Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

Содержание

Давеча на рыбалке возник интересный случай: ловлю хищника спиннингом на реке. Поклевки чуть ли не на каждом забросе, окунь с судаком радуют своей активностью. Однако у соседнего рыбака полный штиль. Решил присмотреться и понять, почему происходит такая ситуация. Сначала думал, что дело в приманке или неудачной подаче. На деле же оказалось, что все намного проще… 

Как бы не старался сосед докинуть до рыбы, у него не получалось. Хотя, веса использовали примерно одинаковые, да и в самой технике явных ошибок не наблюдалось. Значит причина очевидна – неправильно намотан плетеный шнур. В общем, завел я с ним беседу, посмотрел на катушку и убедился, что моя теория верна: расстояние между плетью и верхним краем шпули гигантское. К тому же, все было в сплошных бугорках и провалинах. Именно тогда у меня и появилась эта идея, собрать материал и написать на данную тему небольшую статью, адресованную новичкам. Я и сам, собственно, начинающий рыболов, но любопытный! 

Как привязать леску к шпуле катушки

На данном моменте стоит остановиться подробнее. Неверные способы крепления лески или плетни впоследствии нарушают весь принцип укладки шнура и его рациональное распределение на основании шпули. В зависимости от конструкционных особенностей катушки, её вида, различаются и способы, которыми стоит привязывать леску на шпулю.

Привязать леску к шпуле катушке в её безынерционном исполнении можно двумя методами. Одним из них является способ вязки при помощи специального узла, наподобие клинча. Такой узел имеет преимущества в своих способностях противостоять растягиванию. Вторым методом эффективного выполнения операции будет использование самозатягивающегося узла. Этот узел немного растягивается, но в процессе работы катушки натяжение шнура не даёт проявляться этому недостатку в полной мере.

Рассмотрим, как привязать леску к инерционной катушке. В данном случае меняется расположение сматывания. Если в безынерционном варианте шнур мотается по шпуле поперёк её оси, то на инерционке — вдоль. Закрепить леску на катушке при таком способе намотки эффективней, если завязать узел двойной петлёй или обычной восьмёркой.

Закрепить леску на шпуле катушки мультипликатора нужно, привязав её начало к одному из отверстий, конструктивно выполненных на её основании. Здесь рыболов вправе применить любой надёжный тип узла, исключающий его расслабление и последующую потерю крепёжной способности. На мультипликаторную катушку принцип проскальзывания шнура не распространяется, так как он крепится на глухую. В инерционном и безынерционном вариантах механизма проскальзывание шнура по шпуле должно быть исключено оптимальным усилием затягивания узла.

Определение длины наматываемой лески и бэкинга

Леска не должна доходить до края шпули безынерционной катушки на 1-1,5 мм, только в этом случае будет обеспечена максимальная дальность заброса и сведена к минимума вероятность образования бород из лески.

Расстояние на которое леска не должна доходить до края шпули зависит от жесткости лески, чем жестче леска, тем больше должно быть это расстояние. Слишком маленькое расстояние приведет к сходу петель во время заброса и образованию бороды из лески.

Для того чтобы обеспечить правильное положение лески на шпуле катушки используется бэкинг (подмотка). Бэкингом называется дополнительное наполнение шпули, которое намотано на шпулю под основной леской, для увеличения диаметра шпули.

В качестве бэкинга рыболовы используют: специальный бэкинговый капроновый шнур, недорогую монолеску небольшого диаметра, старую отслужившую свой срок службы плетенку, или даже тканевую или ПВХ-изоленту. Некоторые рыболовы используют в качестве бэкинга швейные нити, но делать этого не стоит, нить намокает в воде, долго держит влагу и тем самым портит леску.

При выборе бэкинга следует выбирать бэкинг так, чтобы он был прочнее основной лески и в тоже время не сильно отличался от нее по диаметру, чтобы обеспечить хорошую ровную намотку.

На большинстве рыболовных катушек указывается их лесоемкость, то есть количество лески в метрах, которое она может вместить. Относится к этим цифрам стоит как к ориентировочным.

Многие начинающие рыболовы определяют объем бэкинга на глаз, но при таком способе есть вероятность ошибиться, вследствие чего основной лески окажется либо слишком мало или наоборот слишком много.

Опытные рыболовы для определения необходимого количества бэкинга, сначала наматывают на шпулю катушки основную леску, затем поверх нее бэкинг, так чтобы на бортика шпули оставались требуемые 1-1,5 мм. Затем перематывают все это в обратном порядке на рабочую шпулю. При намотке лески и бэкинга на шпулю катушки, для обеспечения требуемой плотности намотки, следует обеспечивать правильное натяжение лески.

В случае, если у вас имеется запасная шпуля для катушки, нужно установить ее на катушку и вести намотку лески и бэкинга сначала на нее, а затем сначала бэкинг, потом основная леска перематываются уже на основную рабочую шпулю, в результате бэкинг оказывается в предназначенном для него месте: внизу, под основным шнуром.

В том случае, если у вас нет запасной дополнительной шпули для катушки, основная леска и бэкинг наматываются сначала на основную рабочую шпулю, затем дважды перематывается на две свободных бобины от лески и уже затем опять на основную рабочую шпулю катушки, уже в правильном порядке: бэкинг внизу, основная леска сверху.

Большинство недорогих катушек идут с дополнительной пластиковой или алюминиевой шпулей в комплекте. Более дорогие катушки идут только с одной шпулей, но рыболов при желании может приобрести себе дополнительную шпулю. Дополнительная шпуля не только облегчает намотку лески на катушку, но и позволяет при необходимости быстро поменять шпулю с леской прямо во время рыбалки.

Отличительные особенности переднего и заднего фрикционов

Многие опытные рыболовы считают, что между двумя конструкциями принципиальная разница отсутствует. В подтверждение этому многие фирмы производят одну и ту же модель в двух разновидностях: с передним и задним фрикционами. Тем не менее некоторые отличия между моделями есть.

  1. Принято считать, что данные устройства надежнее, потому что имеют механическую схему.
  2. Обычно устройства такого плана исполнены одинаково, отличия их минимальны, поэтому замена одного на другое не заставит рыболова тратить время на изучение работы нового механизма.
  3. Регулировка выполняется с помощью специального винта, который крепит шпулю. По этой причине время на замену шпули в случае необходимости увеличивается.
  4. Если у таких систем подложить шайбу под шпулю, то регулировка становится также возможной.
  5. Данный вариант допускает крепить на катушки шпули с повышенным диаметром, не меняя при этом сам механизм снасти. Значит, масса и размеры изделия остаются на прежнем уровне, зато увеличивается дальность заброса.

Особенности заднего фрикциона заключаются в следующем:

Удобно регулировать тормоз в процессе выуживания рыбы. Фиксатор регулировки позволяет новичку – рыболову быстро реагировать на любые непредвиденные обстоятельства. Особенно в том случае, когда имеется дополнительный переключатель, с помощью которого моментально меняется тормозное усилие.

  • Катушки, оснащенные задним тормозом, обычно более компактны.
  • Стоимость шпули при данном варианте ниже.
  • Форма снасти более сбалансирована и не имеет крена вперед.
  • В механизме не заложены прижимная шайба и гайка. Этот факт играет большую роль, так как при наличии этих деталей в процессе замены шпули возможна их потеря.

Советы начинающим

Надеемся, вы освоили основные правила обращения с фрикционным тормозом, настало время для финальных советов:

  • Собирайте снасть по правилам. Следуйте рекомендациям производителя: подбирайте удилище, катушку и леску в соответствии с тестом приманки. При недостатке опыта и использовании разнородных элементов оснастки никакой фрикцион не спасет леску или удилище от повреждений.
  • Выбирайте брендовые катушки. Безымянный контрафакт или откровенные подделки для более-менее комфортной ловли непригодны. Они неравномерно укладывают леску, легко повреждаются, а фрикцион самопроизвольно зажимается в процессе ловли.
  • Помните о возможности регулировки во время рыбалки. Ориентируйтесь по ситуации: ослабляйте фрикцион при вываживании очень сильных экземпляров, постепенно затягивая его все туже.
  • Не превышайте установленный максимум. Мы рассказали, как правильно затягивать тормоз под тест лески, но не утягивайте его еще туже – это небезопасно для снасти. Кстати говоря, некоторые катушки и вовсе нельзя затянуть наглухо – производитель оставляет резерв для защиты снасти.
  • Оставляйте тормоз на хранение не затянутым. Приехали с рыбалки – приведите снасть в порядок и отпустите фрикцион – так он прослужит дольше.

Желаем вам клевой погоды, хорошего улова и целых снастей, уважаемые коллеги по хобби!

Применение бэкинга

Бэкинговое приспособление представляет собой послойное наложение какого-либо материала на основу, на которую в дальнейшем производится наматывание лески. Оно требуется для увеличения шпульного диаметрального сечения, а это экономит леску, так как не требуется многочисленных витков.

Бэкинг является необходимым по причине того, что объем шпульного устройства не может подходить под все виды лесочного волокна. Таким образом при объеме лески, который меньше емкой шпульной величины используется подмоточное приспособление под лесочную основу в виде бэкинга.

В качестве бэкинга используется несколько материалов:

  • плетеный шнур;
  • капроновая нить;
  • изолента прочной формы.

Обычное использование бэкинга представляет собой добавку на намотку до требуемого уровня, после чего продолжается дальнейшая обратная перемотка.

Наматывание производится с увеличенной плотностью, чтобы не образовался провал в лесочной основе. Для крепления к лесочному волокну используется несколько форм узлов:

  • кровные узы;
  • гриннер;
  • узел Петра Миненко.

Наматывание производится с увеличенной плотностью, чтобы не образовался провал в лесочной основе

Типы рыболовных катушек

Все рыболовные катушки по своему устройству делятся на три типа:

  • Безынерционные катушки — самый популярный среди рыболовов вид катушек. Внешний вид безынерционной катушки известен каждому рыболову, из-за своего внешнего вида рыболовы называют их «мясорубки». Безынерционная катушка состоит из шпули с намотанной на ней леской, дужки лесоукладывателя с роликом, вращающегося ротора, корпуса, внутри которого находится механизм, ручки и ножки, с помощью которой она крепится к катушкодержателю удилища. Все безынерционные катушки оснащаются фрикционным тормозом, который может быть передним и задним. Безынерционные катушки самые универсальные среди рыболовных катушек, они используются для самых разных способов рыбной ловли: спиннинга, поплавочной удочки, троллинга, фидера. Безынерционные катушки различаются по размеру, передаточным числам, типу фрикционного тормоза, ценам. Каждый рыболов может подобрать себе катушку подходящую ему по параметрам и бюджету. Безынерционные катушки, благодаря простоте конструкции и удобству использования, лучше всего подходят для начинающих рыболовов.
  • Мультипликаторные катушки – уступают по популярности безынерционным катушкам, но с каждым годом их популярность среди рыболовов растет. В мультипликаторной катушке удачно объединены все достоинства и преимущества инерционных и безынерционных катушек, правда они имеют более сложную конструкцию. Для установки мультипликаторной катушки обычный спиннинг не подходит, необходимо приобрести кастинговый спиннинг, он лучше сбалансирован, имеет необходимую длину рукояти и большее количество колец, удобный для мультипликатора катушкодержатель. Мультипликаторные катушки отличаются высокой надежностью, мощностью, высокой чувствительностью и удобством использования, но при этом требуют более использования более сложной техники заброса, умения настраивать тормозную систему катушки и обладают более высокой стоимостью.
  • Инерционные катушки – самый старый тип рыболовной катушки, в наши дни уступили пальму первенства безынерционным и мультипликаторным катушкам. Инерционные катушки состоят из барабана для намотки лески, фрикционного тормоза и ножки для крепления катушки на удилище. Инерционные катушки просты по конструкции, надежны и имеют невысокую стоимость, но требуют от рыболова опыта и сноровки при выполнении заброса.

Фрикционный тормоз безынерционной катушки — классификация и настройка

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы. Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы. Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Как правильно намотать леску на катушку спиннинга для дальнего заброса, в какую сторону: схема, видео

Намотанная леска на катушку спиннинга для дальнего заброса

В первый раз будет сложно намотать самостоятельно леску, но следуя инструкции, вы сможете это сделать верно. Вот поэтапная схема намотки лески на катушку спиннинга для дальнего заброса:

  • Сначала снимите шпульку и установите бобинку. Протяните лесочную нить в кольцо и прикрепите к шпульке. Если есть такое запасное устройство, то сначала потренируйтесь и намотайте лесочную проволоку на нее.
  • На катушечной бобине есть отверстие в центре. Насадите бобину на карандаш или ручку и начинайте наматывать.
  • Чтобы не поранить руки при намотке лесочной нити, наденьте перчатки. Зажимайте леску чуть выше, чем расположено первое кольцо. Одной рукой регулируйте намоточный процесс на шпульку, а другой — крутите бобинку, но медленно, не торопясь.
  • Накручивать лесочную проволоку нужно до тех пор, пока не останется от края шпульного бортика не более 2-3 мм. До самой краюшке наматывать не нужно, так как лесочная проволока может сойти в виде петель.
  • Если вы делали намотку на запасную шпулю, то теперь перемотайте лесочную нить на основное устройство. Если степень намотки не устраивает, отрегулируйте ее при помощи специальных шайб.
  • Теперь прикрепите конец лесочной нити за клипсу, выступ на которой расположен сбоку шпули.

На этом рисунке видна подробная схема намотки. Также на нем видно, в какую сторону нужно наматывать лесочную нить.

Схема намотки лески

Вот видео, которое поможет вам правильно накрутить лесочную проволоку. Просто следуйте советам в этом видеоролике и повторяйте, следуя шагам. Выбирайте любой удобный способ из трех представленных в этом видео.

Особенности намотки

Катушки могут быть различны, так как существует несколько видов катушечных типов, а это меняет характер намотки. Например:

  • Мультипликационный тип катушки не может сменить шпульную часть, при заправке лесочного волокна или бэкинга, которые произведены заранее;
  • Инерционный тип отличается различием возможных шпульных устройств, а это приводит к тому, что операция по смене также не получится;
  • Безынерционный тип легко меняет шпули с плетенками или леской.

Таким образом, намотка на безынерционную катушку проста, а два других типа имеют отличия.

Инерционный тип катушки имеет ряд особенностей:

  • Обычная катушка имеет объемный размер в сто метров лесочного волокна;
  • Спиннинг или фидер, имеющие кольца пропускного типа, имеют особенность в намотке лески на собранное удилище;
  • На разложенном спиннинге лесочное волокно пропускается через каждое пропускное кольцо, начиная с меньшего, при этом лесоукладывательная дужка отгибается, после чего обеспечивается крепление лесочного волокна к шпульному устройству с помощью узла или за стопорное устройство. Делается некоторое количество витков в размеренной медленной форме ручным способом, после чего прокручивается рычаг или ручка, при этом лесочное волокно пойдет в намотку.
  • При правильной форме намотки лесочное волокно должно ложиться по примеру ниточной катушки, то есть без зазоров и плотным форматом.

У мультипликаторного типа катушки существует лишь одна особенность. Лесочное волокно должно иметь диаметральное сечение, которое предназначается для рассматриваемой модели.

Безынерционная катушка также имеет список особенностей в непосредственном использовании:

  • Размер лесочной толщины должен быть равен той, которая указывается на катушечном механизме, так как при другом диаметральном сечении лесочного волокна будут сложности с заправкой;
  • Каждая безынерционная катушечная форма создается под конкретно заданный диаметр волокна, кроме того объемный размер бэкинга также ограничен;
  • Все параметры катушек указываются в паспортных данных, при этом каждому производителю соответствуют различные данные;
  • Лесочная намотка на безынерционный тип катушки производится плотными витками к друг другу или крестообразным способом.

Выбор катушки и лески

Важный момент в любой рыбалке с удочкой — выбор подходящей лески. Фидеристы и спиннингисты сейчас почти не используют классическую мононить — она слишком хорошо тянется в воде, особенно на дальних расстояниях. Вместо этого они применяют плетёные шнуры, которые имеют такую же прочность и меньший диаметр, и не так сильно растягиваются.

Очень часто фидеры и спиннинги сочетают с лесоукладывателями и безынерционными катушками. Реже рыбаки выбирают мультипликаторные варианты и инерционные модели.

Мононить применяют в комплексе с безынерционной и инерционной катушками для жерлиц, донных снастей, кивковых и поплавочных удочек. Но тогда наматывать следует по-другому.


Катушка с рыболовной нитью на удочке

Итак, как же правильно намотать плетёнку на катушку?

Для начала берётся катушка со шнуром и на конце плетёнки делается обычная петелька. Затем катушка устанавливается на спиннинг. Потребуется лишь комлевая часть с ближним к катушке кольцом.

Предварительно откинув дужку катушки, плетёнку с петелькой пропускаем в ближнее кольцо и, сделав из шнура петлю-удавку, накидываем её на шпулю катушки. Вначале следует проверить, не проскальзывает ли плетёный шнур при первых оборотах катушки и происходит ли надёжная намотка? Если этого нет, то петлю следует перевернуть другой стороной. Затем, слегка придерживая шнур пальцами, снова начинаем наматывать его под натяжением. Удавка сработала, шнур наматывается плотно и без проскальзывания.

Как забрасывать спиннинг с инерционной катушкой

Чтобы начинающему рыболову-спиннингисту научиться забрасывать, а потом вести блесну, понадобиться всего несколько часов. Достаточно соблюдать определенные правила:

  1. Боковой заброс:
  2. Блесна должна свисать с конца удилища на 20-30 сантиметров;
  3. Прижимаем леску к удилищу пальцем, отключаем катушечный стопор.
  4. Отведя спиннинг назад, делаем плавное, сильное движение вперед. При этом стараемся, чтобы верхушка удилища двигалась немного вверх. Не забываем отпустить леску.
  5. Заброс через голову:
  6. Не прилагайте слишком много силы в момент заброса;
  7. Блесна должна описывать вытянутую дугу в воздухе.

Регулировка с помощью шайб

Но, не тех, что мы используем с болтами и гайками, но очень похожих. Исходя из сказанного выше, наша задача — получить обратный конус. С которым меньше всего будет петель и «бород», в большинстве случаев не будет и вовсе.

Суть регулировки с помощью шайб, в сущности, очень проста:

  1. Берем катушку и выполняем стандартную процедуру намотки плетенки на шпулю.
  2. Смотрим на полученный профиль намотки. Если у нас после намотки получился легкий обратный конус, то оставляем всё как есть.
  3. Когда профиль далек от обратного конуса, нужно попробовать изменить его с помощью шайб, которые расположены под шпулей. Обычно, достаточно убрать шайбу или заменить ее на более тонкую и получится обратный конус. Но, часто бывает, что конус этот лишком крутой и это плохо. Тогда, регулировочная шайба должна быть тоньше. Такую можно вырезать из пластика, который используется в коробочках из под воблеров и блесен. Он, как раз чуть, тоньше стандартной шайбы, которая идет в комплекте с безынерционной катушкой.

В некоторых моделях катушек уже в коробке идут запасные шайбы специально для регулировки. Причем, они разные по толщине. Если вы купили именно такую безынерционку, то отрегулировать профиль намотки будет немного проще и быстрее.

После всех этих манипуляций с регулировкой только реальная рыбалка покажет — правильно ли мы отрегулировали профиль намотки. Если за всю рыбалку не было ни одной бороды или петли, то все в норме, а если проблемы были, нужно еще поработать с шайбами.

Работа фрикционным тормозом при вываживании

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Однако еще многие рыболовы не умеют правильно пользоваться тормозом катушки. Одни забывают правильно выставить фрикцион, другие затягивают его «намертво». Увы! Сколько удилищ и лесок еще поломается из-за этого, сколько рыб сорвется с крючка!

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода. С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона. Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится. Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают. Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать — кто кого? Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

Как намотать леску на катушку триммера, косилку, бензокосу: видео

Правильно намотанная леска на катушку триммера

Триммер, косилка или бензокоса работают также как и удилище при помощи лесочной нити. Только в спиннинге лесочная веревка нужна, чтобы закинуть удилище, а в триммере она необходима для того чтобы срезать зелень. Как намотать леску на катушку триммера, косилку, бензокосу? Вот этапы:

  • Демонтируйте шпулю из катушечной коробки.
  • На катушке с одним усиком есть пометки в виде указывающих стрел. Они показывают сторону намотки, вам понадобится от 2 до 5 м лесочной нити.
  • Для триммерной головы с двумя усами понадобится от 1,5 до 3 м. Наматывайте лесочную проволоку в обратную сторону вращения головки.
  • Головка триммера с автозаправкой лесочной веревки заправляется просто: правильно заправьте и зафиксируйте концы. Инструмент в автоматическом режиме выполнит намотку, вам нужно его только включить.

Как перемотать леску с катушки на катушку

Лучше всего не перематывать леску, а сразу поменять на другую. Но если желаете сэкономить — то можно перемотать её задом наперёд — поменять местами рабочую поверхность и ту, которая раньше не работала. Для этого потребуется хотя бы одна дополнительная рабочая шпуля. Её нужно поставить на рабочую катушку. Сначала отрежьте лишний фрагмент шок-лидера, если он пришёл в негодность.

Привяжите шнур на шпулю, этот конец должен оставаться неподвижным, пока идёт перемотка.

Далее протяните лесу через несколько колец удочки. Удерживайте небольшое натяжение, крутите ручку и перематывайте нить.

Передний фрикцион. Сильные стороны

По статистике «Магазина Рыбака», большинство покупателей в настоящее время сознательно отдают предпочтение катушкам с передним фрикционным тормозом.

Особенно это касается активных и ходовых способов ловли, ярким представителем которых является спиннинг. Причин тому – великое множество:

Катушки с передним фрикционом компактнее и миниатюрнее. Регулировка тормоза у них осуществляется посредством винта, фиксирующего шпулю, а потому такие катушки гораздо легче и компактнее своих заднефрикционных аналогов

Особенно важно это для тех, кто предпочитает миниатюрные и деликатные способы ловли: 99% ультралайтщиков и микроджиговиков предпочитают купить безынерционную катушку недорого, оборудованную передним фрикционом;
Конструкция переднефрикционных катушек гораздо проще. В них отсутствует множество узлов и агрегатов, без которых задний фрикцион не будет работать, а потому можно говорить о куда бОльшей надежности – чем меньше сложных узлов, тем проще и надежнее конструкция

Особенно данный фактор важен при охоте на трофейную рыбу, когда вышедшая из строя снасть непременно будет означать сход. Эта причина объясняет, почему передний фрикцион выбирают не только любители ловли на легкие снасти, но также и охотники за трофеем – джиговики, троллингисты, любители ловли на крупные воблеры и джерк-бейты;
Переднефрикционные катушки дешевле. Фактор цены никто не отменял, и статистика показывает, что зачастую купить безынерционную катушку с передним фрикционом можно по более низкой стоимости, нежели ее аналог с задней регулировкой тормоза;
Передняя регулировка фрикциона – удел еще и карпятников. Поскольку катушки с байтраннером в задней части предусматривают регулировку усилия срабатывания данной системы, производителю ничего не остается, как перенести узел настройки фрикциона в область шпули.

Способы намотки

Необходимо делать витки в соответствии с профилем шпули. Катушки оснащены инструкцией с правилами эксплуатации. Бобину фиксируют в неподвижном состоянии, обеспечивая ее свободное прокручивание.

В качестве стержня используют:

  • карандаш;
  • спицу;
  • отвертку;
  • металлическую трубку;
  • отшлифованную палку.

Существует 3 способа намотки: ровный, с уклоном, хаотичный.

С уклоном

Хвостик нити закрепляют узлом или с помощью фиксатора на катушке. Накручивают, уменьшая шаг ближе к стенке шпули, получая при этом намотку в виде конуса.

Витки делают в соответствии с профилем шпули.

Хаотичный

Чаще всего используется на дешевых катушках. Обороты лески производятся в произвольном порядке. Существует риск ее запутывания, разрыва.

Ровный

Равномерность намотки обеспечивает сход лески с катушки. Особенно это необходимо при использовании плетенки. Мелкие перепады высоты накрутки легко убрать, в крупных стоит монтировать пенопластовую «антипрокладку».

Равномерность намотки обеспечивает сход лески.

Назначение фрикционного тормоза

В настоящее время большинство удилищ, спиннингов и донок оборудованы катушками. Для хорошего улова нужно уметь правильно ими пользоваться. Для кого-то катушка — это только то место, где находится леска или устройство, предназначенное для того, чтобы можно было забросить снасти как можно дальше.

Но для некоторых рыболовов, которые знают зачем нужен фрикцион, это устройство помогает им вытаскивать на берег действительно эксклюзивные виды добычи. Ведь и вправду, гибкая удочка и мастерство при работе с фрикционом гарантируют рыболову поймать большую рыбу и при этом не сломать снасти, не оборвать леску и не погнуть крючки.

Как правило, катушки состоят из:

  1. сплошного корпуса, сделанного из металла, пластмассы или углепластика, с механизмом внутри и специальным креплением к удилищу;
  2. ротора, который оснащён двигающейся скобой лескоукладчика;
  3. неподвижной шпули для хранения лески;
  4. ручки, которая приводит в движение весь механизм;
  5. фрикционного тормоза.

Фрикционный тормоз — один из важнейших узлов безынерционной спиннинговой или фидерной рыболовной катушки, который предназначен для сохранения лески от повреждений, а снасти и удилища — от нарушений целостности при сильной нагрузке. Также фрикцион выполняет сглаживание резких движений рыбы и не даёт ей улизнуть. Благодаря фрикционной системе удалось использовать более тонкие лески для поимки более крупной рыбы.

Правильная настройка фрикциона

На удивление, многие рыболовы игнорируют устройство фрикционного тормоза, потому что не умеют его настраивать либо не хотят им пользоваться. А некоторые рыбаки просто забывают о нём, пытаясь поскорее выловить свой заветный трофей. Также, к сожалению, существуют и те рыбаки, у которых просто нет средств на хорошие катушки и приходится покупать дешёвые и некачественные, изготовленные не лучшим образом и быстро выходящие из строя. В итоге получается так, что в одном случае тормоз полностью закручен, в другом — слабо либо не закручен вообще.

Для тех, кто не умеет пользоваться фрикционом, существует следующая технология настройки:

  1. Катушка с намотанной на неё леской крепится на удочку, затем леска продевается через пропускные кольца и привязывается к чему-нибудь неподвижному.
  2. Дугу лескоукладывателя сбрасывают. Удочка ставится под углом 45 градусов и дугу закрывают обратно.
  3. Медленно вращаем ручку катушки до тех пор, пока кончик удочки не согнётся.
  4. Поворачивая против часовой стрелки регулировочный механизм фрикциона, находим момент его срабатывания.
  5. Небольшими рывками удочки на себя нужно проверить, выпускается ли леска из катушки. Таким образом, фрикцион должен сработать раньше, чем наступит максимальное натяжение, при котором может произойти обрыв.

Тем не менее, на этом проверка на берегу не заканчивается. Имеется ещё несколько немаловажных деталей настройки непосредственно в процессе ловли:

  • После подсечки рыбы, которая постепенно начинает уходить от берега, нужно следить за тем, сколько осталось лески на катушке и понемногу зажимать регулировочный винт фрикциона. Таким способом создаётся сопротивление, и рыба быстро устаёт, что позволит поскорее вытянуть её на берег.
  • При вываживании рыбы существует угроза самостоятельного затягивания фрикциона. Вследствие этого возрастает усилие на леску, из-за чего она просто не выдерживает и рвётся. При таком случае рыбаку постоянно нужно следить за шпулей и при необходимости откручивать регулировочный винт.

Передний и задний фрикционные тормоза безынерционных катушек, какой лучше?

Существует два типа фрикционных тормозов у безынерционных катушек:

Оба имеют право на жизнь и активно используются как в фидерной и карповой ловле, так и в спиннинге или в любом другом способе ловли.

Тем не менее оба эти фрикционных тормоза отличаются друг от друга как с технической точки зрения, так и в удобстве использования в разных способах ловли.

Передний фрикцион больше подходит для спиннинговой ловли (чаще ультралайта). Он более чувствителен, чем задний фрикцион и лучше покажет себя в ультралайтовой ловле, тогда как задний фрикцион, возможно, не среагирует на очень тонкую настройку и резкие рывки мелкой рыбы. Но у переднего фрикциона также есть недостаток – его менее удобно регулировать во время вываживания рыбы. Значительно проще повернуть рукоять заднего фрикциона, нежели переднего.

Задний фрикционный тормоз чаще используется в фидерной, карповой, троллинговой ловле. Задний фрикцион менее чувствителен, чем передний, но на крупной рыбе и более тяжелых снастях высокая чувствительность и не нужна. Поэтому любой из способов ловли, где используются монолески толще 0.2 мм в диаметре вполне могут использовать задний фрикцион и никаких проблем с чувствительностью не будет.

Рейтинг безынерционных катушек – время взглянуть на наш топ лучших спиннинговых катушек.

Поэтапный процесс намотки лески на катушку

Разберем, как же намотать леску на спиннинг:

  • Для начала процесса потребуется установить бобину на закрепленный стержень, в качестве которого может служить спица, карандаш либо отвертка;
  • Вращению бобины не должно ничего препятствовать;
  • После, леску продевают через все кольца на удилище и крепят ее на конце;
  • Путем обмотки вокруг, на шпуле крепится леска и начинается процесс намотки, после поднятия душки лескоукладывателя;
  • После чего плавно поступающими движениями требуется вращать ручку, и контролировать, чтобы леска находилось в постоянно натянутом положении, чтобы не пораниться во время придерживания рекомендуется использовать рукавицы;
  • Чтобы не происходило самосброса и образование «бороды» нельзя доводить намотку до краев бортиков, требуется оставлять зазор 2 мм, но не более 5 мм, так как это оказывает влияния на результативность ловли рыбы и дальность заброса.

Цилиндрическая укладка

Такая геометрия распространена практически на всех катушках после приобретения, так как считается универсальной. Риск создания бород сведен к минимуму, трение о бортик шпули небольшой, как и трение при сходе лесы. Если не удается обнаружить маркировку изготовителя, зазор намотки – не более полутора миллиметров.

Цилиндрическая укладка считается наилучшей для фидерных оснасток, когда масса кормушек лежит в диапазоне 40-180 г. Также подходит для матчевой ловли при условии, что насадка забрасывается на короткие или средние расстояния. Неплохо зарекомендовала себя и в спиннинге.

При этом следует обратить внимание на такие параметры, как способ намотки лесы, которых существует два – виток к витку либо крестообразный. Первый способ получает нарекания за то, что верхние горизонты нити нередко проваливаются в нижние, и при забросе это вызывает затруднения, влияя на дальнобойность

Мы упоминали об этом в статье «Памятка рыболову, как пользоваться безынерционной катушкой».

Также нельзя игнорировать рекомендации производителей по сечению лесы, которую можно использовать на данной модели катушки. Если диаметр слишком большой, вся нить просто не уместится на шпуле, если маленький – приведет к образованию бород.

Последний «бугристый» профиль — самый проблемный и если вы намотали шнур на шпулю и видите эти бугры, то «бороды» будут однозначно. По опыту, самый правильный вариант – это обратный конус, он дает меньше всего проблем со сбросом петель, точнее их практически не бывает. С прямым конусом ситуация – 50 на 50. Если петель нет, то и регулировать ничего не нужно, если катушка нет-нет и сбросит парочку, то нужно регулировать. Как это делать?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий