Яхта своими руками. От проекта до спуска (16 фото)

Полезные рекомендации

На шпангоутах нужно закрепить продольные элементы, для них следует заранее вырезать пазы. Части обшивки борта должны быть сделаны из фанеры, толщина которой составляет 5 мм. Потом они закрепляются оцинкованными шурупами, можно для надежности использовать клей. Сверху обшивки делается монтаж привальных брусьев, потом обшивается днище, делаются банки-скамейки.

Необходимо сделать шверт в форме треугольника, для этого берется фанера в форме вытянутого шестиугольника, передняя и задняя кромка должны быть скруглены. Все это должно быть обработано шкуркой, потом используется горячая олифа. Рулевое устройство самодельной яхты имеет большое значение. Баллер и румпель изготавливаются из фанеры, толщина которой должна быть 10 мм. Петли необходимо сделать разъемными, они должны навешиваться без труда. Потом все покрывается горячей олифой, сверху добавляется 2 слоя лака.

Никакая яхта не может быть без мачты, она изготавливается из соснового бруса, который должен иметь конусообразную форму (его верхняя часть должна иметь диаметр 48 мм, а нижняя 30 мм). Когда изготавливается мачта, нужно учитывать, что в гнезде она должна вращаться свободно.

Что касается паруса, то его можно изготовить из подушечного тика, по краям необходима окантовка капроновой лентой. Люверсы для крепления паруса должны быть закреплены вдоль нижней и передней шкаторины. Для удобства можно добавить 2 латкармана, в которые вставляются латы (они представляют собой деревянные пластины толщиной 5 мм), таким образом будет задана форма задней шкаторине.

Управление парусом осуществляется с помощью капронового каната и пары блоков. Один блок должен быть неподвижным, установленном на вертлюге, а второй должен быть подвижным, его крепят на гике.

Если листы фанеры слишком сухие, что приводит к их растрескиванию, то рекомендуется предварительно их замочить. Для этого нужно использовать кисть, которая смачивается в воде, потом она проводится по внутренней стороне. А еще можно использовать другой способ: листы фанеры распариваются, для этого они кладутся на корыто, в которое нужно добавить кипяток, и держать его в течение 10-12 минут. Для обшивки можно использовать разные материалы, лучше всего применять стеклотканевую обивку, можно также обшить корпус бязью.

После этого можно считать, что яхта готова к покорению морей, и можно почувствовать себя настоящим капитаном.

ПОШИВКА ПАРУСОВ

Украшением модели яхты являются хорошо сшитые паруса. Их два: стаксель и грот. Для парусов берите белую ткань.

Перед тем как шить, ткань слегка смочите. Один край смоченной ткани приколите к рейке и вывесите для сушки. Это для того, чтобы материал сел равномерно. Когда материал почти высохнет, прогладьте его горячим утюгом на ровном столе.

После этого наложите на него заранее сделанные чертежи выкройки. При вырезке парусов прибавляйте с каждой стороны по 12 миллиметров для двойного загиба на шов. Края паруса надо загнуть и сметать, а углы заделать.

Во время шитья не рекомендуется парус тянуть, так как это вредно отразится на форме. Ширина шва должна быть равна 6 миллиметрам.

На всех трех углах паруса нашейте от руки дополнительные уголки материи, а в самих углах сделайте дырочки, края которых обметайте ниткой.

С задней стороны паруса-грота, несколько под углом вниз, нашейте из кусочков материи карманы, куда вставляют тонкие деревянные пластинки (латы). Благодаря им задняя сторона (шкаторина) сохраняет свою форму.

После окончания всех швейных работ паруса надо еще раз тщательно прогладить. Паруса привязывают хорошей крепкой ниткой, вдетой в иголку.

Парус-стаксель пришивайте иголкой, делая проколы через каждые два сантиметра. Нитку незаметно закрепляют на верхнем и нижнем углах.

Парус-грот пришивают сперва к гику от мачты до оконечности и потом по мачте от гика к верху.

Выбор фанеры

Надо учитывать, что фанера может быть использована самая разная, но рекомендуется использовать фанеру из тополя, толщина которой составляет от 7 до 10 мм. Надо отметить, что подобное отклонение критичным не является, на вес фанеры сильно такой показатель не влияет.

Допустимо использование фанеры из березы, но тогда он может быть толщиной 5 мм

Надо принимать во внимание то обстоятельство, что, когда строится яхта, должна быть использована фанера, которая обладает повышенной водостойкостью. В этом плане будет нелишним принимать во внимание некоторое объяснение

Дело в том, что фанера — это слоистая клееная конструкция, состоящая из 2-3-х листов древесины, где расположение волокон находится перпендикулярно в смежных слоях. Именно благодаря таким свойствам фанера обладает теми качествами, которые обеспечивают прочность по всем направлениям. Именно благодаря этому фанера является тем материалом, из которого яхта своими руками получается просто отличной.

Если использовать листы фанеры большой площади, то трудоемкость строительства будет значительно снижена. Таким образом, стоимость строительства яхты тоже будет существенно меньше. Каждый паз, который представляет собой соединение продольных кромок листов обшивки из фанеры, делается на скупе или стрингере. Тому, кто строит такую яхту, нет никакой необходимости со скрупулезностью подгонять друг под друга кромки каждого пояса. Забота о водонепроницаемости большого числа пазов тоже не представляет необходимости, в отличие от варианта, когда яхта своими руками строится из досок. Фанерная обшивка предполагает поперечные лекала, которые задают обводы корпуса. В этом плане используются шпангоуты, которые включены в конструкцию. Это обстоятельство предполагает тот вариант, что нет необходимости самостоятельно изготавливать лекала. Это очень удобно, так как после того, как сборка завершена, лекала нужно будет выбросить.

Изготовление яхты

Шпангоуты для яхты из фанеры делаются в самой простой форме, для их сборки используются прямолинейные детали (футоксы). Такая конструкция выгодно отличается от конструкции корпусов с круглоскулыми обводами, когда нужно обязательно клеить ламинированные шпангоуты из реек (тонких).

Когда делается яхта своими руками, то в первую очередь нужно позаботиться о сборке корпуса. Сборка частей яхты начинается на верстаке, а завершается на земле. На верстак кладется киль, потом киль нужно соединить со штевнями и шпангоутами. Такое соединение осуществляется с использованием гвоздей, маленьких болтов, больших шурупов и заклепок.

После того как такой этап работ завершен, нужно внимательно проверить, не имеется ли перекосов, если они есть, то нужно убрать их подгонкой. Во все эти соединения надо проложить пористую бумагу, можно также использовать тонкую ткань, которая должна быть пропитана смолой, можно также использовать густую краску

В том случае, если для крепления деталей яхты используются гвозди, то нужно обращать особое внимание на их длину. За пределы тех деталей, которые соединяются, такие гвозди должны выступать свободно

Чтобы работать с гвоздями было удобнее, рекомендуется предварительно сделать на таких местах отверстия сверлом, толщина которого должна составлять примерно на 1 мм меньше, чем самого гвоздя.

Потом бортовые доски следует осторожно отогнуть вокруг шпангоутов, подвести их к транцу и связать. Если есть лишние концы, то их тоже нужно обрезать

Потом борта нужно временно прибить гвоздями, в результате чего у лодки появляется жесткий костяк, который через некоторые время тоже необходимо обшить фанерой.

Ты помнишь, как все начиналось

Подобных случаев в наших путешествиях было очень много, хоть отбавляй, но сейчас я веду рассказ о постройке яхты.

Итак, мы посоветовались с женой и решили, что это как раз тот вариант, которого нам сейчас и не хватает.

А дело было в том, что наш катамаран (судьба так распорядилась) , приказал долго жить и мы очень скучали по своим парусам, а тут на наше счастье мне на глаза попал этот проект.

Я позвонил по указанному в статье телефону и мне сказали, что группа уже практически сформирована, не хватает только трех экипажей и уже в эту субботу будет первое занятие.

Жена рассказала об этом на работе и вот в субботу мы с внучкой и ещё двое мужчин со своими семьями, с Натальиной работы пришли в помещение СЮТа и записались на программу “Папа, мама, я – семейный экипаж”. (Забегая вперёд, скажу, что один из этих мужчин, с Натальиной работы, лодку построил и до сих пор с огромным удовольствием использует ее для семейного отдыха и рыбалки, а у второго пороха не хватило и он продал свое недоделанное “счастье”. Видимо не очень и хотелось).

Было начало февраля и у нас у всех появился азарт и огромное желание построить свои лодки к летнему сезону! Но не так-то все просто.

Классификация

С течением времени легкие лодки ПВХ усовершенствуются. Все новые внедрения и разработки производителя направлены на повышение функциональности, качества и надежности устройства при одновременном снижении его стоимости. Не обошли изменения стороной и весла. Постоянной доработке подвергалась форма весла, геометрия, а также материалы. Говоря о форме, необходимо понимать, что речь идет не о всем весле целиком, а о его лопасти. Уже в этом можно разглядеть некое разделение. Лопасть может быть плоской или вогнутой.

Представленная классификация не является единственной. Разделять устройства на отдельные типы можно по одному из параметров. Так как у весел таких параметров несколько, то и классификаций может быть несколько. Например, модели могут быть разборными или неразборными.

Разборные весла отличаются компактностью. Их удобно транспортировать, особенно в условиях ограниченности пространства. Неразборные весла хороши тем, что при отсутствии мест соединений износ механизма или резьбы исключается, следовательно, повышается долговечность конструкции.

Косвенным параметром считается наличие или отсутствие уключин в лодке. Уключина позволяет установить точку опоры на борту. Весла, приспособленные под уключины, делятся на три вида:

  1. весла байдарочного типа, имеющие лопасти на веретене;
  2. гребки, часто применяющиеся на одноместных лодках;
  3. специальные весла для лодок с мотором.

Если лодка ПВХ оснащена мотором, то специальные весла на держателях играют роль вспомогательного элемента. Они используются при прохождении труднодоступных участков с препятствиями на малых скоростях. Пользоваться данными веслами любители вряд ли смогут, так как необходим определенный навык вождения судна.

Среднестатистический рыбак отдаст предпочтение классическому веслу байдарочного типа. Помимо прочности устройство должно обладать малой массой. Современные алюминиевые весла имеют пластиковые элементы для уменьшения массы. Геометрия весла рассчитывается, исходя из условий его эксплуатации. Учитывается особенность места крепления, способ крепления, а также назначение. В итоге, по длине весла можно поделить на две категории: длиной до 160 см и до 180 см.

В процессе выбора покупатель обязан соотнести длину весла с габаритами своего плавсредства, а также учесть планируемые расстояния, которые он будет преодолевать. Длинные весла представляют собой рычаг. Они имеют больший размах, зато обладают более высокой массой. Охотники и рыбаки большие расстояния преодолевают с помощью силы тяги мотора, а весла используют при движении по камышам. Исходя из этих соображений, можно определить приоритетные модели весел.

Стоимость сборки

Продолжительность сборки зависит от следующих факторов:
— сложность корпуса — например, корпус с радиусной скулой потребует гибки сегментов обшивки, усложнит подгонку смежных листов обшивки;
— качество сопряжения элементов раскроя- если все стыкуется как задумано — собирать корпус гораздо проще (имеются в виду  и качество проекта и качество резки);
— время года (или погода) — в мороз почему-то оказывается сильно дольше))

Для примера: для очень большого и тяжелого 14-ти метрового судна с двумя водонепроницаемыми переборками и отдельным машинным отделением (что не характерно для круизных яхт) продолжительность сборки составляет 8-10 месяцев. Некая примерная стоимость работ — 110 тысяч рублей в месяц. Также нужно понимать, что корпуса меньших размеров потребуют гораздо меньшего времени сборки- например, ориентировочно можно предположить, что 10-11 метровый корпус без переборок внутри, потребует 4-5 месяцев сборки и 300-350 тысяч рублей на раскрой, то есть в сумме около 800 тысяч рублей не считая проекта.

Как видите, работы по сборке составляют большую часть стоимости корпуса. Когда человек это осознает, у него в голове рождается вполне логичная мысль- купить раскрой, а собирать самому на огороде (вариант купить раскрой и отдать на сборку третьим людям я не рассматриваю — выйдет заведомо дороже и скорее всего хуже по качеству).

Возможность самостоятельной сборки из готового раскроя

Да, такая возможность всегда есть. Скажу больше- на самостоятельную постройку яхты я решился как раз после прочтения блога Аркадия Полякевича, который сам строил в Канаде Вояджер 388 из раскроя, купленного у Брюса Робертса.

В случае самостоятельной сборки нужно, на мой взгляд, понимать следующие вещи:
— хорошо бы «по честному» выучиться на сварщика; сварка- не такой тривиальный процесс, как кажется многим людям в наше время сверхдешевых китайских сварочных аппаратов; а от качества монтажа будет зависеть ваша жизнь ни много ни мало..
— не нужно не дооценивать сложность: если вы умеете варить гаражные ворота или железные двери или на худой конец- забор — вы, естественно, сможете собрать лодку, но объем и сложность работ вас очень неприятно поразят; многие самостройщики собирают 12 метровый стальной корпус 3-5 лет;

Тем, кто прикидывает стоимость постройки своей лодки также нужно понимать, что для того, чтобы сбросить корпус на воду вам как минимум потребуются следующие обязательные компоненты или действия:
-окраска корпуса (до 4.000 руб за квадратный метр, если брать краски International по питерским ценам; площадь — для моего проекта- 300 кв.метров);
-двигатель;
-валолиния (вал, винт, дейдвудная труба с подшипником Гудрича как вариант, сальниковая муфта);
-рулевое хозяйство (если гидравлическая система — то гидравлическая рулевая помпа, трубопроводы, гидроцилиндры);
-иллюминаторы и двери или заглушки на отверстия;

Надеюсь, что после прочтения этого текста у тех «яхтомечтателей», кто решил идти путем самостоятельной постройки своей лодки, не убавится энтузиазма и решимости строить и они не переметнутся в стан покупателей яхтенного пластикового хлама 30-ти летней давности с отваливающимися килями))). Всем самостойщикам желаю удачно спустить на воду свои детища!

Об особенностях постройки

Для реализации плана постройки моторной яхты есть два пути. Намного проще осуществлять основной процесс, если предварительно выполнить максимум подготовительных работ по созданию заготовок. Сложнее работать «с нуля».

На современном рынке судостроения есть много специализированных компаний, предлагающих разновидности подобных сборочных комплектов, в которые входит перечень необходимых деталей. Из них непосредственно и будет выполнена постройка моторной яхты.

Чтобы все было сделано правильно, заготовки сопровождают подробными инструкциями и чертежами

Помимо этого, важно знать о правильности сборки и четком соблюдении технологии изготовления судна

Делаем сувенирный кораблик

Подготовка к работе

Любая работа начинается с подготовки, и моделирование ни в коем случае не будет исключением.

Для начала нужно определиться с тем, что мы будем строить. Если ранее вы не имели дела с судомодельным искусством, то рекомендуем скачать чертежи корабля из фанеры в сети: как правило, они содержат всю необходимую информацию и понятны даже новичку.

  • Распечатав чертеж, изготавливаем шаблоны основных деталей.
  • Шаблоны переносим на .

Вырезаем и собираем детали

Выпиливать заготовки можно как с помощью ручного, так и с помощью электрического модельного лобзика.

Последний стоит дороже, но зато с ним вы меньше намучаетесь при вырезании мелких деталей:

  • В фанерном листе проделываем стартовое отверстие, в которое вставляем пилку или полотно лобзика.
  • Выпиливаем деталь, стараясь двигаться точно по отмеченному контуру.
  • Выпиленную заготовку обрабатываем напильником, снимая небольшие фаски по краям и удаляя неизбежные сколы и заусенцы.

Когда все готово, начинаем сборку нашего корабля.

  • Вначале на продольную балку – киль – надеваем поперечные шпангоуты. В нижней части каждого шпангоута обычно предусмотрен паз для закрепления на фанерном киле.
  • Для соединения можно использовать стандартный клей, а можно – специальные клеевые смеси, предназначенные для судомоделизма.
  • Верхние части шпангоутов крепим к палубе. У простых моделей палуба представляет собой один лист фанеры, а у сложных она может быть многоуровневой.
  • После того как клей на шпангоутах высохнет, начинаем обшивать борта тонкими полосами фанеры. Толщина материала должна быть не более 1,5 мм, поскольку только в этом случае мы сможем согнуть обшивку без риска повредить ее.
  • Для изгибания можно нагреть и увлажнить. После этого материал согнется без труда, а со временем – приобретет устойчивую форму.

Окончательная отделка

По большому счету, на этом столярное мастерство завершается, и начинается искусство.

Когда корпус собран и высушен, нам необходимо:

Изготовить из тонкой фанеры и закрепить палубные надстройки.

  • Нарастить борта таким образом, чтобы они выступали над плоскостью палубы.
  • Поверхность палубы оклеить деревянным шпоном или же расчертить с помощью шила, имитируя дощатую обшивку.
  • Сделать и установить все мелкие детали вроде штурвала и рулевой лопасти.
  • Закрепить мачты со всеми дополнительными устройствами (так называемый рангоут), установить паруса и растянуть всю эту конструкцию с помощью нитей такелажа.

В завершение все фанерные детали нужно обработать морилкой и пролакировать. Это обеспечит нашему сувениру как минимум пару десятков лет сохранности.

Что нам нужно

Набор инструментов

Приступая к работе, нам следует позаботиться о наличии всех необходимых инструментов.

В принципе, набор потребуется простой:


Выпиливать заготовки удобнее всего дисковой пилой

  • пила по дереву (дисковая или сабельная);
  • электролобзик с набором полотен;
  • шлифовальная машинка с насадками для обработки фанеры;
  • дрель и сверла разного диаметра;
  • шуруповерт;
  • струбцины для фиксации склеиваемых деталей;


Вместо струбцин в некоторых случаях подойдут зажимы для бумаги

  • ручной инструмент – молотки, пассатижи, стамески и т.д.
  • измерительный инструмент – рулетка и уровень.

Работы лучше выполнять в свободном гараже или мастерской. В принципе, детали можно собирать и на полу, но работать будет куда удобнее, если мы из бруса и толстых досок сконструируем специальные козлы, на которых и будут размещаться все элементы нашей будущей лодки.

Подбор материалов

Проекты лодок из фанеры, в изобилии представленные в интернете, предполагают использование самых разных материалов. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций, поскольку новичкам лучше отрабатывать методики на несложных образцах.


Заготовки для работы

Для постройки судна нам будут нужны:

Элемент конструкцииОсобенности материала
Борта и днищеВ качестве основного материала для изготовления днища и бортов используем фанерные листы. Фанера для лодки должна соответствовать ряду требований:

  • толщина – от 5 до 10 мм в зависимости от конструкции борта. Иногда для усиления внутри устанавливаются элементы из более толстого (до 15 мм) материала;
  • максимальная влагостойкость. Борта лучше всего делать из фенолформальдегидной или бакелитизированной фанеры. Панели на карбамидном связующем также подойдут, но в этом случае понадобится дополнительная влагозащитная обработка, например, оклейка стеклотканью;
  • шлифовка – односторонняя. Из соображений безопасности и надежности шлифованный слой размещается с наружной стороны.
Внутренний каркасОпорные конструкции – шпангоуты, киль, распорки, а также сидения и транцы делают из более прочных материалов:

  • фанера толщиной 20-25 мм;
  • обрезная доска аналогичного размера.
Соединительные элементыОчень часто для соединения деталей в единую конструкцию применяется только клей. В то же время некоторые методики предполагают сшивку фанерных листов с использованием тонкой стальной проволоки, капронового шнура, толстой лески и т.д. В качестве дополнительного укрепления швов применяются полосы из стеклоткани, пропитанной эпоксидными смолами.
Наружная отделкаКакой бы качественной ни была фанера, при длительном контакте с водой она будет набухать. Вот почему и снаружи, и изнутри все деревянные детали обрабатываются специальными составами. К ним относятся:

  • морилки;
  • пропитки с антисептическими и влагозащитными компонентами;
  • лаки и краски.

Чертежи лодки и перенос их на материал

Прежде чем приступать к закупке материалов, нам будут нужны чертежи лодок из фанеры. Строить схему плоскодонки или туристической байдарки самостоятельно стоит только в том случае, если у вас есть достаточный опыт, и вы четко понимаете, какого размера вам нужна лодка, и какую конструкцию она обязана иметь. Новичку же лучше воспользоваться готовым проектом – благо, найти его в сети не составит труда.


Чертежи лодки из фанеры с крупными схемами устройства основных узлов

Итак, перед тем как из фанеры сделать лодку, поступаем следующим образом:

  1. На основе чертежей делаем шаблоны нужной формы и размера из оберточной бумаги или старых обоев.
  2. Выкройка лодки из фанеры прикладывается к деревянной панели и обводится по контуру.
  3. Точно так же шаблоны используются для разметки досок и брусьев, из которых будет делаться внутренний каркас.


Еще одна схема: плоскодонка с фанерными бортами и дощатым днищем

При переносе размеров на заготовки мы с высокой вероятностью столкнемся с трудностями. Связано это с тем, чтоб стандартный размер фанерного листа (максимум 3000 мм по длине) часто бывает меньше, чем запланированные габариты лодки. В этом случае нам необходимо освоить методику склейки фанеры:

Торцы двух деталей подгоняем друг к другу.

  1. Аккуратно стесываем края на длину, превышающую толщину листа примерно в 7 – 8 раз.
  2. Полученные скосы смазываем столярным или полимерным клеем и надежно зажимаем струбцинами.
  3. После полной полимеризации клея мы получаем достаточно длинный лист с прочным соединением «на ус».


Схема склейки фанерных листов

Особенности постройки моторной яхты своими руками

Хотите узнать, как самому построить яхту в кормовой части, у которой будет мотор? Тогда внимательно ознакомьтесь с представленной ниже информацией и начинайте строительство хоть завтра!

Моторные небольшие яхты своими руками, которые построить очень просто, по сравнению с другими судами такого же типа, имеют массу преимуществ, например, все они имеют простое управление, а от того, насколько мощный будет стоять двигатель, зависит скорость, с которой будет плыть ваша яхта.

Перед началом строительства, одно из самых важных условий – это необходимость определить, для каких целей вы будете использовать это судно. Строительство корпуса моторной яхты осуществляется из продольных и поперечных сечений. Размещение двигателя на таких судах – кормовое, за счет чего обеспечивается правильность посадки данного плавсредства.

При постройке яхты своими руками с мотором, можно пользоваться любым конструктивным материалом, выбор которого зависит от чертежей проекта и его особенностей. Также помните, что выбрать идеальный материал для постройки моторной яхты просто невозможно, особенно, если вы человек, который еще ни разу не строил подобных судов. Ведь любой из материалов имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Постройка яхты самостоятельно часто происходит с помощью стеклопластика, ведь из данного материала можно сделать, как маленькое, так и больше судно. При грамотном соблюдении технологии постройки, яхта будет иметь высокую прочность и продолжительный срок эксплуатации.

За основу моторной мини-яхты своими руками, можно брать проекты, которые уже имеют продуманный дизайн. Но постройку такого типа судна лучше всего осуществлять в подготовленных цехах или на стапеле, где имеется соответствующее оборудование.

При желании покупать стеклопластик самостоятельно, советуем предварительно посоветоваться с человеком, который имеет опыт строительства таких типов судов. В среднем, один лист хорошего финского стеклопластика обойдется вам в 1600 руб., а таких листов понадобится 3-4 штуки. Но перед тем как при постройке яхты самостоятельно, отдать предпочтение тому или иному материалу, рекомендуем ознакомиться с их свойствами, ведь от этого зависит прочность будущего судна.

Если вы не знаете, как построить яхту своими руками из пластика и с двигателем, то, как вариант, можно обратиться к специалистам из данной области, ведь они знают массу особенностей строительства таких судов. Например, стеклопластиковый корпус нужно строить лишь в закрытых помещениях, чтобы исключить агрессивное воздействие окружающей среды. Только так получится сделать яхту своими руками, которая идеально будет соответствовать всем вашим требованиям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий