Какую мощность должен иметь мотор надувной лодки ПВХ?
Мощность приводного агрегата является одним из наиболее важных параметров. Величина мощности зависит от:
- размеров шлюпки;
- конструкции лодки;
- количества пассажиров.
Одним из наиболее важных параметров является мощность приводного агрегата
Для одноместной резиновой лодки
Одноместное плавательное средство можно укомплектовать 5-сильным мотором, отличительными чертами которого являются бесшумность и экономичность. Если конструкция лодки позволяет, можно установить более мощный мотор, позволяющий преодолевать сильный ветер или волнение с одним пассажиром на борту и дополнительным снаряжением.
Для двухместной лодки ПВХ
Мотор для двухместной резиновой лодки, которая имеет длину 6-7 м, может иметь мощность 10-12 лошадиных сил. Дополнительный запас мощности позволит взять на борт емкость с горючим, необходимое снаряжение и быстро вывести плавательное средство с двумя пассажирами в режим глиссирования.
Как выбрать лодочный мотор на 5 л. с?
На российском рынке в последнее время ценятся моторы японских и китайских производителей. Они надежны, удобны и имеют гарантию качества.
Выбирая тот или иной мотор, необходимо определить несколько деталей:
- Весовую категорию (тяжелый или легкий);
- Условия обслуживания;
- Уровень вибрации и шума;
- Количество потребляемого топлива;
- Условия транспортировки;
- Двухтактный или четырехтактный.
Отметим! Для разносторонней рыбалки с семьей или несколькими людьми необходим четырехтактный вариант. Он более долговечен и надежен, отлично показывает себя на любых водоемах. Немаловажная деталь при выборе – это страна сборки. Именно от нее зависит срок службы приобретаемого товара. Более всего ценятся такие страны: США; Япония и Корея.
Лучшие двухтактные лодочные моторы на 5 л.с.
Такие устройства характеризуются небольшой мощностью и очень востребованы среди любителей в области охоты или рыбалки. Их легко эксплуатировать, они обладают небольшой массой, что позволяет их транспортировать без посторонней помощи. Кроме того, 2-тактные модели экономно потребляют топливо, и их цена оказывается доступной для многих.
YAMAHA 5CMH
Одноцилиндровое устройство, которое легко заводится и быстро набирает нужную скорость. Модель очень популярная на рынке, пользуется колоссальным спросом и ее можно считать самой надежной в условиях сложного климата.
Плюсы:
- Небольшое потребление бензина.
- Отменная динамика и приемистость.
- Бензиновый бак на 2,8 л.
- Есть возможность использовать выносной бак для топлива на 12 л.
- Очень качественный винт на 3 лопасти.
- Наличие передней, задней и нейтральной передачи.
- Задним ходом можно ехать без разворота.
- Стабильность работы независимо от скорости.
- Для управления используется надежный румпель.
- Ручной запуск, что приводит в действие агрегат с половины оборота.
- Высокое качество сборки.
- Высокая степень надежности, что позволяет использовать модель на дальние расстояния.
Основной недостаток заключается в высокой стоимости изделия.
TOHATSU M 5B DS
Одноцилиндровая модель от популярного производителя, с небольшим весом, размерами и хорошей экономией топлива. Отлично подойдет для любителей хождения по широким рекам. Невзирая на небольшие размеры, аппарат мощностью 5 л.с. с внутренним баком для бензина на 2 литра. Если нужны дальние заплывы, можно установить внешний бак на 12,5 литров. Средний расход горючего составляет 1,8 лчас.
Коробка передач на 3 ступени, имеется умная система защиты от пуска при включенной передачи, которая помогает повысить степень безопасности для самого агрегата и людей в лодке. Еще производители добавили страховочный торос, при помощи которого можно выполнять аварийную остановку аппаратуры. Уникальных параметров у техники нет, мастера могут самостоятельно сделать ремонт и нужное обслуживание. Можно считать, что это лучший лодочный мотор в своем классе.
Плюсы:
- Экономичное потребление топлива.
- Вмонтированный бак.
- Коробка передач со ступенями.
- Усовершенствованный карбюратор.
- Электронное зажигание.
- Быстрый и простой пуск независимо от погодных условий.
- Подойдет даже для узких и мелких рек, поскольку есть 6 наклонных позиций.
- Прочный корпус из алюминия с защитой от коррозии.
- Отличное соотношение по стоимости и качеству.
Минусы:
- Нужно заливать только качественное горючее не ниже АИ-92.
- Во время пуска и прогрева возможна неравномерная работа ДВС.
MERCURY 5М
Данный вариант считается самым легким среди всех 2-тактных вариантов. Он пользуется большой популярностью среди потребителей, поскольку в нем реализованы самые новые достижения и решения.
Плюсы:
- Масса аппарата всего 20 кг.
- Ручной запуск, который отличается высокой надежностью.
- Для управления использует румпель.
- Вмонтированный бензобак на 2,5 л.
- Возможность подключения внешнего резервуара для топлива на 12 л.
- Фиксация двигателя при помощи транцевой струбцины.
- Выхлоп производится через винтовую ступицу, что сокращает степень шума.
- Надежная защита коробки передач при помощи амортизатора из резины.
- Быстрый набор скорости.
- Детали обладают антикоррозийным покрытием.
Основной минус в ручной подъеме дейдвуда.
Длина ноги
Подвесные моторы отличаются друг от друга также длиной вала и «ноги», внутри которой он проходит от мотора в верхней части двигателя до винта в нижней. Труба, в которой находится вал, называют «дейдвудной трубой». Из-за этого и всю «ногу» целиком называют также «дейдвуд».
Длина дейдвуда должна правильно соотноситься с высотой транца катера — расстоянием от верхней точки транца до киля.
Моторы с короткой «ногой» в основном предназначены для небольших лодок из ПВХ и RIB. Однако на них иногда ставят и двигатели с большим дейдвудом.
Если установить мотор слишком высоко, винт будет подвержен кавитации (начнёт захватывать пузырьки воздуха) и из-за этого — коррозии. К тому же при кавитации скорость лодки снижается, а обороты двигателя — растут. В результате мотор перегревается.
Не допускать кавитацию помогает антикавитационная плита над винтом.
Но при высокой установке мотора она не работает. Её место — на 5–25 мм ниже днища.
Устанавливать мотор слишком низко тоже не стоит. Из-за этого неоправданно возрастает сопротивление воды. Двигатель будет тратить лишнюю энергию на то, чтобы преодолеть возникшее трение, мощность будет теряться. Также из-за увеличенной осадки высок риск случайно повредить винт на мелководье.
Выделяют четыре типа дейдвудов. Но у каждого производителя они отличаются как по обозначению, так и по длине. Стоит также учитывать, что в зависимости от производителя вместо самого дейдвуда может указываться рекомендованная высота транца.
Параметры выбора лодочного мотора
Рекомендации производителя важный пункт при выборе, но и от личного предпочтения не стоит отказываться. Основные критерии выбора:
- Мощность.
- Тактность.
- Как запускается.
- Дейдвуд.
- Размеры.
При подборе ЛМ по лошадям думайте не только о необходимости регистрации, но и способе его использования. Одному или паре рыбаков хватит и 5 лошадок. А вот если предстоит дальнее плавание, многочасовые выходы, тогда уместно приобрести товары с большей тягой. Грязные водоемы требуют наличия стартера, это позволит исключить перегрев.
Тактность двигателя – это ценовая ниша, чистота планеты и тип горючки. Простые двухтактные модели работают на масляно-топливной смеси, что требует дополнительной подготовки для заправки. Кроме того, они выделяют в окружающую среду больше загрязняющих веществ. Там, где распределение происходит на 4 цикла, работают точнее, плавно и тихо. Для достижения такого эффекта приходится жертвовать компактностью. Существуют электромодели, для питания которых применяют автомобильный аккумулятор. Чистые, тихие, но недолговечные и быстро теряют свой лимит.
Запуск ЛМ может осуществляться вручную при помощи тросового стартера или с пульта электростартера. Комфорт пользователя будет повышать стоимость товарной единицы. Длина «ноги» «железного сердца», другими словами «дейдвуд» рассчитывается отдельно. Неправильная установка изделия может привести к его поломке
Поэтому важно определить расстояние от днища ТС до места установки силового элемента. Предлагают короткие, длинные и ультрадлинные ноги
В заключение важно сопоставить параметры мини корабля и покупаемого двигуна. Легкие экземпляры более мобильны и легко переносятся с места на место
Тяжелые варианты предпочтительно устанавливать стационарно.
Расчет оптимальной мощности
В инструкции по эксплуатации лодки ПВХ производитель указывает максимальную мощность двигателя. На практике этот показатель может быть меньше фактического, так как при полной загрузке и высокой волне повышается вероятность попадания воды вовнутрь.
Основой расчета служит максимальная загрузка – суммарная масса лодки, пассажиров и вещей. Затем определяется килеватость — степень погружения конструкции в воду. Для низкого значения расчетную массу нужно делить на 25, для высокого – на 30. Последний применяется для моделей из ПВХ.
Пример расчета по следующим вводным данным:
- масса лодки – 30 кг;
- вес двух человек – 140 кг;
- снаряжение – 30 кг;
- силовая установка – 25 кг.
Вычисления выполняются по такой формуле:
(30+140+30+25)/30 = 7,5 л.с.
Обязательно учитывается максимально допустимая нагрузка. Фактический суммарный вес не должен превышать этот показатель. На практике рекомендуется оставлять запас 10-15%. Для ровного хода — равномерное распределение снаряжения.
При отсутствии паспортных данных можно самостоятельно определить минимально допустимую силу двигателя. К критической массе нужно прибавить вес лодки, разделить на 30 и 4.
Не учитываются погодные условия – высота волн, направление ветра. Поэтому к этому значению рекомендуется прибавить 10% во избежание медленного хода лодки.
Характеристики двигателя
Традиционно предпочитают выбирать силовые агрегаты импортного производства. Качество отечественных продуктов оставляет желать лучшего, несмотря на доступную стоимость
Помимо бренда важно правильно подобрать мотор по параметрам. Это делается после расчета оптимальной мощности по вышеописанной методике
Основные параметры силовой установки:
- Тип – двух или четырехтактный. Первые характеризуются доступной стоимостью, вторые – стабильной работой.
- Номинальное значение мощности – до 2 л.с.
- Высота транца. Это часть силовой установки, примыкающая к корме. Средний показатель – 400 мм.
- Тип управления – румпель, дистанционное или комбинированное.
- Система запуска двигателя – ручная, электрическая или комбинированная.
- Масса – до 30 кг.
Тип используемого топлива — бензин. Средний расход — до 2 л на 100 км. Есть отдельная категория электрических моторов, но из-за большой массы и непродолжительности работы на одном заряде они не популярны.
Электромотор Minn Kota Endura C2
Лодочный электромотор Minn Kota Endura C2 – это троллинговый двигатель для малых и средних лодок. Двигатель управляется с помощью телескопического румпеля. Корпус двигателя и штанга снабжены системами защиты от ударных и других видов нагрузок. Кроме того, композитный вал агрегата обработан специальным материалом, который позволяет контролировать отсутствие на поверхности различного рода повреждений: трещин, коррозии, изломов.
Лодочным мотором Minn Kota Endura C2 просто и легко управлять: в узких протоках, на поворотах, при необходимом резком маневре – всюду движок демонстрирует отличную работу и маневренность. Мотор фиксируется на транце с помощью кронштейна с подшипниковым поворотным креплением. Мотор удобен для передвижения по болотистому водоему, озеру, богатой растительностью, мелководью.
Расход горючего четырехтактных лодочных моторов
Что касается расхода топлива лодочных моторов на 4 такта, оно также будет весьма экономичным. Хотя эта категория лодочных моторов считается наиболее современной и совершенной. Они являются куда более мощными, нежели двухтактные одноклассники. И в целом имеют перед ними ряд преимуществ, таких как, большая надежность, долговечность, намного лучшая экологичность этих двигателей. И, тем не менее, они также неизменно показывают хорошие данные относительно экономичности:
- у лодочных двигателей на 4 такта присутствует недостаточная величина так называемого максимального крутящего момента на его низких оборотах. Также здесь присутствует довольно запоздалая реакция на так называемый дроссель лодочного мотора;
- нужно отметить, что сегодня почти все бренды добавляют в свои лодочные моторы на 4 такта специальные компьютеры, которые позволяет сделать сразу несколько вещей. Во-первых, это компьютерная система так называемого управления детали под названием дроссель. А, во-вторых, это система переключения ваших передач посредством компьютерного оснащения. Эти системы существенно облегчают эксплуатацию лодочных моторов;
Расход топлива 2 и 4-тактных лодочных моторов
- также обеспечить наиболее эффективное использование вашего топлива позволяют несколько современных систем. Например, у моторов Меркури Верадо это электронная функция регулирования этапов распределения газа. У лодочных моторов бренда Хонда – это система управления клапанами посредством электроники, которая очень облегчает планирование расхода топлива и в целом жизнь водномоторника;
- Также нужно отметить, что сегодня видные компании оснащают лодочные моторы на 4 такта системами прямого впрыска, которые аналогичны той, которая используется в двухтактных лодочных двигателях. Это также очень практичные и удобные системы.
Компания Хонда разработала еще одну интересную систему. Это система подачи топлива, которая носит название LEANburn Сontrol. Данная опция позволяет лодочным мотором, в которые она внедрена, на автомате определять самый оптимальный состав топливно-воздушной смеси при любом видоизменении тяги.Именно таким образом и достигается экономия вашего топлива до 25 процентов.
Нужно отметить и отрицательную черту. Дело в том, что такое повсеместное компьютерное оснащение лодочных двигателей усложняет итак довольно трудное обслуживание лодочных двигателей в техническом плане.
Вопрос о потреблении горючего лодочным мотором относится к той категории, которые интересуют многих владельцев маломерных судов.
При приобретении такого двигателя, потенциальный покупатель чаще всего интересуется данными о его стоимости, скорости движения лодки и потреблении топлива.
И если вопрос стоимости решается в месте приобретения мотора, а скорость зависит от типа лодки и мощности мотора, то данные о расходе горючего получить значительно сложнее.
В отличие от автомобилей, для которых потребление топлива измеряется в литрах на 100 км пройденного пути, расход горючего лодочного мотора измеряется иначе.
Автомобиль разрабатывается под конкретный мотор и потребление горючего зависит только от сочетания “мотор-кузов”, которое неизменно на протяжении всего периода его эксплуатации.
Кроме того, большой вес автомобиля и солидная мощность двигателя, сводят к минимуму влияние погодных условий, веса пассажиров и багажа.
Что касается лодок, оснащенных двух- или четырехтактными силовыми установками, то они, при движении по водной поверхности, испытывают воздействие большого количества различных факторов.
Кроме типа и массы лодки, на которой закреплен мотор, существенно влияют на потребление горючего:
- Встречный или попутный ветер.
- Движение по течению или против него.
- Загруженность лодки.
- Режим движения – глиссирующий или водоизмещающий.
Общие сведения и конструкция Сравнение с аналогами
И наконец, отдельно отметим технологию пятислойной покраски корпуса, что создает дополнительную защиту от коррозии и придает мотору блеск и глянец, которые сохраняются надолго. Примеры часового и удельного потребления горючего лодочными силовыми установками различных торговых марок приведены во многих специализированных изданиях и на многочисленных сайтах компаний, реализующих этот вид продукции.
Лодочный мотор | Тип лодки и её длина | Скорость (км/ч) |
Honda 10 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 27,4 |
RIB – 3,1 м. | 24,5 | |
Надувная ПВХ – 3,5 м. | 31,8 | |
Yamaha 9.9 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 30,9 |
RIB – 3,1 м. | 26,7 | |
Надувная ПВХ – 3,5 м. | 32,5 | |
Mercury 9.9 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 31,5 |
RIB – 3,1 м. | 29,3 | |
Надувная ПВХ – 3,5 м. | 31,8 | |
Suzuki 9.9 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 28,7 |
RIB – 3,1 м. | 27,6 | |
Надувная ПВХ – 3,5 м. | 32,6 | |
Tohatsu 9.9 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 30,5 |
Надувная ПВХ – 3,5 м. | 32,4 | |
Lehr 9.9 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 25,0 |
Parsun 9.9 | Надувная ПВХ – 3,5 м. | 42,0 |
Parsun 9.8 | Надувная ПВХ – 3,5 м. | 27,1 |
Selva 9.9 | Надувная ПВХ – 3,4 м. | 32,0 |
Tohatsu 9.8 | RIB – 3,1 м. | 28,5 |
Надувная ПВХ – 3,85 м. | 34,0 | |
Надувная ПВХ – 3,2 м. | 25,0 | |
Sail 9.9 | Надувная ПВХ – 3,5 м. | 35,6 |
Как подобрать мощность мотора
Для начала предупредим, что в техпаспорте к лодке производитель указывает максимально допустимую мощность мотора, который можно установить. Нельзя устанавливать ПЛМ выше этого значения.
Для неспешного передвижения по воде подходят двигатели любой мощности, электрические или бензиновые. Поэтому рыбаки и охотники покупают ПЛМ мощностью от 2-3 до 5 л. с. Этого достаточно, чтобы заменить вёсла мотором, который обеспечит тихий ход судну с парой пассажиров на борту.
Любителям прокатиться «с ветерком» нужны двигатели высокой мощности. Особенно, если планируется выходить в режим глиссирования. Сколько конкретно лошадиных сил понадобится, зависит от типа и конструкции лодки, а также суммарного веса лодки с мотором, снаряжения и людей на борту.
Выход на глиссирование
В переводе с французского, glisseur — скольжение. Глиссирование — скоростное движение лодки, при котором корпус не раздвигает воду, а скользит по ее поверхности. Характерное проявление глиссера — задранный нос.
Есть простая формула, которая позволяет рассчитать мощность мотора для выхода на глиссер. Нужно посчитать массу лодки, вещей, пассажиров, и примерный вес ПЛМ. Для глиссирования должна соблюдаться пропорция: на каждые 110 кг груза требуется 5 л. с. мощности. Если эта пропорция выдерживается, выйти в режим глиссирования можно.
Но её соблюдение – не гарантия выхода судна в режим глиссера
Немаловажное условие — конструкция лодки, крепление мотора. Подробнее об этом читайте в нашей статье о выходе на глиссер
Какие моторные лодки нужно регистрировать
Если вы установите на свою лодку мотор мощнее 10 л. с., то по закону придётся регистрироваться в ГИМС и получать права на управление, регулярно проходить техосмотр.
Это ещё одна причина для рыбаков и охотников не покупать мощные моторы. А 8-10 л.с. чаще всего хватит, чтобы развить скорость в 10 км/ч, чего достаточно в большинстве случаев.
Регистрации не удастся избежать тем, кто хочет кататься на скорости. В том числе, любителям глиссирования, которым понадобится ПЛМ как минимум 15-20 л.с. Им помогут наши статьи о регистрации лодок в ГИМС и о получении прав.
Выберите правильный подвесной двигатель: 12 ключевых соображений от «Море лодок»
Двухтактный или четырехтактный?
2-тактный — ПЛМ такого типа более компактны, просты в обслуживании и перевозке, менее прихотливы к качеству топлива и имеют малый вес, что позволяет быстро демонтировать их с лодки. Низкая цена.
4-тактный — двигатель имеет более высокий ресурс работоспособности и надёжности, меньше загрязняет окружающую среду, тише работает по сравнению с двухтактным двигателем. Более высокая цена.
Бренд, производитель. НАШ — не НАШ.
Сегодня на рынке представлено огромное количество производителей ПЛМ, и поэтому, сделать выбор в пользу конкретной модели, зачастую очень сложно. Существует несколько стран производителей — это Япония, США, Китай, Россия. Споры про то, что «Suzuki» — надежнее, «Yamaha» — тише, «Honda» — технологичнее, имеют место быть, но это скорее дело вкуса. Главное, чтобы ПЛМ выполнял функциональные задачи, и конечно вам нравился.
Подсказка: Какой же из брендов взять?
Ответ: «Тот, чей сервис ближе всего к вам и наиболее доступен по цене».
Рассмотрим вес двигателя.
Для рыбаков и охотников, которые перемещаются на небольшие расстояния и обычно на надувных лодках, достаточно мотора и 5 л. с. А если лодка большая, и мотор более мощный? То тут стоит задуматься о его весе. Берегите спину.
Подумайте о безопасности.
Так как хищение моторов сейчас слишком распространено.
Допускает ли ваша лодка глиссирование?
Если ваша лодка не способна идти в режиме глиссирования, то тогда и мощный мотор не нужен. Можно ограничиться двигателем малой мощности, в зависимости от лодки и нагрузки. В водоизмещающем режиме дополнительная мощность ничего полезного не дает.
Дистанционное управление, нужно ли?
Необходимость его бесспорна, если ваш катер глиссирующий, и вы собираетесь ходить на большие расстояния, при достаточно больших скоростях. На корме, управляя лодкой, капитан не видит всей обстановки впереди. При переносе рулевого управления вперед, его обзор значительно увеличивается, что дает большую безопасность при движении. И электрозапуск на двигателе, большой плюс.
Возьмите рекомендацию от производителя вашего корабля.
Кто как не они, дадут лучший совет о хороших вариантах.
Если возможно, тест-драйв.
Договоритесь с продавцами, они могут помочь.
Если вы не можете позволить себе новый двигатель, подумайте о б/у вариантах.
К этому нужно относиться очень серьёзно. Не торопитесь, всё тщательно проверьте
Иногда ПЛМ продают потому, что срочно нужны деньги.
Если вы поклонник водных видов спорта, рассмотрите варианты мощных двигателей.
Тут формула проста, за скорость надо платить.
Рыбалка и туризм на мелких реках.
Если большую часть вашей рыбалки или туризма вы проводите рядом с домом и на мелких реках или озерах, то изучите рынок электромоторов.
Цена.
Важно также рассмотреть, не только цену мотора, но и эксплуатационные расходы.
Как поставить мотор к лодке
После выбора мотора его необходимо правильно установить на резиновую лодку с транцем. Как это сделать написано ниже.
1. Высота транца
- Высота транца напрямую влияет на двигатель, так как если высота больше положенного, то полезная работа мотора будет намного меньше, ведь часть винта будет на поверхности, и участвовать в работе не сможет.
- Если же высота оказалась ниже, то на винты оказываются под большим давлением воды, что в итоге уменьшает скорость винтов, и при большой мощности мотора может привести к перевороту лодки.
Днище судна и антикавитационная плита должны находиться строго параллельно, но ниже на 25–50 миллиметров. При уменьшении этого расстояния немного повышается скорость двигателя, но при этом подсос воздуха выше.
Двигатель должен быть ровно посередине транца, затем все надежно закрепить фиксаторами.
2. Угол наклона мотора
Угол наклона мотора напрямую влияет на работу двигателя и движения судна. Отрегулировать наклон можно с помощью перестановки специального штыря:
- Стоит помнить, что перестановку следует делать только при выключенном двигателе.
- Угол наклона варьируется от 5 до 15 градусов, и часто записано в документации лодки. Если же еще не куплена лодка, то лучше проконсультироваться со специалистом или продавцом.
- Регулировка зачастую осуществляется без шаблона, и проверяется только практикой, но с соблюдением установленного промежутка в 5-15 градусов.
3. Распределение груза
Смещение груза к корме и носу, дает абсолютно разные результаты, и рыбак с легкостью может подстроить вес груза в нужном ему месте.
Смещение груза к корме:
- Увеличивает ненамного скорость лодки.
- Нос лодки будет постоянно задевать мелкие волны.
- При сильном смещении груза, лодка начнет прыгать.
Смещение груза к носу:
- Обеспечивает плавный ход резиновой лодки.
- Повышает устойчивость лодки.
- Если будет перегруз, то лодку начнет водить в левую или правую сторону.
Электромотор Watersnake Tracer
Лодочный электромотор Watersnake Tracer FWT54TH 26 австралийской фирмы Jarvis Walke производится в Китае и рассчитан надувные лодки, RIB-лодки, пластиковые или алюминиевые лодки и катера массой до 1100 кг.
Электрический двигатель имеет пять передних и две задние скорости. Двигатель устанавливается на транец и фиксируется винтами струбцины, дейдвуд имеет семь положений регулировки угла наклона.
Телескопический румпель, с помощью которого происходит управление движком, и регулируемый дейдвуд помогут настроить положение электромотора относительно транца. Система фиксации защищает от непроизвольного изменения положения румпеля. Специальная форма гребного винта позволяет ему гораздо меньше цепляться за траву и водоросли, что удобно для эксплуатации по заболоченным, отечественным водоемам.
Мощность
Приблизительно моторы по лодочные мощности можно классифицировать следующим образом:
- от 2 до 6 лошадиных сил – для небольших лодок, движущихся на небольшой скорости;
- от 8 до 15 л.с. – хорошо подходят на лодки длиной 3–3,5 м, можно передвигаться на значительные расстояния;
- свыше 20 л.с. – позволяют быстро передвигаться по водоему,рассчитаны на перевозку большого груза.
2-6 л.с.
Такие двигатели развивают скорость судна от 5 до 10 км/час. Они рассчитаны на плавание по небольшим озерам или спокойным рекам. Следует отметить, что эксплуатация мотора слишком малой мощности в некоторых случаях небезопасно – увесистую лодку под действием ветра может сносить.
Как правило, моторы имеют следующие характерные отличия:
- количество цилиндров – 1;
- тип – двухтактный и четырехтактный (но чаще двухтактный);
- топливный бак встроенный;
- защита гребного винта шпоночного типа;
- небольшой вес.
С маломощным двигателем (от 2 до 6 л.с.) лодка вряд ли сможет выйти в режим глиссирования (глиссирование – это способность лодки при движении подниматься над водой, и лодка движется почти параллельно поверхности водного пространства). Длительная работа на полном газу способствует быстрому износу маломощного агрегата, а холостые обороты очень нестабильны из-за того, что работает один цилиндр.
Плюсом моторов до 5 л.с. является то, что на плавучих средствах можно передвигаться, не имея удостоверения на право управления.
8-15 л.с.
С такими моторами лодка уже может выходить на глиссирование. Потребление топлива может доходить до 6 литров в час на больших нагрузках, в режиме троллинга (метод рыбной ловли) расход существенно меньше.
Такие двигатели характеризуются:
- наличием двух цилиндров;
- ручным управлением газа;
- весом от 25 до 55 кг;
- довольно высокой стоимостью относительно самых слабосильных агрегатов;
- обеспечивают скорость движения лодки или катера от 3 до 30 км/ч (одновременно есть возможность троллингаи глиссирования);
- управляются с помощью румпеля.
Более 20 л.с.
Такие двигатели не пользуются слишком большой популярностью у рыбаков в силу их низкой экономичности, но для катеров и яхт такие агрегаты будут в самый раз. С мощным мотором трудно осуществить троллинг, зато можно обеспечить катание на водных лыжах.
Моторы нередко имеют:
- электрическую систему запуска;
- дистанционное управление;
- четырехтактный тип двигателя;
- два цилиндра.
Вес самого легкого 20-сильного мотора не менее 45 кг, но обычно они еще тяжелее. Цена импортного двигателя начинается от 80 000 рублей.
Лучшие китайские лодочные моторы
После того, как китайские гранды довели свою продукцию до европейских стандартов, большим спросом стали пользоваться лодочные моторы от уже известных брендов этой страны. Особенно отличились качественными и долговечными агрегатами такие марки, как Sea-Pro, Yamabisi и Hidea. Они представили на мировом рынке не менее качественные в сравнении с конкурентами, но более доступные и недорогие модели. В рейтинге будут представлены те агрегаты, что прошли тестирования экспертами и пользователями.
Sea-Pro F 20S&E
Достойный вариант подвесного лодочного мотора, обеспечивающий производительность в 20 л. с. Обеспечение высокой грузоподъемности лежит на оптимальном крутящемся параметре. Такой агрегат можно установить на любое судно, если высота транца будет составлять 381 мм. Максимальное количество оборотов при работе – 5000-6000, рабочий объем при этом достигает отметки 360 кубов. Sea-Pro F 20S&E соответствует стандартам экологичности, безопасности и функциональности. К важным характеристикам можно отнести электронный тип зажигания, бензобак объемом 24 л, дистанционный способ управления, водная система охлаждения.
Достоинства
- Неприхотливость к бензину и маслу;
- Электронное зажигание в комплекте;
- Улучшенная система охлаждения;
- Минимальные шумы;
- Высокие антикоррозийные свойства.
Недостатки
- Большие габариты и вес;
- Проблема с расходниками.
Несмотря на популярность и большой спрос, порой найти расходные материалы и детали к агрегату не удается. А многие альтернативные детали не смогут обеспечить рабочий ресурс. Сам же производитель устанавливает дорогостоящие и надежные компоненты.
Yamabisi T2BMS
Молодой китайский бренд по производству водомоторников представил недорогую 2-тактную модель Yamabisi T2BMS. Ее небольшие размеры и вес позволяют с легкостью транспортировать и устанавливать к малым и средним суднам. Рабочие обороты достигают отметки 4000-5000 об/мин, при этом мощность работы равна 1,5-2 л.с. В моторе находится один цилиндр, вместительность топливного бака под бензин 1,1 л. Управление ручное, для этого установлен специальный румпель.
Достоинства
- Легкий и небольшой по размеру;
- Низкая цена;
- Хорошая производительность;
- Экономичность расхода;
- Легкость в эксплуатации.
Недостатки
- Маленький топливный бак;
- Румпельное управление.
Так как фирма функционирует не так давно в сравнении с другими конкурентами, отзывов о моторах пока мало.
Hidea HD30FES
Это 2-тактный двигатель с 2 цилиндрами и трехступенчатой коробкой передач, который сегодня находится на пике своей популярности по показателям спроса. Многие пользователи уже оценили электронное зажигание, базовое оснащение для плавания по мелководью и на большие расстояния, эффективную систему охлаждения жидкостью, мощность в 30 л.с., количество оборотов до 5000 за минуту. В комплектации находится объемный бензобак 24 л, румпельный тип управления, дополнительные инструменты. Высокие показатели экологичности обусловлены тем, что отработанные газы выходят под воду.
Достоинства
- Неприхотливая конструкция;
- Хорошая разгонная динамика и тяговые показатели;
- В коробке есть задняя передача для хорошей маневренности;
- Надежная система безопасности;
- Длительный запас хода.
Недостатки
- Потребляет больше масла и бензина в сравнении с 4-тактными моделями;
- Наблюдается повышенный износ комплектующих.
Некоторые отзывы говорят о том, что система охлаждения справляется со своими задачами не настолько хорошо, как этого хотелось бы, из-за чего детали агрегата быстро выходят из строя. После тестирований было установлено, что за час работы потребляется около 10 л бензина.
Эксплуатация выбранного ПЛМ
Правильный выбор — это еще не залог качественной и долгой службы даже хорошего агрегата. Чтобы покупка прослужила верой и правдой долгие годы, стоит придерживаться простых правил эксплуатации:
- переносить двигатель в специальном чехле или сумке, соблюдать правила транспортировки для 4-тактных изделий;
- тщательно следить за качеством топлива, не стоит снижать рекомендуемое октановое число для четырехтактников или изменять пропорции топливной смеси для двухтактников;
- при хождении по воде всегда иметь под рукой масло и запасные свечи.
Придерживаясь этих простых советов, вы сможете купить правильно выбранный мотор, служба которого будет длиться долгое время на радость любителям отдыха на воде.