Консервация лодочного мотора на зиму своими руками

Особенности рыночной конъюнктуры

Не секрет, что чаще всего наши рыболовы используют сравнительно дешевые двухтактные двигатели. Они просты в эксплуатации, а небольшая мощность делает их весьма популярными, с точки зрения величины выплачиваемого налога. Лидерами этой отрасли по праву считают марки Mercury, Johnson, Suzuki, Honda.

Правда, за последние года три, вследствие неимоверного повышения цен на «чистокровную» японскую продукцию, рынок закономерно завоевали многочисленные китайские компании. Стоимость этих моторов значительно ниже, но и уход за ними должен быть значительно качественнее, каким бы парадоксальным это не казалось.

Как консервировать лодочный мотор на зиму.

Начинать этот шаг необходимо с прогревания двигателя, расположив его свечными отверстиями вверх, и зафиксировав поршни в положении НМТ, добавив по 570 кубических см авиамасла МС-20. По истечении трехминутного промежутка коленчатый вал потребуется повернуть на пару оборотов и установить в вертикальном положении, после чего снова следует повернуть коленвал за маховик на 4 оборота

Стоит уделить внимание и свечам зажигания – их следует очистить от загрязнений и вернуть на место

Часто при организации зимнего хранения прибегают и к иному методу консервирования. Включенный мотор доводят до рабочей температуры, после чего следует отключение топливного шланга. Применяя шприцем, в смесительную камеру постепенно добавляют 150 кубических см автотракторного масла вплоть до того момента, когда двигатель заглохнет.

Важные моменты при консервации.

Перед тем, как оставить двигатель для зимнего хранения, следует тщательно осмотреть агрегат для выявления скрытых поломок, проверить трубки подачи топлива и электрическую систему, а также подтянуть крепления. Для сохранения глянцевой поверхности мотора, агрегат следует обработать автомобильным маслом или мастикой. Если вы правильно организуете зимнее хранение мотора, то весной устройство будет полностью готово к эксплуатации.

Консервация сроком от 6 месяцев

Иногда двигатель выводят из эксплуатации на полгода и дольше. В таком случае, по истечении 6 месяцев, проводится повторная консервация механизма.

  1. Вскрываются ящики, снимается чехол.
  2. Отсоединяются трубопроводы (топливный и пусковой). Удаляется скопившаяся пыль и грязь.
  3. С помощью изоленты, тряпок и других подручных материалов закрываются отверстия воздухораспределителя. Штуцеры насосов также закупориваются. Это предотвращает попадание мусора внутрь.
  4. Отвинчиваются рычаги клапанов и стойки цилиндровых крышек. Чистятся, смазываются и укладываются отдельно.
  5. Снимаются коллекторы (впускной и газовыпускной). Вместе с ними — крышки кратера и цилиндров.
  6. Удаляются подтёки смазки на коленвале. Проверяются также втулки цилиндров и другие доступные запчасти.

Если где-то высохло консервирующее масло, добавляется свежее. Смазку предварительно разогревают до 110 °C , после чего наносят чистой кистью. Смазанные детали проверяются на предмет ржавчины — иногда коррозия возникает под слоем масла.

Снятые ранее и обработанные комплектующие монтируются на место. После этого двигатель можно хранить ещё полгода.

Внутренняя консервация двигателя

Кратковременное хранение

Подготовка к кратковременному хранению осуществляется пуском двигателя в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации. После пуска двигателя дать ему поработать 10-15 минут при средней частоте вращения на холостом ходу, после чего двигатель остановить.

Проведение переконсервации двигателя при кратковременном хранении катера производится через шесть месяцев от даты постановки катера на хранение, далее через каждые три месяца. При этом общее время хранения должно быть не более 12 месяцев.

По истечении 12 месяцев катер должен быть полностью введён в эксплуатацию или должна быть проведена внутренняя консервация двигателя, обеспечивающая длительное хранение сроком на 1 год.

Длительное хранение

Внутренняя консервация двигателя состоит из консервации систем питания, смазки внутренних поверхностей. Поскольку система охлаждения заполнена низкозамерзающей жидкостью, промывка её пассивирующим раствором не проводится. 

Консервацию системы питания производить смесью дизельного топлива с защитной присадкой-ингибитором (рабочее-консервационным топливом).

Консервацию системы смазки и внутренних поверхностей двигателя производить смесью моторного масла с защитной присадкой-ингибитором (рабочее-консервационным маслом).

Категорически запрещается защитную присадку-ингибитор заливать непосредственно в картер двигателя, так как из-за большой прилипаемости и вязкости присадка останется на стенках заливной горловины или картера и не смешается с маслом.

Порядок консервации конкретной модели катера указан в руководстве по эксплуатации.

“Продуктовые” хитрости

При консервировании фруктов и ягод очень важно подбирать плоды примерно равные по размеру. Если же один фрукт будет больше, а второй меньше, то в процессе приготовления степень их итоговой термической обработки окажется разной

А это может повлечь за собой определенные сложности. Именно по этой причине банки с вареньем нередко вздуваются.

То же самое можно сказать и про консервацию сегментированных фруктов: если вы закрываете плоды кусочками, старайтесь сделать так, чтобы кусочки были равноценным по своему объему. Ниже вы найдете перечень еще нескольких важных хитростей, связанных с продуктами и предстоящим консервированием.

  • Если вы не хотите, чтобы огурцы, попав в рассол или маринад, изменили свой ярко-зеленый цвет на болотный, перед тем, как расфасовывать их по банкам, обдайте зеленцы крутым кипятком. Он как бы “запечатает” их окрас и не даст ему измениться в процессе обработки.
  • Для консервирования не используют йодированную соль из-за особенностей ее состава. Обычная поваренная соль является наиболее предпочтительным продуктом для этого процесса. Кстати, то же самое касается и соли со всяческими аромадобавками. Например, сванской, которая популярна в Грузии, или шареной соли, которую используют в национальной кухне болгары.
  • Чтобы огурчики не утратили приятный и звонкий хруст, их необходимо заливать не только что кипевшим, а немного остывшим маринадом. Оптимальная температура маринада для заливки зеленцов составляет 90 градусов.
  • Чтобы огурцы в итоге не оказались слишком рыхлыми, а местами — раскрашенными, не вздумайте утрамбовывать овощи в процессе наполнения стеклянной тары. В идеале огурцы нужно уложить так, чтобы между ними оставалось достаточно свободного пространства и они не передавливали друг друга. Уложив овощи, прикройте их капроновой крышкой и хорошенько потрясите банку, чтобы зеленцы “расселись” по местам. И после этого заливайте маринад в стеклянную емкость.

Использование воды из-под крана для приготовления маринада категорически воспрещено. Для консервирования годится либо минеральная вода без газа, либо фильтрованная, то есть питьевая жидкость.

  • Если вы варите варенье из фруктов или ягод, обрабатывайте одновременно не больше 5 кг основного ингредиента. В противном случае плоды передавят друг друга и утратят эстетичный внешний вид.
  • В процессе варки варенья на кухне нельзя готовить кушанья, которые имеют сильно выраженный запах. Например, курицу под чесночно-сметанным соусом или жареные кабачки. Лакомству свойственно впитывать в себя все окружающие ароматы, поэтому не будьте Юлием Цезарем: занимайтесь чем-то одним, и у вас это непременно получится на пять с плюсом.
  • Используйте ароматные или вкусовые добавки при приготовлении конфитюров, варенья, джемов и прочих сладостей. Например, варенью из яблок очень подходит коричный аромат или легкая нотка ванильного сахара. Крыжовенное варенье “зазвучит” лучше, если на этапе приготовления ввести в его состав немного лимона вместе с цедрой. А грушевым консервированным блюдам не помешает рюмочка грузинского коньяка — и лакомство тут же заиграет новыми красками и приобретет удивительный медовый оттенок.
  • Чтобы фрукты, овощи и крупные ягоды не лопались в процессе консервирования, до начала термической обработки их необходимо в нескольких местах проткнуть зубочисткой.

Понять, что варенье готово к расфасовке по банкам, достаточно просто. Если вы видите, что ягодки равномерно распределились в общей сиропной массе, значит пора. Еще один показатель того, что джем готов, не растекающаяся по блюдцу остывшая капля сиропа. А вот если сироп растекается, значит он еще не достаточно загустел, и термическую обработку необходимо продолжать.

Где и как хранить лодочный мотор зимой

Начнем с того, что определим подходящее место для хранения движка. И если вы хотите хранить лодочный мотор зимой правильно, то место хранения должно защищать прибор от воздействия следующих факторов:

  • Влага и конденсат – сырость металлическим комплектующим полностью противопоказана, иначе неминуемо возникнет коррозия. Поэтому движок должен быть и сам полностью сухим, и храниться в помещении с сухим воздухом и достаточной вентиляцией.
  • Перепад температур – этот пункт вытекает из первого, т.к. из-за температурных переходов «минус-плюс» образуется конденсат, оседающий на моторе. Кроме того, в мороз капельки влаги замерзают, что еще сильнее тратит ресурс движка.
  • Грязь и пыль – естественно хранение лодочного мотора сопровождается предварительной очисткой и промывкой. Частички пыли и забившейся грязи способствуют износу узлов и агрегатов, а также ускоряют развитие ржавчины.
  • Прямые солнечные лучи – воздействие ультрафиолета негативно отражается на работе электросистемы, поэтому в затемненном месте вы лучше сохраните лодочный мотор зимой.

Однако, воссоздать перечисленные выше идеальные условия довольно сложно. Тем более что выбор мест для хранения невелик: гараж, квартира с балконом или какое-нибудь уличное хозяйственное помещение.

Зимнее хранение лодочного мотора в квартире – вариант наиболее безопасный, но роскошь мало для кого позволительная. Не в каждом доме найдется свободное местечко, да и соседство со смазанной и пахнущей топливом техникой не обрадует ни одну хозяйку. Конечно, можно убрать движок в кладовку или на балкон, но тогда лучше укрыть его защитным чехлом, не пропускающим пыль и свет. Кроме того, стоит следить за влажностью: при сильном перепаде температур не поленитесь осмотреть движок на наличие конденсата.

Бывает и так, что хранить двигатель кроме уличных неотапливаемых помещений и нигде. Конечно, такие условия нежелательны, но если нет других вариантов, то остается надежно укутать движок в плотную воздухопроницаемую ткань и подвесить в вертикальном положении на полку. Причем после каждого скачка температур придется обязательно проверять состояние двигателя и при необходимости повторять процедуру консервации.

Большинство же владельцев предпочитают хранить лодочный мотор зимой в гараже, поскольку это наиболее оптимальный вариант между квартирой и улицей. Если гаражный бокс отапливается, то проблем с хранением и вовсе не возникнет. Ну а для неотапливаемых помещений используется «уличный» метод: укутывание мотора в ткань и частые проверки.

Таким образом, важно не столько где хранить зимой лодочный мотор, сколько как его беречь от износа. А как раз для сохранения ресурса и проводится консервация двигателя на зиму

Рассмотрим проведение этой процедуры поэтапно.

Возможно будет интересно: Скорость катера — что влияет на скорость и как ее изменить

Консервация мотора

Консервацию лодочных моторов начинают с момента их последней эксплуатации на воде. Сразу после плавания необходимо тщательно промыть двигатель чистой водой. С помощью мягкой щётки или мочалки нужно удалить все видимые загрязнения, остатки смазки с поверхности. Затем, расположив его в вертикальном положении, следует подождать пока стечёт вся вода.

К основным этапам консервации мотора относятся:

подготовка охладительной системы – предполагает промывание чистой проточной водой. Для небольших моторов (до 4 л.с.) понадобится бочка. Более мощные двигатели промывают с помощью специальных штуцеров, которые присоединяются к водопроводному крану. Мотор оставляют заведённым на холостых оборотах на протяжении 15 минут. Этого времени будет достаточно чтобы система хорошо прогрелась

Важно следить за напором воды. Он должен быть стабильным и непрерывным;
подготовка топливной системы – этот этап необходим для того, чтобы избежать загрязнения карбюратора смолами

Топливопровод аккуратно отсоединяют от мотора и дают ему самостоятельно выработать остатки топлива. Если двигатель глохнет сразу после включения стартера – это свидетельствует о полной очистке системы. Также удалить топливо можно, сняв сливной винт. Этот метод довольно трудоёмкий и требующий навыков по разборке мотора. Важно помнить, что нельзя в процессе промывки включать мотор на передаче;
применение консерванта – используется для предотвращения образования коррозии. В составе специальной жидкости или спрея содержатся вещества, защищающие все металлические детали двигателя. Консервантом должны быть обработаны цилиндры, подшипники, поршни. В двигатели с ручным заводом аэрозоль впрыскивается в свечные отверстия. В электромоторы консервант вливается на этапе подготовки системы охлаждения;
обработка смазкой – проводится для защиты винтового вала и редукторных шестерёнок от влаги. Подойдёт любая водоотталкивающая смазка. Также нужно смазать все подвижные болты, гайки;
замена масла в редукторном картере – необходима для того, чтобы старое отработанное масло со смолами не повредило металл;
обработка поверхности мотора – чтобы она оставалась блестящей и привлекательной, можно протереть её автомобильной мастикой.

Для обеспечения хорошего хода лодки следует проверить гребной винт и вал. При их серьёзных повреждениях может понадобиться полная замена деталей.

Исправный гребной винт не имеет сколов, больших вмятин. Подобные повреждения нарушают балансировку и снижают КПД. Более того, на местах сколов быстро образуется коррозия. При снятии винта с гребного вала не должно возникать сложностей. Если приходится прикладывать усилия, то это может свидетельствовать о проблемах со шлицами.

Почему масло в редукторе нужно менять осенью?

Масла, которые отработали весь сезон, иногда очень существенно окисляются. Если старое масло остается в двигателе, то металл его подвергается деструктивному процессу коррозии.

Помимо этого, в редуктор по различным причинам попадать могут капли влаги (то бишь, воды). В помещении холодном жидкость может превращаться в лед. Редуктор также может поломаться, а ремонт его является, как ни крути, делом достаточно дорогостоящим.

Очередным положительным моментом замены масла с осени является возможность обнаружения быстрой поломки редуктора. Это самое лучшее решение для того, чтобы устранить проблему заранее до поломки. Для того, чтобы смазать лодочный мотор, подойдет как минеральное, так и синтетическое моторное масло.

Мнение профессионалов

Свое видение консервации ПЛМ в зиму, и последствия, которые постигнут рыбака, если он этого не сделает, рассказывает один из завсегдатаев темы на нашем форуме – Лодки и моторы,  водномоторник с многолетним стажем – Яков (РЫБАНУТЫЙ):

-Самое страшное, что может случиться с «незаконсервированным» мотором – это ржавчина на зеркале цилиндра и прикипание колец и поршня к цилиндру. С таким диагнозом, ни о каком старте нового рыболовного сезона в следующем году можно и не мечтать. 

Что касается системы охлаждения, то ее промывать, конечно же нужно, однако как показывает практика, большинство рыбаков этим не занимаются. По поводу специальной смазки для консервации: можно не тратить деньги на дорогостоящие составы, а воспользоваться обычной силиконовой смазкой – WD40. Справится без проблем. 

А вот по выработке топлива есть небольшое личное наблюдение. После полной выработки топлива в моторе, за зиму прокладки в карбюраторе подсыхают и немного деформируются. 

Друзья, храните правильно ваши моторы, и тогда вам не придется в начале сезона с огорчением бегать по берегу со спиннингом, и с завистью смотреть на братьев водномторников. 

Вячеслав Евтефеев, руководитель отдела продаж компании «АМС Партс» (гарантийное и постгарантийное обслуживание техники):

-Консервацией вашего ПЛМ вы можете заниматься не только сами, но и воспользоваться услугами специализированных сервис центров. Как специалист подобного центра, могу сказать, что в большинстве случаев это проще и экономичнее самостоятельных действий. Стоимость консервации на сервисе 800-1000 рублей (работа и все расходные материалы). 

Противники подобной услуги возразят, рассказав, что расходных материалов, которые приобретаются для консервации одного мотора, хватит на 10. Но не все знают, вскрытые ГСМ более одного года хранить нельзя, они теряют свои свойства, а из спреев выходит газ. Поэтому в специализированных сервис центрах к этому вопросу подходят всегда ответственно, и заведомо закупают расходные материалы из расчета – новая упаковка на 1 мотор. 

Второй момент, которому дома вы вряд ли уделите особое внимание – в специализированном центре, где консервацией мотора занимаются профессионалы, система охлаждения продувается сжатым воздухом через контрольное отверстие и специальное отверстие для очистки системы охлаждения(есть не во всех моторах). Дело в том, что дома, не всегда удается полностью очистить систему охлаждения, удалив из нее воду, а это необходимо, особенно если мотор будет храниться в неотапливаемом помещении. 

8 шагов подготовки двигателя

Шаг 1: Внимательно промойте пресной чистой водой внешние детали двигателя от грязи и дайте воде полностью стечь и высохнуть. Теперь не нам не должно быть и следа грязи или смазки.

Перед тем как начать, чтобы избежать случайного запуска, лично проверте, чтобы ключ запуска двигателя, и свечи внутреннего сгорания были удалены до начала работ. В большинстве случаев лодочные подвесные моторы охлаждаются водой. Пуск и работа двигателя без охлаждения водой неминуемо приведет к его повреждению.

Для маломощных моторов (2,5 — 4 л.с.)

Для промывки таких двигателей вполне подойдет большая бочка.  Главное проконтролируйте чтобы бочка была достаточного размера и вода в ней была выше уровня отверстия всасывания воды для охлаждения. Оно расположено в нижней части ноги мотора

Отдельное внимание обращаю на закрепление мотора на бочке. Сделайте это так, чтобы ни одна деталь мотора не прикасалась к дну или сторонам бочки, а его промывка была безопасной для вас

Для двигателей 5 л.с. и более:

Для самых распространенных движков от 5 до 15 лошадок предусмотрены специальные «штуцеры для промывки». Они могут быть присоединены к корпусу для подачи водопроводной воды через обыкновенный шланг в систему охлаждения.   Простая манипуляция: взять штуцер, подобрать по диаметру шланг, подсоединить к крану с одной стороны и всасу в нижней части движка с другой стороны. Перед запуском полностью открыть воду в кране.

Теперь запускаем подвесной мотор на время от 5 до 10 минут (на холостых). Это делаем для того чтобы он прогрелся и заодно промылся в чистой воде. После промывки нашего мотора, дайте воде возможность полностью с него стечь (проведите шаг №2 перед тем, как выключять мотор).

Сразу предупреждаю: Если хотите полностью удалить воду из системы охлаждения (это обязательно), то его следует держать в вертикальном положении. Пока все стекает, вы протираете все доступные места от грязи, масляных пятен и прочего.

 Шаг 2: Слить все топливо из системы (карбюратор, топливный насос и топливопровод).

Как это сделать?

На завершающем этапе шага №1, когда все промыли и протерли, мы отключаем топливный шланг и ждем, пока мотор сам не заглохнет

Очень важно удостоверится в полном удалении топлива из карбюратора. Иначе оставшаяся топливная смесь будет испаряться, и откладывать смолы

 Вот как следует удалять топливо из карбюратора:

 1) Дождитесь нехватки топлива в двигателе и когда тот начнет задыхается, мы включаем стартер до тех пор пока обороты движка не пойдут на убыль. Продолжайте работать стартером при задыхающемся моторе до той поры, пока топливо полностью не закончится.

2) Найдите сливной винт карбюратора (ищите поплавковую камеру) и слейте топливо. По окончанию, поставьте винт обратно. Именно такой способ рекомендуется использовать при подготовке мотора на хранение зимой, невзирая на его трудоемкость.

В топливном баке не желательно оставлять топливо. Особенно в случае, когда у вас не установлена система дозировки масла (смешиваете бензин и масло перед заправкой). Некоторые заливают специальные присадки и стабилизаторы топлива, но в случае со смесями, масло и бензин постепенно расслоятся. Это ухудшит смазку механизмов двигателя при его работе.

Шаг 4:

Прикупить специальную водоотталкивающую смазку и нанести ее на вал винта. Также следует усердно намазать шестеренки редуктора  любой смазкой для шариковых подшипников или чем-либо подобным.

Шаг 5: Замените масло в картере редуктора

Шаг 6: Нанести водоотталкивающую смазку на все вращающиеся и подвижные части, соединения, болты, гайки и пластиковые сочленения.

Шаг 7: Дабы сохранить блеск поверхности мотора, советую протереть его автомобильной мастикой или простым автомобильным маслом

Шаг 8: Выбрать сухое место и хранить в вертикальном положении

Зачем нужно мотор готовить к зиме?

Дело в том, что в период активного использования навесного двигателя вашей лодки, он защищен от коррозии и агрессивной среды масляной пленкой. А вот в период его простоя и перепад температур, влага, различные смолы от остатков горючего и просто грязь способны за одну зиму превратить рабочий движок в кучу металлолома.

Возможно, я немного утрирую ситуацию, но важно, чтобы вы осознали необходимость  данных работ и не повторяли мою ошибку. Именно из-за своей халатности осенью в 2012 году, я 13 дней приводил свой 10 ти кубовый движок в чувство и потратил 1300 грн на ремонт и замену деталей (это при знакомом мастере)

Так мне пришлось поискать инструкцию по зимнему хранению и полезные советы рыбаков, у которых есть лодки и двигатели к ним. К слову, лодка тоже требует подготовки к зимнему хранению, но об этом в отдельной статье. Давайте вернемся непосредственно к действиям.

Главное — это понять как сделать все самостоятельно или провести все работы в мастерской!

Консервация лодочного мотора, основные правила

Проверка масла – обязательное условие, так вы обезопасите себя от многих проблем и, если вдруг обнаружите наличие эмульсии, ремонтировать редуктор будете не второпях перед началом сезона, а с прицелом на будущее. Обычно раз в сезон рекомендуют заменить масло в редукторе. Это делают перед консервацией. Но если вы провели мало часов на воде в этом сезоне, и при проверке масло прозрачное, без следов эмульсии, можно не проводить эту процедуру.

Выкрутите свечи зажигания, убедитесь в их удовлетворительном состоянии. Рекомендуется использовать специальные аэрозоли, которые распыляются через свечные колодцы в цилиндр перед консервацией, что дополнительно увеличивает антикоррозийную защиту. То же самое рекомендуется проделать на двухтактном двигателе после снятия карбюратора, через впускной коллектор, чтобы дополнительно смазать коленвал и подшипники перед долгим хранением.

Если вы эксплуатируете мотор в соленой воде, да и в пресной тоже, следует убедиться в состоянии анодов. Почистить их от коррозии. Если протектор сильно съеден, его следует заменить.

Рекомендуется дополнительно обработать двигатель специальным консервантом, чтобы защитить от образования ржавчины. Нанести смазку на трущиеся и подвижные части мотора, а также болты, гайки. Прошприцевать тавотницы.

Хранить ПЛМ лучше всего в вертикальном положении (для четырехтактных моторов обязательное условие). Лучше всего, если эту будет теплый капитальный гараж, где перепады температур не так сильны. Но и в обычных уличных условиях, при правильной консервации, мотор переживет холодную зиму.

Перед тем как заводить мотор весной, обязательно опустите его в воду (или прикрепите специальные уши для подачи воды). Крыльчатка должна находится в воде (быть смочена), чтобы система охлаждения не вышла из строя в самый не удобный момент.

Все эти процедуры обеспечат бесперебойную работу вашего мотора в новом лодочном сезоне. Выполняйте хотя бы основные рекомендации, и ваш мотор прослужит долго.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий