Виды и применение
Умение вязать морской узел высоко ценилось во времена, когда в ходу были парусники. Для классификации распространена английская терминология. Она основана на особенностях крепежа, выделяют 3 группы:
- Knot ‒ создается переплетением коренного с ходовым концом веревки с характерным утолщением.
- Hitch ‒ служит для закрепления на опоре, которую обматывают ходовым концом.
- Bend ‒ нужен для сцепления отдельных концов разных веревок.
Крепкие морские узлы, предназначенные для связывания парусов, такелажных снастей, сейчас применяются в рыболовстве. Это самый надежный способ закрепить порвавшуюся леску, привязать крючок или грузило.
Разновидность морских узлов
Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).
Среди них чаще всего используются:
- Восьмеркой;
- Бабочка или пчелка;
- Беседочный;
- Прямой или простой штык;
- Якорный.
Кроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:
- Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
- Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
- Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
- Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
- Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.
Прямой
Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.
Рифовый
Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках. В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).
Восьмерка
Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:
- Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
- Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
- Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
Просто поддается развязыванию.
Рисунок 6. Морской узел восьмерка
Плоский узел
Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.
При наличии четырех точек пересечения, он:
- Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
- Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.
Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).
Простой штык
Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.
Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):
- Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
- Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.
Рисунок 8. Морской узел простой штык
Шкотовый узел
Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.
Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):
- Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
- Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
В завершении — протяните тонкую часть под петлей.
Рисунок 9. Шкотовый морской узел
Калмыцкий
Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.
Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):
- Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
- Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.
Рисунок 10. Калмыцкий морской узел
Беседочный узел
Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.
Морской узел может спасти жизнь
Однажды в море случилось несчастье
Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть
Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.
Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.
Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.
Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.
Булинь
Этот узел также называется беседочным – по названию небольшой деревянной платформы-скамейки, на которую усаживался матрос, чтобы, например, покрасить борт судна или очистить его от ракушек.
Нет ничего сложного в том, как вязать булинь. Тем более, что и сфера его применения чрезвычайно широка. Он наверняка пригодится не только альпинистам или рыбакам, но и простому человеку в быту, ведь неспроста булинь зовется королем всех узлов.
Чтобы его завязать, нужно сначала образовать скрещенную закрытую петлю на первой веревке, через эту петлю продевается конец второй веревки, заводится за свободный конец первой и засовывается в ее петлю. Знатоки при этом советуют запоминать так, как учили еще на старинных судах: трусливый заяц в норе (образование петли), трусливый заяц вылез из норы (вытягивается свободный конец второй веревки через петлю первой), трусливый заяц обежал дерево (конец второй веревки заводится за конец первой), трусливый заяц снова спрятался в норе (продевание конца второй веревки в петлю первой).
Вязание регулируемой петли «Парсел-Прусик»
С помощью прусика можно связать регулируемую петлю, называемую Парсел-Прусик.
Такая петля удобна для образования педали для ноги при веревочных работах, а также для спасательных работ при использовании носилок, так как легко и быстро позволяет подобрать нужную длину этой самой петли, что очень удобно и практично.
Также петля Парсел-Прусик хорошо себя зарекомендовала в качестве петли для страховки: в момент срыва узел Прусика в ее составе затягивается не мгновенно, успевая немного протравить репшнур, тем самым удлиняя время полной остановки, а значит и уменьшая пиковую нагрузку при срыве.
На картинке показана такая петля:
Для того, чтобы связать петлю Парсел-Прусик нужно:
- Сделать петлю из репшнура, как это было описано ранее.
- Сложить петлю вдвое и связать узел прусика в три оборота.
- В образовавшуюся петлю вставить другой конец петли — получается петля Парсел-Прусик.
Важно, чтобы узел, которым был связан в петлю репшнур, оставался снаружи петли, но не на самом ее краю, поскольку продетый в петлю карабин не должен с ним соприкасаться. В противном случае, прочность репшнура может быть ослаблена воздействием карабина на и без того находящиеся под избыточным сдавливанием и растяжением волокна внутри узла
Да и нагрузка при соскальзывании узла с карабина может распределяться неравномерно между двумя ветвями петли за счет укорачивания одной из них и удлинения другой.
Петля Парсел-Прусик регулируется смещением прусика по сдвоенной веревке этого же самого репшнура. При нагрузке на саму петлю она держит свой размер и не удлиняется.
Основные ошибки
При вязании этого узла могут быть допущены ошибки. Разберем основные из них.
Ошибка №1. При вязании двух полуштыков на коренном конце веревке получается коровий узел вместо выбленочного (другое название — «стремя»).
Это ошибка: при значительном натяжении веревки может произойти сильное затягивание узла, а значит возникнут дополнительные сложности при его развязывании.
Ошибка №2. При вязании вместо максимально рекомендуемых трех полуштыков вяжется четыре и более. На фото показана такая ошибка:
Это ошибка, так как вязание более трех полуштыков не повышает надежности крепежа, а лишь увеличивает время на его завязывание и развязывание.
Ошибка №3. На конце простого штыка не вяжется контрольный узел, а ходовой конец веревки не фиксируется на коренном рекомендуемым ранее способом.
Это ошибка, ведь без «контрольки» или фиксации ходового конца веревки крепеж при переменных нагрузках все же может развязаться.
Прусик для натягивания навесной переправы
Узел Прусика нашел применение для натягивания навесной переправы над рекой или оврагом.
В этом случае применяется система полиспаст, позволяющая в достаточной мере натянуть веревку, уменьшая ее провисание в центральной части. Сам прусик используется для того, чтобы зафиксировать веревку в натянутом состоянии в момент, когда требуется изменить положение карабинов для дальнейшего натяжения.
Также прусик на веревочной переправе может использоваться в своей нормальной ипостаси — как способ страховки.
Однако, используя узел Прусика вместо других устройств для натяжения веревки, следует помнить, что иногда он может протравливать веревку, оплавляясь и сильно прилипая к ней, а в некоторых случаях и вовсе не выдерживает чрезмерных нагрузок и рвется.
Основные морские узлы и их применение
Прежде, чем вставать к штурвалу и работать с парусами, нужно учиться вязать морские узлы. С этого начинается практическое обучение яхтингу. На борту любая мелочь имеет значение. Даже то, как вы складываете моток веревки в бухту и вешаете на просушку.
Есть два основных термина, которые следует запомнить, чтобы вы могли следовать инструкциям.
Коренной конец — это та часть веревки, которая остается неподвижной.
Ходовой конец — часть веревки, которая остается свободной и активно используется в работе.
Необычные морские узлы с названиями «кошачьи лапки», «воровской», «змеиный», «баранья нога», «крабья петля», «мартышкина цепочка», «пьяный», «устричный» вызывают огромное любопытство. Подробнее о них можно почитать, например, в книге Льва Скрябина «Морские узлы». Новичкам парусного спорта для начала достаточно знать, какие основные морские узлы используются чаще всего.
Восьмерка
Классика. Название отражает форму. Этот морской узел можно без усилий завязать, даже если веревка намокла. На парусной яхте узел «восьмерка» обычно используется как стопор и крепление. Используя «восьмерку», можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, натянуть струны гитары или сделать собачий поводок более удобным.
Как завязать морской узел «восьмёрка»:
- Создать петлю. Для этого обнести ходовой конец вокруг коренного, а затем вытащить конец сверху.
- Ходовой конец завести за себя и продеть в петлю.
- Затянуть.
Разновидность морских узлов
Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).
Среди них чаще всего используются:
- Восьмеркой;
- Бабочка или пчелка;
- Беседочный;
- Прямой или простой штык;
- Якорный.
Рисунок 3. Примеры разных морских узловКроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:
- Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
- Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
- Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
- Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
- Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.
Прямой
Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.
Рисунок 4. Прямой морской узел
Рифовый
Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках. В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).
Рисунок 5. Рифовый морской узел
Восьмерка
Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:
- Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
- Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
- Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
- Просто поддается развязыванию.
Рисунок 6. Морской узел восьмерка
Плоский узел
Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.
При наличии четырех точек пересечения, он:
- Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
- Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.
Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).
Рисунок 7. Плоский морской узел
Простой штык
Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.
Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):
- Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
- Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
- Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.
Рисунок 8. Морской узел простой штык
Шкотовый узел
Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.
Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):
- Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
- Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
- В завершении — протяните тонкую часть под петлей.
Рисунок 9. Шкотовый морской узел
Калмыцкий
Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.
Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):
- Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
- Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
- Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.
Рисунок 10. Калмыцкий морской узел
Беседочный узел
Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.
Рисунок 11. Беседочный морской узел
Маркировка веревки
В альпинизме используются специальные веревки высокой прочности, изготовленные из полиамида. Иногда материалом для альпинистского троса служит полиэстер или кевлар, но такие веревки хуже держат узел.
Для изготовления альпинистских веревок применяется полиамид
На сегодняшний день в продаже встречаются крученые и плетеные веревки. Каждая имеет свои преимущества. Так, крученые прочнее, обладают лучшими динамическими свойствами. Зато плетеные долговечнее, надежнее защищены от механических повреждений.
По способу применения, различают следующие виды веревок:
- динамические;
- статические;
- вспомогательные.
Основные типы веревок
Динамические предназначены для обеспечения страховки, а их главная особенность – это способность к амортизации удара при срыве альпиниста во время прохождения маршрута. Бывают одинарные, двойные и полуверевки.
Одинарные нужны для несложных спортивных восхождений и выпускаются диаметром от 9 до 12 мм. Полуверевка имеет толщину 9 и 10 мм, но при использовании она обязательно должна быть сдвоена.
Статические тросы активно используются во время спасательных работ, в промышленном альпинизме и спелеологии. Делятся на 2 вида:
- тип А применяют для высотных работ;
- тип В выдерживает меньший вес и подходит только для легких спусков.
Маркировка веревки для альпинизма
Вспомогательные веревки не способны выдержать значительную нагрузку, поэтому их используют для других целей. Альпинистские веревки не предназначены для долгосрочного использования, но при правильной эксплуатации и хранении срок службы составит около 2 лет.
Разновидности
Из узлов, которые не затягиваются, именно полуштык является наиболее простым в исполнении. Делают его так им образом: вокруг опоры обносят ходовой конец, затем его же оплетают вокруг коренного конца каната, в итоге ходовой конец нужно пропустить в петлю, которая только что образовалась. Завершают работу страховочным узлом, который вяжут ходовым концом.
Этот простой в исполнении узел способен выдержать сильную тягу. Он может переместиться к опоре, но никогда не затянется.
Этот узел получают, объединяя два полуштыка. В этом варианте число полуштыков не должно превышать 3 – этого будет достаточно, к тому же от большего их количества прочность узла выше не станет.
В данном случае использование страховочного узла является обязательным. Узлы «штык» считаются очень надежными. Они применяются, когда веревку нужно закрепить на опоре для сильной тяги (буксировка автомобиля или наведение навесной переправы).
Главным отличием этого узла от предыдущего является наличие второго шлага вокруг опоры. Наличие второго шлага сделает узел более надежным. В данном варианте также необходимо применение страховочного узла.
Якорный узел (рыбацкий штык)
Именно этот узел моряки называют самым надежным при креплении якоря к канату. Данный вариант схож с узлом «штык со шлагом», однако имеется одно существенное отличие. Веревку в “рыбацком штыке” протягивают также через второй дополнительный шлаг, который обхватывает опору. Даже при сильной тяге морской узел «штык рыбацкий» не стягивается и держит очень крепко.
Это интересно: Как высушить резиновые сапоги в походе
Такое название получил неправильный (перевернутый) “штык”. Зачастую его применяют именно туристы.
Назначение узлов в альпинизме
Изначально большинство альпинистских узлов использовались в мореходстве. Поэтому они носят специфические морские названия.
Основные разновидности:
- петлевые;
- специальные;
- связывающие;
- схватывающие.
Петлевые (булинь, восьмерка, двойной булинь и проводник) применяются для закрепления страховки альпиниста. В результате получаются незатягивающиеся петли, способные выдержать большую нагрузку.
Специальные (вспомогательные) – это узел УИАА, гарда, стремя и др. С их помощью можно поднимать грузы или обеспечить безопасный спуск пострадавшего. Их нередко используют при организации переправы, для оборудования перил.
К связывающим относятся узлы для связки тросов, лент, канатов и веревок разной толщины. Схватывающий узел удерживает страховочный трос и предотвращает возможное падение альпиниста. Вяжут его из тонкого шнура диаметром 6 мм и длиной около 30 см.
Узлы для обвязки и петель
Использование петлевых узлов необходимо при сооружении страховки, для обвязывания альпиниста. В результате получаются крепкие незатягивающиеся петли.
Булинь
Нередко его называют «королем узлов» за надежность и простоту исполнения.
Порядок действий:
- Из веревки сделать петлю и накинуть на опору, вокруг которой будет вязаться узел.
- Конец троса продеть в петлю снизу вверх, обернуть его вокруг верхней части и еще раз просунуть в петлю, но уже сверху вниз.
- В результате получится две петельки разного диаметра.
- Узел аккуратно стянуть, а свободный конец веревки можно использовать для регулирования размера полученной петли.
Узел булинь используют для привязывания к основной веревке
Двойной булинь
Это крепление используется во время спасательных работ на большой высоте, для безопасной транспортировки человека. Из веревки нужно сформировать две петли, большую и поменьше. Петлей большего диаметра обвязывают человека за талию, а меньшую петлю проводят в области подмышек.
Двойной булинь используют для связывания страховочной системы как особо надежный
Рабочий конец троса обвести вокруг тела, но в обратном направлении, чтобы получилась вторая петелька. Опять, используя обратное направление, рабочую веревку пропускают вдоль тела и затягивают получившийся двойной узел.
Узел проводник
Сложить веревку так, чтобы получилась петля нужного размера. Верхнюю часть обернуть вокруг основной петли на 180 градусов, пропустить через нее и затянуть.
Такой прочный узелок повсеместно используется в бытовых целях, его легко связать даже одной рукой.
Узел проводник отличается простотой вязки
Узел восьмерка
Выполнить его очень просто, достаточно сформировать на конце веревки петлю, диаметром около 10 см. Пропустить в эту петлю оставшийся конец троса, дважды ее обвить и затянуть. В итоге получается соединение, напоминающее цифру восемь.
Пошаговая инструкция вязания узла восьмерка
Основные морские узлы
Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.
Как завязать беседочный узел:1) создать с верха вниз петлю;2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;4) туго затянуть.Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.
Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса. Как завязать узел восьмёрка:1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;3) крепко затянуть.
Прямой узел – один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение – связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать. Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.
Простой полуштык и его более сложные вариации
Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.
Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.
Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.
Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.
Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства
Как вязать простой штык
Рассмотрим ситуацию, когда завязать простой штык необходимо на вертикально стоящей опоре.
Этот способ завязывания будет выглядеть так:
- Ходовой конец веревки заводится за опору слева направо.
- Ходовой конец перебрасывается, через коренной и заводится снизу в образовавшуюся петлю — получается так называемый полуштык.
- Ходовой конец отводится вправо, его середина берется в правую руку, а конец снова ведется влево, перебрасывается через коренной и просовывается снизу в новую петлю, образовывая второй полуштык, а вместе с тем формируя прямой узел «простой штык».
- Для надежности можно сформировать третий полуштык, но обычно двух полуштыков вполне хватает.
- Ходовой конец привязывается к коренному контрольным узлом. Теперь можно смело говорить о том, что веревка правильно и надежно закреплена к опоре.
Вместо контрольного узла иногда ходовой конец веревки привязывают к коренному концу веревкой меньшего диаметра. В этом случае полуштыки, формирующие простой штык, вообще не затягиваются — и крепеж без особых проблем развязывается даже после сильных нагрузок. Пример такого крепежа показан на фото ниже:
Этим часто пользуются моряки, когда крепят к опоре трос, однако в туризме я не встречал такого варианта: обычно вязание узла заканчивается формированием контрольного узла ходовым концом веревки.
Иногда, когда запас веревки большой, и поэтому неудобно вязать штык всей бухтой, этот узел вяжут сдвоенным концом. То есть свободный конец веревки в удобном месте складывают вдвое и вяжут простой штык так, как если бы вместо сдвоенного конца был одинарный.
Мокрый полуштык
Самозатягивающийся узел – самый оригинальный из примитивных узлов. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга – тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает.
Предлагаем ознакомиться: Узлы туристические с названиями. Схемы, назначение, как вязать, основные и для детей || Как вязать академический узел
Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса
Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса.
Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.
Развязывающийся самозатягивающийся узел – если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан.
Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец.
Коечный штык
Данный вариант предпочитали завязывать для подвешивания коек на кораблях, благодаря чему он и получил свое название.
Отличие в вязке этого узла от простого варианта сводится к тому, что вместо начального простого узла вокруг опоры вяжется восьмерка.
Возможно, у этого варианта и есть какие-то преимущества перед простым штыком, раз он пользовался большой популярностью среди моряков на протяжении долгого времени, но лично я, применяя этот крепеж на практике, таковых не обнаружил. Нашел разве что недостатки, связанные в первую очередь с более сложным и продолжительным вязанием коечного штыка.
Якорный узел: как вязать?
Чтобы избежать непонимания у читателей, далее будет представлена пошаговая инструкция без применения морской терминологии:
- Вокруг предмета дважды обернуть трос. Второй обнос делать без затяга, иначе под него не пройдёт верёвка.
- Ходовой конец каната опустить поверх неподвижного, провести под свободно лежащей петлёй, слегка затянуть.
- Оставшийся отрезок обернуть вокруг основной части троса. Просунуть его в получившуюся петлю.
- Свободный конец закрепить с неподвижным при помощи стяжки или проволоки для дополнительной безопасности.
Это интересно: Первая медицинская помощь при охлаждении организма и отморожении
Как ранее было сказано, якорный узел крайне схож с другим, название которого – простой штык со шлагом. Люди, не связанные с судоходной сферой, обычно часто их путают. И это неудивительно. Однако стоит помнить: при выполнении серьёзных работ данный узел подходит намного лучше.
Дополнительные полуштыки (действия, описанные во 2 и 3 пункте) делают его более безопасным. И если бы тот узел, с которым путают якорный, в действительности использовался для крепления каких-либо частей судна, он быстро получил бы новые модификации. Иначе ему нельзя было доверить тросы с сильной тягой.
Страховка прусиком
Узел Прусика уже много лет используется в советской школе альпинизма в качестве страховки при спусках по веревке. В подобных работах, к которым относится и подъем на прусиках, вяжется прусик с тремя витками, так как прусик с меньшим количеством витков с большой вероятностью будет проскальзывать по основной веревке.
Он вяжется выше спускового устройства и призван удержать человека, если тот выпустит из рук веревку, входящую в спусковое устройство. В этом случае узел затягивается на основной веревке и не дает человеку упасть.
Однако существует немалая вероятность того, что за счет хватательного рефлекса во время падения человек зажмет в руке прусик, а значит узел не сработает — и произойдет неконтролируемое падение. Дело в том, что узел Прусика может «схватить» веревку только тогда, когда нагрузка прикладывается к концам репшнура, выходящим из узла; если же прусик до натяжения зажать в руке, то узел не сработает.
Некоторые считают, что, если не использовать при спуске перчатки, то за счет ожога руки пальцы разжимаются, отпуская узел Прусика — и тот успевает сработать, пока еще человек не набрал критическую скорость падения, при которой узел, если и сработает, то репшнур оплавится и порвется. Но не стоит забывать, что в критической ситуации чувствительность значительно меняется, а значит пальцы могут сразу не разжаться, несмотря на ожог, — и человек, таки, упадет с высоты.
Мне известно два способа, которые позволяют уменьшить вероятность падения при использовании прусика. Коротко рассмотрим оба.
В первом способе длина петли, которой вяжется прусик, делается такой, чтобы прусик располагался на высоте локтя поднятой вверх руки. Свободная рука берется за основную веревку чуть выше прусика и при спуске толкает его вниз основанием кулака. Во время срыва рука инстинктивно зажимается не на прусике, а на веревке, выпрямляется в локте, а прусик в этот момент затягивается и схватывает веревку, предотвращая падение.
Кстати, длина петли прусика в любом случае не должна быть очень большой, поскольку в момент срыва, даже если прусик сработал, может возникнуть ситуация зависания, когда человек не будет в состоянии дотянуться до прусика рукой, чтобы ослабить его и продолжить спуск.
Во втором способе в кулаке свободной руки зажимаются концы петли, которой завязан прусик, а указательный и средний пальцы располагаются крайними фалангами на самом прусике. Таким образом, во время срыва пальцы соскальзывают с узла, и кулак зажимает два конца петли прусика — узел срабатывает.
Существуют и другие варианты хвата для ведения прусика по основной веревке, но я рассказал только про те, которые показались мне наиболее удобными и которыми я пользуюсь сам.
Мокрый полуштык
Часто бывает так, что развязать намокшую веревку становится непосильной задачей, потому их приходится в прямом смысле рубить. Чтобы избежать этого моряки придумали мокрый полуштык (Рисунок 7). Плюс этого варианта − он выдерживает сильнейшую тягу и рывки, но при этом легко развязывается даже намокнув.
Рисунок 7. Схема узла «мокрый полуштык»
Как вяжется
- Ходовым концом сделать полуштык кругом опоры.
- Ходовой провести с другой стороны опоры и сделать еще полуштык в направлении, противоположном первому.
- Ходовым сформировать небольшое «ушко» и, обведя его снизу вокруг корневого, завести между канатами первого и второго шлага.
- Затянуть узел.
Простой полуштык
Является основой этого «семейства», но может применяться и самостоятельно. Начало своей истории простой полуштык берёт в Европе примерно 100 лет назад. Данный узел является самым простым из незатягивающихся, а следовательно — легко развязывающимся (когда это Вам нужно, конечно). Зачастую он служит завержающим элементом многих узлов в морском деле, то есть для страховки основного узла.
Как правильно вязать простой полуштык
Веревка охватывает опору, далее обводится кругом корневого конца троса, ходовой продевается в образовавшуюся петлю. Далее укрепляем свободный хвост бечевкой или любым контрольным узлом (Рисунок 2).
Рисунок 2. Схема вязания узла «простой полуштык»
Данный тип может применяться также для соединения двух канатов.