры приборов, оптимизировались алгоритмы обработки сигнала. Но по-прежнему приёмопередатчик отправляет высокочастотный сигнал вглубь воды и ждёт, когда он вернётся, отраженный от рельефа дна.

В зависимости от плотности грунта отраженный сигнал ослабевает. Для получения данных о глубине прибор анализирует время возврата сигнала. Структуру дна характеризует ослабление сигнала. Таким образом, на экране эхолота мы видим рельеф дна различного оттенка — от черного (камень) до светло-серого (ил).

Пошаговая инструкция

Установить эхолот на надувную лодку можно своими руками. Пошаговая инструкция проста.

  • Выберите место расположения контрольного модуля эхолота. Обычно это не представляет трудностей, потому что приборы снабжаются быстросъёмными держателями.
  • Определитесь с точкой расположения датчика. От этого будет зависеть необходимость покупать дополнительные материалы. Если решите установить датчик эхолота прямо внутри лодки, внимательно изучите конструкцию её днища.
  • Выберите метод установки датчика. В большинстве случаев невозможен монтаж датчика «намертво» в определённом месте. Это затрудняет сборку надувной лодки и обслуживание электроники.
  • Выбрав способ с жёстким креплением, запаситесь материалами для надёжной герметизации. Это полимерные клеи и современные виды липких «лент» (скотчи). Сейчас выпускаются скотчи, способные выдерживать длительную эксплуатацию под водой.
  • Если вы предпочитаете вариант съёмного монтажа на штанге, можно купить готовый кронштейн со струбциной в магазине рыболовных принадлежностей. Но можно сделать его своими руками из подручных материалов.

Выбор места

Как уже упоминалось, корпус главного прибора можно установить в любом удобном месте. Как правило, такой островок находится посередине панели управления лодкой. Недорогая электроника имеет съёмные крепления, так что на панели можно закрепить лишь «держалку», а сам аппарат перемещать как удобно. Несмотря на то что все эхолоты имеют защиту от промокания, нырять с ними или просто ронять в воду не рекомендуется. Место крепления базового блока лучше закрыть козырьком. Он не только защитит прибор от водяных брызг, но и улучшит читаемость информации с экрана на ярком солнце.

Правильный выбор места расположения датчика обеспечивает успех всего дела. В первую очередь следует внимательно ознакомиться с инструкцией к вашему прибору. Там обязательно есть схема, указывающая на правильное положение датчика. Порой возникает соблазн установить эхолокатор строго вертикально вниз. Это всегда неправильно. Современные рыбацкие эхолоты рассчитаны на горизонтальное положение.

Установка

Выбирая точку расположения датчика эхолота, рыбак вынужден найти несколько компромиссов. Датчик должен быть расположен как можно ниже под днищем. Но это мешает способности лодки проходить по замусоренным заливам, в которых как раз и есть самая интересная рыбалка.

Конструкция надувной лодки из ПВХ ограничивает возможность сверления отверстий или вклейки монтажных элементов. Даже если качественно вклеить втулку для пропуска электрических проводов, она уже помешает сборке лодки после выпуска воздуха. Есть способ крепления внешнего оборудования, которое монтируется на лёгких разборных кронштейнах. Подобрав форму и метод крепления кронштейна, можно установить эхолот на любую лодку. На рис. 3 приведён пример такого кронштейна.

Кронштейн со струбциной позволяет в любую минуту переставить датчик эхолота в удобную точку. Подобные конструкции массово продаются в магазинах, торгующих оборудованием для надувных лодок. Но можно сделать такую вещь и своими руками. Например, в качестве крепления можно взять любую струбцину из магазина стройматериалов или инструмента. Для основы кронштейна хорошо подходят пластиковые сантехнические трубы. Сам датчик крепится к кронштейну любыми монтажными хомутами. Например, существуют ленточные стяжки, которые крепятся простым завинчиванием винта отвёрткой.

Обратите внимание на правильное расположение датчика относительно борта лодки. Чтобы эхолокатор показывал всё окружающее пространство, лучше размещать его датчик прямо под килем лодки. Однако, это не всегда возможно

На рис. 4 приведены примеры расположения датчика в продольной проекции лодки

Однако, это не всегда возможно. На рис. 4 приведены примеры расположения датчика в продольной проекции лодки.

Интересна конструкция установки датчика эхолота непосредственно в дно лодки с НДНД

Обратите внимание на рис. 5: такое исполнение позволяет надёжно закрепить датчик в непосредственной близости от воды, но не нарушает мореходных свойств лодки:

  • верхняя часть днища аккуратно вырезается;
  • датчик вклеивается в нижнюю часть днища;
  • для восстановления герметичности надувного дна верхний слой днища лодки аккуратно заклеивается.

Кронштейн для эхолота на транец

Для случаев, когда постоянный монтаж эхолота не подходит, можно воспользоваться специальными кронштейнами.

Использоваться могут различные типы изделий для крепления датчика:

  • есть возможность самостоятельно устанавливать глубину погружения датчика;
  • со штангой, которая откидывается (может использоваться для временного изъятия датчика);
  • с длительным либо временным монтажом.

Кронштейн изготовляется из нержавеющего метала, который позволяет длительное время эксплуатировать изделие. Зависимо от личных предпочтений человека, крепежное изделие может устанавливаться на длительное время или быть съемным.

Наиболее чаще датчик эхолота прикрепляется с помощью присоски, что позволяет использовать гаджет для рыбной ловли в любое удобное время.

Достоинства и недостатки

При использовании кронштейна необходимо выделить следующие преимущества:

  • изделие легко снимается и монтируется в необходимом положении;
  • кронштейн надежно держит датчик;
  • легко монтируется на лодке;
  • может регулироваться не только по высоте, но и устанавливать нужный угол наклона;
  • металлические изделия прослужат длительное время;
  • можно устанавливать кронштейн в любом удобном месте.

Недостатки:

  • необходимо постоянно снимать на время, когда устройство не будет использоваться;
  • может вызывать некоторый дискомфорт во время перевозки;
  • высокая стоимость изделия.

Примечание! Однако, несмотря на все преимущества и недостатки, кронштейны являются востребованными изделиями для профессиональной рыбной ловли.

Сиденья для ПВХ лодок — виды, рекомендации по выбору

Чаще всего, в качестве сидений для ПВХ лодок используются жесткие типы – лавки или специальные поворотные и откидные кресла со спинками.

Жесткие сидения для лодок ПВХ. Штатными, входящие в стандартную комплектацию чаще всего выступают жесткие из влагостойкой фанеры или пластика. Крепеж сидений бывает стационарным и подвижным. Стационарный – когда крепеж приклеен к конкретному месту, и нет возможности двигать лавку. Подвижный – так называемый ликпаз-ликтрос. Благодаря такому крепежу, лавки можно двигать вдоль баллонов без труда.

Это дает сидениям возможность передвижения внутри кокпита лодки, пассажиры смогут удобно разместиться, да и груз можно правильно распределить, при установленном лодочном моторе.

Тюнинг сидений для ПВХ-лодок.

Согласитесь не слишком комфортно длительное время сидеть на жестком сиденье, входящим в стандартную комплектацию практически всех лодок. Дискомфорт чаще всего ощущается во время езды, когда лодка идет по волне, и жесткое сидение отдает каждый удар воды о борт. Для того, чтобы избежать дискомфорта, можно использовать один из двух вариантов усовершенствования вашего сидения.

Во-первых, для увеличения комфортности используются специальные накладки на сидения. Они могут быть как простыми мягкими, так и со специальными отсеками для дополнительных снастей. Очень удобно, можно положить с собой в лодку и термос с чаем, и бутылку воды, и быть уверенным, что все это не будет кататься по дну лодки.

Помимо варианта с накладкой, можно использовать специальные вращающиеся кресла. Устанавливаются они достаточно просто. Для этого берем специальный кронштейн, который благодаря металлическим направляющим, без труда стягивается на сидении.

Что интересно, внутри такого кронштейна есть подшипник, позволяющий беспрепятственно вращаться конструкции вокруг оси.

И сверху на него уже монтируется само кресло.

Выбранное для демонстрации сидение снабжено складывающейся спинкой из пластика с мягкими вставками из высококачественного винила. Главное преимущество – оно может быть установлено на большинство моделей ПВХ лодок.

Константин Кожушко, руководитель рыболовного магазина «СибЛодки»:

– Благодаря личному опыту использования подобной конструкции советую всем рыболовам монтировать такой механизм не на одно сидение, а на два. Дело в том, что установленное кресло при простом облакачивании на спинку, может опрокинуться. Ширины крепления одной лавки за ликтрос мало, чтобы удерживать рыбака, а вот двух лавок – достаточно.

Самодельный съемный держатель

Крепление датчика эхолота своими руками выполнить просто. При этом кронштейн может быть съемным. Это один из лучших вариантов крепления для ПВХ-лодок и плавательных средств с жестким каркасом. Такой кронштейн позволит регулировать положение датчика.

Чтобы изготовить представленную конструкцию самостоятельно, необходимо подготовить ряд материалов. Представленный кронштейн изготавливают из металлической трубы. Потребуется металлопластиковая труба. Она должна иметь диаметр около 1,5 см, а длину – 1 м. Металлическая труба должна иметь диаметр 1,6 см. В нее будет помещен пластиковый шланг.

Также следует подготовить 2 хомута, струбцину, шплинт. При монтаже понадобятся резиновые прокладки. Эти элементы нарезают из велосипедной камеры. Также следует приобрести болты М4 и гайки. Их потребуется 4 шт.

Как установить датчик эхолота внутри корпуса

Если эхолот устанавливается в ПВХ-лодку, можно взять модель, которая работает через материал лодки. Корпус ПВХ-лодки обычно представляет собой сендвич — слой ПВХ, пористая прокладка и ещё один слой ПВХ. Для установки датчика два верхних слоя аккуратно снимают и датчик устанавливают в получившуюся нишу, а свободное пространство заполняют эпоксидкой. Есть вариант при такой установке сделать датчик съёмным — перед эпоксидкой завернуть его в пищевую плёнку. А плёнку снаружи смазать вазелином или любой другой жирной смазкой. После заливки и отвердения эпоксидки можно спокойно вынуть датчик, протереть сформированный смолой ложемент и вставить датчик на место. Главное при всей этой операции — не делать плёнку очень толстой, два-три слоя вполне достаточно. Иначе воздушный зазор между ложементом и датчиком будет искажать показания.

Требования к месту установки датчика ровно те же самые — минимум завихряющих поток элементов перед местом установки. Поток должен быть спокойным и гладким.

Плавающий трансдьюсер

Крепление датчика эхолота на лодку ПВХ или из резины, у которой нет транца, может быть выполнено при помощи представленного далее метода. Такую конструкцию применяют преимущественно на водоемах без течения.

Чтобы создать плавающую конструкцию для датчика, потребуется прикрепить к скамейке корпус эхолота. В подобных конструкциях плавательных средств обязательно предусмотрено наличие сидений.

Датчик нужно прикрепить к пластиковой бутылке. Провод будет проходить вдоль ее горлышка. Монтаж можно выполнить при помощи скотча или изоленты. Полученную конструкцию можно спустить на воду.

Провод эхолота достаточно прочный. Поэтому дополнительное его усиление не требуется. Если потребует датчик заглубить, в бутылку набирают воду. От ее количества зависит уровень погружения датчика. Это простая, но эффективная конструкция.

Держатели спиннингов в ПВХ лодку

Крепление датчика эхолота своими руками выполнить просто. При этом кронштейн может быть съемным. Это один из лучших вариантов крепления для ПВХ-лодок и плавательных средств с жестким каркасом. Такой кронштейн позволит регулировать положение датчика.

Чтобы изготовить представленную конструкцию самостоятельно, необходимо подготовить ряд материалов. Представленный кронштейн изготавливают из металлической трубы. Потребуется металлопластиковая труба. Она должна иметь диаметр около 1,5 см, а длину – 1 м. Металлическая труба должна иметь диаметр 1,6 см. В нее будет помещен пластиковый шланг.

Если вы постоянно выходите на водоем на одной и той же посудине, то можно крепление датчика эхолота сделать постоянным, просто приклеив его в нужном месте конструкции плавательного средства. Этот вариант возможен как для ПВХ лодки, так и для стеклопластиковой. Вклейка ведется при помощи эпоксидного клея, он после схватывания обеспечивает надежное и прочное соединение.

Для деревянной лодки можно предусмотреть монтаж трансдьюсера на болтах или шурупах, дополнительно прогрунтовав и прокрасив место крепления. В качестве красящего состава можно использовать битумную мастику или яхтный лак.

В том случае, когда вы рыбачите на спокойном водоеме без течения и в вашем распоряжении весельная резиновая или ПВХ лодка, у которой даже транец отсутствует, можно использовать плавающее расположение трансдьюсера. Вот последовательность изготовления такого монтажа:

  1. К скамейке, а она у весельных лодок имеется, крепим корпус эхолота. Можно крепить непосредственно на скамейку, а можно предусмотреть какой-либо кронштейн.
  2. Трансдьюсер крепим скотчем или изоляционной лентой к середине пластиковой полулитровой бутылки, а провод датчика — к ее горлышку.
  3. Опускаем бутылку с трансдьюсером в воду на проводе (он достаточно крепок и в дополнительной фиксации не нуждается).
  4. Для регулировки глубины погружения можно использовать воду, наливая ее в достаточном количестве в бутылку.

Дешево и сердито!

Для изготовления держателя трансдьюсера понадобится:

  • металлопластиковая труба длиной в один метр и диаметром в 15 мм;
  • металлическая трубка внутренним диаметром в 16 мм, чтобы пластиковая труба вошла внутрь;
  • два хомута;
  • струбцина;
  • резиновые прокладки, их можно нарезать из велосипедной камеры или чего-то подобного;
  • болты М4 с шайбами и гайками – 4 шт;
  • шплинт.

Последовательность изготовления крепления своими руками:

  1. Прикрепляем к струбцине отрезок металлической трубы длиной в 40 сантиметров при помощи двух хомутов и резиновой прокладки.
  2. Вовнутрь металлической трубы вставляем метало пластиковую.
  3. Нижний конец металлопластика расплющиваем.
  4. Делаем в расплюснутом конце два отверстия под крепления датчика.
  5. Крепим двумя болтами трансдьюсер, используя шайбы. Желательно использовать контргайки или граверы для предотвращения раскручивания от вибрации.
  6. Для фиксации трансдьюсера на нужной высоте в пластиковой трубке делаем несколько отверстий под шплинт.
  7. Фиксируем конструкцию при помощи струбцины на транце лодки.
  8. Опускаем трансдьюсер на нужную глубину и фиксируем ее шплинтом.
  9. К верхней части металлопластика крепим корпус эхолота.
  10. Фиксируем провод к трубке изолентой или хомутиками.

Каждый рыбак во время рыбалки с ПВХ лодки постоянно терзает себя мыслью о том, где и как безопасно перевозить спиннинги во время езды.

Поэтому выбранная модель держателя решит проблему по расположению нескольких удилищ сразу и сэкономит место в лодке.

Одним из самых популярных вариантов такого навесного оборудования в Новосибирске являются универсальные держатели для спиннинга, изготовленные из дерева, с металлическими трубками. Такие держатели обладают рядом преимуществ.

Совместимость. Большинство рукояток современных спиннингов без проблем уместится в «стакане» держателя.

Прочность фиксирования. Спиннинг в заданном положении не выпадет из «стакана».

Универсальность. Подходит для разных моделей лодок, легкое перемещение в другое место на ней.

Монтаж. Быстр и легок.

Полевые испытания держателя для спиннинга на предмет перекоса конструкции и вылетания снастей при волне.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий