Морской узел удавка

Удавка на опоре

Здесь зависит от того, где именно собираетесь завязывать узел. Какую примените верёвку и прочее. Узловая конструкция на опоре делается по следующей схеме:

  1. Берём одиночную верёвку, крепление вяжем вокруг любой опоры;
  2. Предмет оборачиваем стропом, что позволит сформировать петлю;
  3. Делаем три оборота свободным концом вокруг рабочей части верёвки;
  4. Контрольным узлом затягиваем всю конструкцию. Получившаяся конструкция готова к использованию.

Недостатком контрольной узловой части является регулярная проверка на прочность. Причина тому — его регулярное проскальзывание. Более крепким вариантом считается затягивающийся вариант.

Узлы для привязывания веревок к опоре

Удавка

Узел Удавка

Обычная удавка идентична по своей структуре скользящему узлу за исключением того, что открытая петля образуется из длинного конца, а не короткого. Она используется как ловушка для поимки животных. Но это не висельная петля.

Булинь (bowline), беседочный узел

Булинь

Незатягивающаяся концевая петля. Иногда именуется «королём узлов» за простоту, универсальность применения и отсутствие явных недостатков. Используется для крепления веревки на рельефе к различным кольцам, а также при обвязывании веревки вокруг опоры. Вяжется одним концом веревки вокруг опоры.Булинь известен своим коварством, так как неправильно завязанный узел похож по рисунку на правильный, но вместо этого может развязаться под нагрузкой. Неправильно завязанный — тот, в котором точка приложения нагрузки и одна из боковых веревок перепутаны местами («обхватывающая петля» огибает один из концов петли, а не грузовую веревку).Булинь работает правильно только если нагрузка на боковые концы петли одинакова. Петля булиня не допускает приложения иной боковой нагрузки кроме основной веревки!Также булинь тянется и требует обязательного применения контрольного узла.

Стремя (на опору) или Выбленочный узел

Узел Стремя

Стремянной узел, пришел в альпинизм (туризм) из морской практики. Моряки парусного флота, использовали такой способ завязывания, для крепления поперечных ступеней веревочных лестниц.Флотское название такого крепежа, носило имя «выбленочное», по названию этих поперечин (выбленки).

Он являлся одним из основных веревочных способов, завязывания узлов.

Штык

Узел Штык

Этот нехитрый, но надёжный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, а затем свободно развязать.Позволяет завязать незатягивающуюся петлю. Максимальное число простых полуштыков в узле простой штык не должно превышать трёх, так как прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.

Морской узел удавка

Практически каждый моряк знает, что такое узел удавка и как правильно вязать самые прочные узлы. С помощью простого, но надежного узла можно поднимать различные тяжелые вещи, связывать несколько вещей и, в случае необходимости, спасти жизнь человеку.

Другими словами, узлы необходимы человеку в его повседневной жизни. Узлы используются как для крепления очень тонких нитей, так и для крепления толстых канатов, куда входит множество тонких ниток. При этом, область применения этих узлов не ограничена.

Узел «Удавка»

Этот узел еще называют скользящим узлом. Это своего рода открытая петля, которую очень часто применяют для поимки животных. Достоинство удавки состоит еще и в том, что ее легко ослабить и развязать после применения.

Различают несколько видов удавок:

  • Прямой узел является наиболее прочным соединением. Его применяют на прочных веревках или канатах. Его достоинство в том, что при намокании узел становится только прочнее. Если не требуется большой прочности узла, то нужно вставить деревянную деталь непосредственно в узел.
  • Плоский узел больше пригоден для соединения канатов и других прочных материалов. Узел обеспечивает наивысшую прочность соединения.
  • Рыбацкий узел так же предназначен для соединения нескольких элементов.

Каждый вид удавки можно сформировать самому. Чтобы это осуществить, достаточно иметь толстые веревки. Очень часто, подобные узлы используют в своей практике и рыбаки.

Висельная петля, затягивающаяся удавка, петля/узел Линча как вязать

Применение удавки в рыбалке

Для чего предназначаются узлы, типа удавка:

  • Подобная удавка позволяет создать дополнительную толщину из обычной веревки. Это позволяет увеличить прочность соединения.
  • С помощью удавки можно надежно связать несколько вещей и без проблем их перевезти.
  • Удавка позволяет очень просто и быстро поднять груз. При увеличении нагрузки на соединение, узел затягивается еще сильнее.
  • Удавка применяется для поднятия тяжелых предметов, когда обычным способом поднять их сложно.
  • С помощью удавки можно связать несколько веревок, без проблем с прочностью соединения. При этом, подобный узел легко развязывается, при необходимости.
  • Удавка позволяет сформировать на веревке отдельную петлю, а точнее, технология вязания удавки.
  • Этот узел всегда может подстраховать, в любых условиях.

Люди достаточно изобретательные и приспособили различные узлы для облегчения своей жизнедеятельности.

Как завязать обычную удавку?

Чтобы это сделать, потребуется минимум времени:

Для начала следует подготовить веревки, уделяя основное внимание надежности. Лучше, если это будет канат или другая прочная веревка

Здесь все зависит от веса поднимаемого груза. Если каната нет, то можно сформировать канат самостоятельно, взяв несколько обычных веревок и скрутив их по спирали, в виде каната.
Веревка или канат складывается вдвое, чтобы получился один длинный, а один короткий конец.
На коротком конце формируется не большая петля.
После этого, через эту петлю продевается длинный конец полностью.
Если нужно, то можно легко расслабить узел и сделать петлю любого размера.
В заключение, потянув за конец, петля затягивается.

Это один из самых примитивных узлов, хотя он обладает максимальной надежностью. Рыболовы используют этот узел для перемещения грузов. Размер петли может быть разным в зависимости от размеров груза, что делает эту петлю наиболее универсальной.

Эшафотная петля

Всем известно, что подобная петля считается самым прочным узловым соединением. Применение эшафотной петли приводило к быстрой смерти, поскольку она мгновенно ломала шейные позвонки. Поэтому, с историей этой петли связаны самые неприятные воспоминания.

Не смотря на сложность устройства этой петли, ее можно освоить за короткий промежуток времени. Для этого необходимо:

  1. Подобрать материал самого высокого качества и прочности, чтобы он смог выдержать большой груз.
  2. Веревки соединяются в одно целое и складываются вдвое.
  3. В результате можно увидеть два конца: один длинный, а другой короткий.
  4. На длинном конце следует сформировать петлю подходящего размера и зафиксировать простым узлом. Если трудно определить размеры петли, то лучше обвязать предмет веревкой. После этого, веревка освобождается и можно увидеть свободную петлю нужного размера.
  5. Соединение закрепляется коротким концом веревки или каната.

Удавка готова к применению. Если имеются сомнения в применении подобного узла, то его надежность следует проверить в домашних условиях. Для этого нужно подыскать подходящий предмет и закрепив на нем веревку «удавкой», попробовать сместить этот предмет. Если узел не развяжется или даже не ослабнет, что вряд ли возможно, то его можно с успехом применять на рыбалке.

Повторные казни

Нередко можно слышать о том, что осуждённых казнили лишь единожды, и если что-то шло не так (например, рвалась верёвка) – миловали. Несмотря на большое распространение этой версии, она является заблуждением, и если подобная практика и существовала – она была скорее единичным случаем, исключением из общего правила.

В России иногда действительно отпускали счастливчиков, считая, что бог не желает их смерти. Впрочем, это противоречило воинскому уставу, предписывающему казнить до победного. Позже суды стали добавлять к приговорам: «висеть, пока не наступит смерть». Это развязывало палачам руки, оправдывало повторные казни. Если случалась накладка, палач колол жертве пятки (чтобы вернуть в сознание) и повторял процедуру повешения.


«Декабристы»

Особенно часто ошибки случались у начинающих палачей. На такие ситуации был богат, в частности, XIX век, когда опытных специалистов не хватало в большинстве стран, включая Россию. Наиболее известным случаем можно считать казнь декабристов. Троих из них не выдержали верёвки, а тучного Пестеля, согласно некоторым свидетельствам, и вовсе казнили только с третьего раза.

В Англии существовала и практика «повешения до полного разложения». Последним удостоился такого приговора человек по имени Джеймс Кук (не тот, которого сожрали аборигены) – он был повешен в 1823 году.

Случалось, что повешенные умирали не сразу. Известно о человеке по имени Грин, который ожил в гробу. Документальных подтверждений нет – кроме того, повешенных довольно редко хоронили в гробах.

В 1927 году в Англии сразу двое осуждённых подельников «ожили» после снятия с виселицы, честно провисев на ней по пятнадцать минут. Наглецам добавили по полчаса.

Чтобы повесить человека максимально эффективно и гуманно, последний лондонский палач, Пьерпоинт, часами внимательно разглядывал смертника через глазок камеры.

В 1942 году в Британии решили, что констатировать смерть повешенного можно лишь через час после казни. Согласно специальной директиве, всё это время тело должно провисеть в петле. В Австрии и вовсе оставляли труп висеть на три часа – так продолжалось вплоть до отмены в этой стране смертной казни (1968 год).

Верёвки разной толщины

Узлы туристические с названиями, схемы которых помогают туристам соединить канаты разного диаметра, используют в зависимости от ситуации.

Шкотовый

Узел своё название получил от шкота – снасти, с помощью которой управляют парусом. Другие названия связки – узел Вебера, ткацкий булинь, сеточный, ведерный. Таким способом привязывают натянутый канат к карабину или металлическому кольцу. Узел применяют, если верёвка находится под постоянным натяжением. При слабой или переменной нагрузке шкотовый узел сползает.

Техника выполнения:

  1. На конце более толстой верёвки завязывают закрытую петлю, у которой короткий конец проходит сверху длинной части.
  2. Заводят в петлю вторую верёвку и выводят её, обхватывая петлю по кругу у основания.
  3. Короткий конец перекрещивают с длинным концом верёвки и протягивают его в петлю. Получается, что тонкая бечёвка огибает основание петли восьмёркой.
  4. Узел стягивают и обязательно вяжут страховку.

Шкотовый узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Традиционно шкотовым узлом связывают канаты разной толщины, но он прочно держит и верёвки одинакового диаметра. Под нагрузкой он не стягивается и не ослабляет верёвку, легко развязывается. Такой узел не применяют для синтетических тросов из-за возможного скольжения.

Брам-шкотовый

Усиленный вариант узла Вебера, другое название – двойной шкотовый. Его применяют при такелажных работах, буксире, когда нужно соединиться с жёстким тросом. Используют брам-шкотовый узел при постоянной нагрузке, он выдерживает рывки и резкую смену направления движения.

Техника выполнения:

  1. Из толстого каната делают закрытую петлю.
  2. В неё протягивают конец второго каната, обводят им основание петли и продевают тонкий канат под себя поверх петли.
  3. Ещё раз обходят основание петли свободным концом и протягивают его в проход между петлёй и тонким канатом.
  4. Узел стягивают, придерживая толстую петлю, и расправляют. С 2-х сторон завязывают контрольные узлы.

Брам-шкотовый узел надёжно удерживает как верёвки разного диаметра, так и жёсткие искусственные тросы одинаковой толщины.

Морские узлы. Затягивающиеся петли

На рисунке: бегущий простой узел. БЕГУЩИЙ ПРОСТОЙ УЗЕЛ. Самый простой узел, образующий затягивающуюся петлю. При тяге за коренной конец петля затягивается, но ее можно увеличить в размере, потянув за ходовой конец в сторону от петли. Узел можно завязать в любой части троса. С его помощью можно прикрепить к чему-либо трос, ошвартовать шлюпку за сваю.

На рисунке: скользящая восьмерка.

СКОЛЬЗЯЩАЯ “ВОСЬМЕРКА”. Основанный на принципе “восьмерки”, этот узел относится к разряду надежных, сильно затягивающихся петель. Обладает свойством плавно и равномерно затягиваться при тяге за коренной конец.

На рисунке: скользящая глухая петля.

СКОЛЬЗЯЩАЯ ГЛУХАЯ ПЕТЛЯ. Вязка узла предельно проста и не требует каких-либо пояснений.

На рисунке: бегущий булинь.

БЕГУЩИЙ БУЛИНЬ. Тот же беседочный узел с маленькой петлей, в которую пропущен коренной конец. Основан на принципе лассо, действует безотказно. В морской практике применяют для поиска и подъема оставленных на дне адмиралтейских якорей.

На рисунке: силковый узел.

СИЛКОВЫЙ УЗЕЛ. Позаимствован из незамысловатой техники птицеловов. Считается одним из наиболее плавно и легко затягивающихся узлов.

На рисунке: эшафотный узел.

ЭШАФОТНЫЙ УЗЕЛ. Его название говорит о его назначении. Один из старинных узлов, выработанный многовековой практикой смертной казни через повешение. Но его с успехом можно применять для многих других целей. Например, для временного крепления троса за разные предметы.

На рисунке: затягивающаяся удавка.

ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА. Как и предыдущий, этот узел называют “эшафотным” или “висельным” узлом. Но, несмотря на это, находит свое применение и в морском деле. Его используют при временном крепление троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу.

Пошаговая схема вязки рифового узла

Рифовый узел завязывается аналогично прямому узлу, отличием является только наличие петли на одном из ходовых концов троса.

Этапы вязки узла:

  1. Взять в руки два конца троса.
  2. Завязать первый полуузел.
  3. При завязывании второго полуузла, один ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое.
  4. Верхний ходовой конец, оставшийся прямым, должен выходить с той же стороны, что и нижний.
  5. Связка быстро развяжется, если дёрнуть за конец петли.

Завязанный, таким образом классический узел будет крепким, при этом его можно быстро развязать под нагрузкой. В народе он получил название узла с одним бантиком.

Разновидность морских узлов

Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).

Среди них чаще всего используются:

  • Восьмеркой;
  • Бабочка или пчелка;
  • Беседочный;
  • Прямой или простой штык;
  • Якорный.

Кроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:

  • Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
  • Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
  • Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
  • Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
  • Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.

Прямой

Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.

Рифовый

Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках. В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).

Восьмерка

Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:

  1. Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
  2. Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
  3. Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
  4. Просто поддается развязыванию.

    Рисунок 6. Морской узел восьмерка

Плоский узел

Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.

При наличии четырех точек пересечения, он:

  1. Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
  2. Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.

Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).

Простой штык

Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.

Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):

  1. Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
  2. Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
  3. Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.

    Рисунок 8. Морской узел простой штык

Шкотовый узел

Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.

Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):

  1. Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
  2. Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
  3. В завершении — протяните тонкую часть под петлей.

    Рисунок 9. Шкотовый морской узел

Калмыцкий

Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.

Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):

  1. Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
  2. Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
  3. Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.

    Рисунок 10. Калмыцкий морской узел

Беседочный узел

Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

Схема вязки:

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

Схема вязки:

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.

Что стоит учесть новичкам перед обучением

Начинать новичкам следует с изучения и заучивания специальной терминологии, к которой часто прибегают при описании схем узлов и манипуляций, основных правил и команд.

Также следует знать английские вариации тех или иных терминов. Это поможет ориентироваться в зарубежной литературе по данной тематике, изучать ее и получать новые полезные знания:

  • Knot – представляет собой переплетение ходового и коренного конца, либо связанные концы.
  • Bend – представляет собой соединение ходовых концов тросов, чтобы соединить их в один.
  • Hitch – представляет собой закрепление ходового конца на другом предмете.

Knot

Bend

Hitch

Помимо терминов, следует обратить внимание на основные схемы вязания. Начинать следует с булиня, восьмерки, прямых узлов, простого полуштыка и штыка

После того, как они будут полностью освоены, можно приступить к изучению более сложных вариаций узлов, которые потребуют больше умений, навыков и практики.

Стоит помнить, что прочность узла зависит и от мастерства человека, и от крепости веревки. Поэтому следует внимательно подходить к подбору материала для практических занятий.

Главное в этом деле — постоянная практика, чтобы качественный узел быстро удавался даже с закрытыми глазами в любой стрессовой ситуации. Ведь это полезное занятие, помимо всего прочего, благотворно влияет на многие качества и характеристики человеческого мозга: координацию и мелкую моторику в том числе.

Альтернативные узлы

Дубовая петля.

Несмотря на такое непопулярное название – это тот самый узел, который знаком всем нам с детства. Посмотрев пошаговую инструкцию вязания на фотографии снизу вы в этом убедитесь. Не может заменить восьмерку, так как такая петля при сильном натяжении лесок в разные стороны – обязательно стянется в одну точку. Тем не менее на толстых шнурах и веревках этот эффект заметен значительно меньше.


Схема вязания дубовой петлиЖилковая петля. Это просто усовершенствованная дубовая петля всего одним дополнительным витком в том же направлении. Как и упрощенная форма больше подходит для веревок и шнуров. Но если вам не нужно незатягивающегося соединения – то это хороший, надежный вариант.


Схема вязания жилковой петли

Скользящая петля. Является туристическим узлом для создания крепко затягивающейся петли. Чем сильнее тянете – тем сильнее затягивается.


Схема вязания скользящей петли

Напомню, что приведенные альтернативные узлы обладают куда меньшим качеством, чем восьмерка. Узлы и петли на них могут перемещаться вниз и вверх по леске, если вас это устраивает – то никаких проблем. Для крючков рекомендую любой другой из популярных: кровавый, паломар, веретено. Для связывания двух лесок – морковка и кровавый.

Самые популярные приемы вязания

Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.

Прямой

Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.

Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:

  1. Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
  2. Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
  3. Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
  4. Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
  5. Затянуть.

Булинь

Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.

Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.

Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:

  1. Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
  2. Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
  3. Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
  4. Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
  5. Продеть его в петлю уже сверху вниз.
  6. Затянуть за коренной конец.

Восьмерка

Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.

Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:

  1. Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
  2. Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
  3. Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.

Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.

Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.

Простой полуштык

Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.

Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.

Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:

  1. Перекинуть веревку через опору.
  2. Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
  3. Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.

Якорный

Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.

Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.

Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:

  1. Взять веревку, перекинуть ее через опору.
  2. Обернуть дважды.
  3. Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
  4. Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.

Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.

Общие сведения

Перед тем как завязать морской узел по схеме или рисунку, необходимо подробно рассмотреть классификацию этого вида соединения, а также его преимущества и недостатки. Кроме этого, новичку в таком деле следует тщательно изучить советы профессионалов, которые помогут понять общие принципы и исключить ошибки.

Классификация узлов

В настоящее время самая полная коллекция видов морских узелков включает в себя около 500 названий. Одни из них используются только на флоте, а другие — в повседневной жизни. Исходя из этого, а также в зависимости от назначения узлы разделяют на 3 основные категории:

  1. Knot. В ней собраны все виды соединений, которые связывают или переплетают неподвижно закреплённый конец троса (коренной) со свободным (ходовым), образуя небольшое утолщение на одном из концов троса.
  2. Hitch. Эта категория узлов объединяет все виды, служащие для соединения свободного конца каната с различными предметами или объектами (скобы, реи, мачты и другие).
  3. Bend. Среди таких узелков будут только те, которые предназначены для связывания ходовых концов двух или более тросов.

Помимо общепринятой классификации, есть и несколько дополнительных. Наиболее правильной среди них является разбивка на категории по принципу использования. Она включает в себя такие разновидности узлов:

  • связывающие тросы одинакового диаметра;
  • соединяющие верёвки разного размера;
  • прикрепляющие человека к линейной опоре;
  • требующие контрольного узла;
  • вспомогательные.

Область применения

Морские узлы довольно часто можно встретить в различных сферах деятельности. Их используют в туристических походах, такелажных работах, быту и промышленности. В некоторых случаях они помогают выполнять самую опасную и тяжёлую работу, а также страховать людей и предотвращать несчастные случаи.

Узлы моряков применяют в следующих целях:

  • привязывание лодок к причалу;
  • поднятие небольших грузов;
  • соединение тросов;
  • крепление верёвки к опоре;
  • поднятие и спускание малогабаритных предметов;
  • привязывание палатки к шесту;
  • крепление крючка к леске;
  • связывание веток и других предметов между собой;
  • наложение швов во время операций;
  • изготовление предметов одежды;
  • завязывание пакета с продуктами.

Преимущества и недостатки

Каждая схема вязки морских узлов имеет свои преимущества перед всеми остальными. Благодаря им у человека появляется возможность выбора наиболее подходящего варианта для каждого конкретного случая. Однако некоторые достоинства таких узлов одинаковы для всех категорий. Среди них есть такие:

  • простота завязывания и развязывания;
  • высокая надёжность соединения;
  • возможность завязывания не только на конце верёвки, но и в середине (характерно для большинства видов);
  • способность работать при значительных нагрузках;
  • большое количество таких узлов не меняет динамические свойства троса.

К ним относят следующие:

  • необходимость постоянной практики;
  • при недостаточно сильном затягивании может произойти самопроизвольное развязывание;
  • низкая надёжность при обледенении тросов;
  • при длительной эксплуатации в местах изгиба верёвки уменьшается прочность;
  • слишком большие нагрузки приводят к сильному затягиванию.

Рекомендации профессионалов

Для того чтобы морской узелок получился по-настоящему крепким и максимально надёжным, необходимо правильно его завязывать. Помочь в этом деле могут рекомендации профессионалов, которые ежедневно пользуются таким видом соединения.

Важные советы:

  1. Перед тем как начинать вязание морского узла, необходимо понять его схему. В противном случае достичь необходимого результата будет очень сложно.
  2. Сделать качественное соединение можно только после длительной практики. Без неё есть высокая вероятность допущения ошибки, которая повлечёт за собой снижение надёжности связанной конструкции.
  3. Каждый вид узлов можно завязать несколькими способами. Для того чтобы выбрать наиболее простой из них, необходимо протестировать различные варианты.
  4. Перед применением завязанного узла следует тщательно проверить его на прочность и отсутствие видимых повреждений.
  5. При завязывании узла на коренном конце нужно следить за тем, чтобы длина оставшейся части верёвки превышала 10 её диаметров. При этом свободный конец никогда не должен быть менее 5 сантиметров. В противном случае будет высокий риск саморазвязывания.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий