Электромотор для лодки: как выбрать в зависимости от условий ловли

Преимущества и недостатки

Лодочный электромотор, естественно, имеет свои достоинства, которые и определяют сферу его применения и целевых покупателей:

  • Минимальный вес, позволяющий без каких-либо трудностей переносить его в руках и устанавливать на лодки малой грузоподъемности.
  • Малые габариты, потому он не занимает много места при транспортировке в автомобиле и хранении дома либо в гараже.
  • Отсутствует неприятный запах бензина.
  • Не требует серьезных затрат при эксплуатации, не нуждается в топливе и большом количестве горюче-смазочных материалов.
  • Не нужно проводить консервацию двигателя перед длительным хранением в зимний период.
  • Стоимость полного комплекта электрического двигателя и аккумулятора приблизительно в два раза меньше, чем бензинового мотора.

Кроме того, лодочный электромотор является беспроблемным в процессе использования. Его особенностями при эксплуатации являются:

  • двигатель мгновенно запускается и не требует прогрева;
  • бесшумная работа, не отпугивающая рыбу;
  • подходит для использования на мелководье;
  • высокая маневренность и удобство в управлении.

Нельзя не отметить и минусы электрического мотора для лодки, о которых должен знать любой рыболов, решивший приобрести его в качестве основного:

  • Заряда аккумулятора хватает на одну, реже две рыбалки. Этот нюанс необходимо учитывать, отправляясь в длительный выезд на водоем.
  • Низкая скорость передвижения. Электродвигатель позволяет перемещаться до 5–7 км/ч.
  • Невозможно использовать на быстром потоке, сильном ветре и высокой волне.

Учитывая указанные недостатки электрического мотора, его целесообразно приобретать в качестве дополнительного либо использовать в таких условиях, где рассмотренные негативные факторы отсутствуют.

Электромотор для лодки, что из себя представляет

Как уже понятно из названия, в отличие от топливного мотора для лодки, электродвигатель работает от энергии, передаваемой ему от источника питания. В качестве такого источника используется аккумуляторная батарея (АКБ), поэтому второе название электродвигателя – аккумуляторный лодочный мотор. При этом производители выпускают оборудование, совместимое с напряжением в 12, 24 и 36 В, соответственно, чем выше этот показатель, тем на большую работоспособность рассчитан двигатель.

Конструкция работающих от электричества моторов для лодки довольно проста. Устройство снабжается панелью управления, румпелем, соединительной штангой, двигателем, винтом и ротором. При этом по сути конструкция делится на 2 части: надводную (румпель, панель управления) и подводную (двигатель, винт, ротор). А соединяет их штанга, длина которой свободно регулируется, что дает большие преимущества при передвижении и рыбалке на мелководье. Изготавливается такая штанга из ударопрочных металлов, так что ей не страшны столкновения судна с какими-либо препятствиями.

Электрический лодочный мотор начинает работу сразу после однократного нажатия тумблера. Таким образом, значительно экономится время, которое требуется для запуска топливных агрегатов. Как правило, электродвигатель для лодок располагает 4-5 скоростями для движения вперед и еще 3 передачами для заднего хода. При этом скорости переключаются в ручном или в ножном режиме. Это немаловажный фактор, потому что, например, рыбакам нужны одновременно и свободные руки, и полный контроль управления судном.

Таким образом, конструкция электрических двигателей дает им ряд преимуществ перед топливными приборами. Например, электромотор для надувной лодки позволяет судну плавно передвигаться на водоемах, при этом не отпугивая рыбу шумной работой двигателя. То же самое касается и пластиковых катеров, резиновых лодок и других маломерных суден. В целом плавсредства, на которых установлен подвесной электродвигатель, используют для:

  • троллинга;
  • водных прогулок;
  • рыбалки на спиннинг;
  • перемещения по заросшим растительностью водоемам;
  • подруливания и маневренности на мелководье.

Неплохо себя показывают такие моторы и по мощностным характеристикам. Однако, они несколько специфичны, поэтому рассмотрим скоростные показатели электрических двигателей отдельно.

Тяга и скорость лодки на электромоторе

В отличие от топливных агрегатов, мощность электродвигателей на лодку измеряется не в лошадиных силах и киловаттах, а с помощью специальной характеристики – тяги. Под понятием «тяга» подразумевается максимальная сила, которую способен развить во время своей работы данный электрический лодочный мотор. Причем решающее значение здесь имеют размеры и скорость вращения двигательного винта, на который и приходится основная работа.

Замеряется тяга исходя из расчетов скорости судна и сопротивления воды или ветра и выражается она чаще всего в фунтах (для перевода в кг умножьте фунтовый показатель на 0, 45). При этом с тяговым усилием напрямую связаны водоизмещение и габариты лодки. Чем массивнее плавсредство, тем большей тягой должен обладать мотор. Причем для расчетов берется макс. вес лодки, т.е. масса судна + оборудование + груз + пассажиры.

Но тут же у судовладельцев появляется коварный вопрос: а если поставить мощный электродвигатель для яхты на малую лодку, увеличится ли при этом ее скорость. К сожалению, смекалистых любителей скоростных поездок придется расстроить: увеличение тяги отнюдь не равносильно увеличению скорости. Все дело в том, что лодка с электромотором частично погружена вводу и удерживается на плаву силой Архимеда. А по законам физики развить высокую скорость преодолевая такое плотное сопротивление воды фактически невозможно. Так что выше исходной скорости в 7-15 км/ч (в зависимости от габаритов) судно передвигаться точно не будет.

Лодочный мотор какой фирмы лучше выбрать

Чтобы определиться, какой лодочный мотор лучше среди огромного разнообразия подобных товаров на рынке, эксперты составили рейтинг лучших мировых производителей и брендов, чьи моторы попали в список лучших в 2021 году:

HDX – фабрика находится в крупнейшем морском порту Китая, помимо лодок и моторов производитель выпускает разные виды товаров. Основание предприятия приходится на 1995 год, с тех пор компания сотрудничает с японскими партнерами по производству моторов.

Nissan – японская техника давно славится идеалом надежности и высокого качества, за этот бренд несет ответственность крупная корпорация Tohatsu. Основной упор она делает на выпуск топливных моделей, компактных, но при этом мощных моторов.

Patriot – американская компания была основана в 1973 году изначально для ремонта техники по садовым работам. Позже стала выпускаться собственная линейка товаров, а сегодня лодочные моторы производятся филиалом в Китае

Tohatsu – самый надежный японский производитель техники, и в частности, подвесных моторов для мелкого водного судна. Основано предприятие в 1922 году, каждая модель обладает достойными эксплуатационными характеристиками.

Carver – известный китайский производитель лодочных двигателей. На заводах используются передовые технологии, а продукция соответствует европейским стандартам.

Honda – промышленная компания международного уровня, основанная в 1948 году. Двигатели соответствуют высоким требованиям по охране окружающей среды. Лучшими признаны четырехтактные модели, на российском рынке они продаются по самым доступным ценам по сравнению с конкурентами.

Yamaha – транснациональная японская компания, основанная в 1887 году. Производитель специализируется на огромном ассортименте разных продуктов, среди них и лодочные двигатели подвесного типа. Сегодня фирма может похвастаться 7 типами двигателей широкого функционала.

Mercury – ведущая американская компания по производству инновационных технологий подвесных моторов. Сегодня бренд входит в тройку мировых лидеров по показателям объема выпуска двигателей, лодочные моторы Меркури конкурируют с брендами Yamaha и Honda.

Suzuki – известная во всем мире машиностроительная японская компания, основанная в 1909 году. Исключительным качеством могут похвастаться 2- и 4-тактные двигатели для лодок. Выпуск комплектующих проводится и в Японии, и в Таиланде.

Mikatsu – корейская компания, действующая по канонам ведущих японских производителей. За годы деятельности и 9 лет поставок двигателей на российский рынок выявлен самый низкий показатель брака.

Sea-Pro – российская компания, продукция которой проходит сборку и тестирования в Китае

Подвесные двигатели производятся для этой фирмы заводами TIGER и HiDea, а поставки совершаются по всей Европе, США и Австралии.

Yamabisi – молодая китайская компания, основанная в 2000 году и уже привлекшая к себе внимание аудитории водномоторников. Широкий модельный ряд позволяет удовлетворить запросы любого покупателя.

Hidea – китайская корпорация, специализирующаяся на выпуске подвесных лодочных двигателей профессионального уровня

В год производится около 50000 единиц товаров, проходящих сертификацию по стандартам Международной Системы Качества ISO 9001:2000.

Minn Kota – компания была основана в 30-х годах прошлого столетия, с тех пор она постоянно внедряет новые технологии в производство, может похвастаться собственными запатентованными разработками. Производственные мощности находятся в 16 странах мира.

Jarvis Walker – австралийский производитель, который разрабатывает и организовывает производство рыболовного снаряжения. Лучшие оценки в ассортименте получили электрические двигатели для водного судна из линейки Watersnake.

GreenWorks – эксклюзивный бренд, принадлежащей компании Globe Tools Group, созданной в 1980 году. Штаб-квартира находится в США, ежемесячно мощности по всей стране выпускают больше 650000 единиц товаров.

Intex – американская компания, ведущая деятельность еще с 1964 года. Сначала она выпускала надувные изделия, а сегодня это огромная международная корпорация, выпускающая материалы, высокотехнологичное оборудование и технику.

Электромоторы для лодок ПВХ: плюсы и минусы

Лодочный электромотор для лодки ПВХ

Большая часть лодочных моторов представлены в бензиновых вариантах, они считаются классическими и наиболее популярными на мировом рынке.

Но многие ошибочно полагают, что электрические версии лодочных моторов выдают слабые характеристики и вообще считаются не надежными.

Состоит любой электромотор для лодок из двигателя и винта, а основным источником питания выступает встроенная аккумуляторная батарея.

Чтобы такой мотор лучше переключал передачи, производители часто устанавливают специальную систему управления оборотами.

Передвижение на таком моторе становится более плавным и чувствительным, лодка не дергается и едет ровно.

Также можно не волноваться о состоянии аккумулятора, ведь от перегрузки его защищает питающий мотор.

Бензиновые и электрические модели моторов различаются по своим характеристикам, следовательно, у них разная сфера применения.

Электрические моторы считаются достаточно качественными и имеют большой ресурс работы, но очень важно следить за ключевой деталью — аккумуляторной батареей. Лучшие электромоторы для лодок считаются те, которые имеют тяговые аккумуляторы

Их можно спокойно разряжать и заряжать множество раз, имеют большой ресурс работы

Лучшие электромоторы для лодок считаются те, которые имеют тяговые аккумуляторы. Их можно спокойно разряжать и заряжать множество раз, имеют большой ресурс работы.

При отсутствии такового аккумулятора можно воспользоваться обычным автомобильным вариантом.

Преимущества лодочных электромоторов

  • Легкий вес, в среднем моторы весят около 10 кг;
  • Запуск проводится быстро и уверенно;
  • На электромоторе можно с легкостью перемещаться по мелководью;
  • Цена на такой мотор в 2 раза меньше обычного бензинового агрегата;
  • Управление и передвижение на электромоторе плавное и качественное;
  • Неприхотливы к обслуживанию и эксплуатации.

Электрическую разновидность не нужно смазывать, также не требуется готовить мотор к зимнему сезону.

Все без исключения модели даже самые мощные практически бесшумные, отличное преимущество. А экологичность давно подтверждена массой исследований.

Недостатки лодочных электромоторов

  • Небольшой запас хода, ведь емкости аккумулятора хватает на 1−2 дня неспешного использования;
  • Лодочный мотор разгоняет лодку до небольшой скорости, в среднем 6−8 км/час;
  • Моторы недостаточно мощные для активного движения, например в сильный ветер практические не тянут лодку.

Характеристики мощности и скорости электромотора

Практически все марки электрических моторов, присутствующих на российском рынке, мало отличаются друг от друга. Их линейки включают в себя модели начиная от маломощных до очень сильных. Главные отличия между производителями заключаются в количестве промежуточных моделей в плане мощности между слабыми и самыми сильными.

Например, линейка моделей марки Outland начинается с отметки 800, это означает, что такие моторы можно использовать на лодках, где максимальная снаряженная масса не превышает показатель в 800 кг. Далее идут модели, способные выдерживать такие нагрузки:

  • 1100 кг;
  • 1300 кг;
  • самый мощный мотор на 1750 кг.

А вот электромоторы марки Minn Kota начинаются с моделей, способных выдерживать массу до 600 килограмм и заканчиваются теми, которые способны перемещать лодки со снаряженной массой в 1200 килограмм максимум.

Например, самый маломощный образец мотора марки Outland – ТЗ 29 имеет тягу 12,7 кг, что примерно равно 0,38 лошадиных сил, а самый мощный имеет показатели в 24,47 кг и 0,85 л.с. соответственно.

Однако помните, что вслепую стремиться к покупке самого мощного электромотора тоже не стоит, ведь чем он мощнее, тем быстрее разряжается аккумулятор. Выбирайте, что вам важнее: ездить быстро, но мало, или долго, но медленно.

Конечно же, немало рыболовов задается вопросом: какую же скорость можно развить благодаря применению лодочного электромотора. Все зависит от таких факторов:

  • размер лодки;
  • ее масса;
  • скорость ветра;
  • загруженность лодки.

Средняя цифра составляет порядка 5-10 километров в час при условии отсутствия ветра. В некоторых случаях на ПВХ-лодке можно развивать скорость и до 12 километров в час, но при условии движения по ветру. Все цифры приведены из расчета того, что вода стоячая, при течении они тоже будут отличаться.

Рекомендации по выбору

Все лодочные электромоторы можно условно разделить на несколько категорий, исходя из их стоимости:

  • недорогие – в пределах 10 тыс. рублей с мощностью до 0,5 л. с. В основном используются в качестве дополнительных к основному средству перемещения. Редко оснащаются вспомогательными узлами для обеспечения более комфортных условий рыбалки;
  • средний ценовой сегмент – до 50 тыс. рублей и 0,8 л. с. В этих пределах представлено наибольшее количество различных видов и марок моторов с функцией плавного переключения скоростей;
  • модели премиум класса – от 50 тыс. рублей, до 3 л. с. Отличаются высокими показателями в плане технической оснащенности, качества сборки и комплектующих, а также долговечностью и максимальной мощностью.

Подбор мотора следует осуществлять, исходя из размера лодки и её грузоподъемности. Так, для плавсредства длиной до 3-х метров и общим весом до 500 кг рекомендуются двигатели мощностью до 0,4 л. с. Соответственно, до 4-х м и 850 кг – 0,6 л. с., от 4-х м и 1000 кг – от 0,8 л. с. и более.

Вычисление мощности электромотора производится в соответствии с максимально планируемой общей массой. Для этого существует несложная формула: вес (включая людей, груз, саму лодку) делим на коэффициент. При небольшой килеватости (до 8-10 градусов) коэффициент равен 25 и, соответственно, 30 при высокой (10 и более градусов).

АКБ

Стоит обратить внимание на общее время работы двигателя, за этот параметр отвечает аккумулятор:

  • батарея емкостью до 75 А/ч позволяет пройти около 12 километров, используя 5 передачу, либо 22 километра на 1-й передаче.
  • батарея емкостью до 100 А/ч – 26 км на 1-й передаче. АКБ свыше 100 А/ч не рассматриваются в силу большой массы и необходимости наличия специальной зарядной аппаратуры.

Бренды: сравнение производителей

Большая часть продукции, представленная на рынке, произведена такими фирмами, как: Minn Kota, MotorGuide Mercury, Yamaha, Hasving, Flower.

Товары от Minn Kota

Универсальные по конструктивному исполнению, что позволяет использование не только в пресных, но также и в соленых акваториях. Различные варианты установки: на транец, в носовую часть судна. Среди профессионалов определенной популярностью пользуются такие модели, как Ulterra и Terrova.

Внешняя эстетика, качественная сборка, крепкие материалы, долговечность, широкий диапазон цен и мощностей вполне заслуженно оценены обладателями товаров данной фирмы.

Товары от Watersnake

Также неплохой производитель, судя по отзывам. Имеется множество малоразмерных вариантов и моделей с жестким корпусом. Ассортимент приятно удивляет своей ценовой гибкостью. Большое количество покупателей по достоинству оценили высококачественные товары австралийского производителя.

Качественное обслуживание по условиям гарантии, несомненно, является дополнительным плюсом.

Конструктивные особенности

Главная черта конструкции любого электрического двигателя, предназначенного для лодок – это ее простота. Стандартный набор ее компонентов выглядит следующим образом:

  • Непосредственно силовая установка. Она погружается под воду и поэтому размещается в гидроизолированном корпусе. Создаваемый крутящий момент передается на гребной винт через роторный механизм. Винты, как правило, используются 2-лопастные. Они обеспечивают достойную тягу и в то же время меньше склонны наматывать водоросли и закапываться в ил;
  • Блок управления (БУ). Через него регулируются все рабочие характеристики, включая направление вращения винта – многие модели имеют в своей конструкции передачу заднего хода;
  • Соединительная штанга (дейдвуд). На ней размещаются и силовая установка, и управляющая электроника. Высота штанги регулируемая, что облегчает движение по мелководью;
  • Механизм крепления. Его тип зависит от способа установки двигателя на лодку.

Жилет спасательный Рыболов Камо EXTREAL 1 820 за 1 шт. Страховочный жилет Сузун (двухсторонний) Helios 1 710 за 1 шт. Жилет страховочный (ЖС-03) AQUATIC 1 999 за 1 шт. -40%

Спасательный жилет SKYLA FLEX Водный спорт 6 180 3 708 за 1 шт. Линь Плавающий плоский 14,0 мм, 900 кг, 25 м, евромоток 18 за 1 м. Жилет страховочный (с воротником) (ЖС-01Х) AQUATIC 3 761 за 1 шт. Жилет страховочный «Рафт» с подголовником, вес до 80кг Белый камень 1 366.08 за 1 шт. Жилет страховочный «Рафт» (Средний) Белый камень 1 170 за 1 шт. Жилет спасательный Юнга PRO до 70кг EXTREAL 1 565 за 1 шт.

Выбрать снаряжение и спасжилеты

Для управления электромотором могут использоваться разные решения. Классический вариант – поворотный румпель с рукояткой газа, отходящий непосредственно от корпуса агрегата. Такой вариант управления прост, однако одна рука в этом случае всегда будет занята. Но на водоемах со сложным дном такой вариант более надежен, ведь постоянно располагаясь у мотора, вы сможете быстрее его поднять.

Если вы рыбачите на движении и с двух рук, то более удобным вариантом может стать вариант с ножным управлением. В этом случае направление и скорость лодки изменяются нажатием на специальную педаль, которая подает команды на БУ. Однако для педали понадобится дополнительное место, поэтому это не самый лучший вариант для совсем небольших лодочек.

Самый продвинутый вариант – это лодочный электромотор с дистанционным управлением посредством ДУ-пульта. Он позволяет задавать нужный рабочий режим из любой точки лодки. Например, можно расположиться на самом носу и оттуда подавать на БУ команды. Такой способ управления используется на наиболее дорогих моделях и оправдан при больших габаритах лодки.

Лодка Алтай 320L под мотор Тонар 40 035 за 1 шт. Лодка Капитан 280Т под мотор (зеленый) Тонар 14 460 за 1 шт. Лодка Капитан 260Т (зеленый) Тонар 13 950 за 1 шт. Лодка Алтай А340 под мотор Тонар 51 030 за 1 шт. Лодка Капитан 280Тс (зеленый) Тонар 17 525 за 1 шт. Лодка ПВХ Компакт Ривьера 3200 СК камуфляж камыш Ривьера 38 970 за 1 шт. Лодка Капитан A320 (надувное дно) зеленый Тонар 39 680 за 1 шт. Лодка Шкипер 280нт (зеленый) Shkiper 280RN green Тонар 14 065 за 1 шт. Лодка Шкипер А260нт (навесной транец, надувное дно) (серый) Тонар 17 805 за 1 шт. Лодка Алтай 400А (серый, надувное дно) Тонар 67 020 за 1 шт.

Выбрать надувную лодку по параметрам

Электромоторы для профессионального использования

Если лодка или катер используется для перевозки туристов, организации экскурсий или водных прогулок, то электрическая установка может оказаться выгоднее двигателя внутреннего сгорания. Экономия достигается из-за более низкой стоимости энергии и практически нулевых затрат на техническое обслуживание.

Установка подвесного лодочного электромотора для профессионального использования Aquamot на небольшой катамаран

Сравнение показывает, что при коммерческой эксплуатации судна переход с бензинового на электрический двигатель окупается за 1-2 года. Однако для этого профессиональный лодочный электромотор должен отвечать определенным требованиям:

  • Иметь высокий КПД – это позволит эксплуатировать его с аккумуляторной батареей меньшей емкости, снизит первоначальные затраты, время зарядки и стоимость потребляемой электроэнергии
  • Быть простым и надежным — электромотор должен выдерживать ежедневную интенсивную нагрузку и иметь минимум лишних функций. Дополнительные возможности, такие как встроенный компьютер c GPS, повышают цену и могут стать источником неисправностей в будущем.
  • Стоимость ремонта и технического обслуживания в течении периода эксплуатации должна быть минимальной

Надежность

Корпуса профессиональных лодочных электромоторов отливают из алюминия, а затем дополнительно наносят многослойное антикоррозионное покрытие. Вал делают из нержавеющей стали, а винт из бронзы. Для защиты от коррозии устанавливают жертвенный анод

В мощных электромоторах для лодок используют асинхронные двигатели переменного тока или BLDC PM электродвигатели, которые также называют вентильными.  Питание вентильных двигателей осуществляется от импульсных источников энергии. При этом импульсы напряжения подаются на обмотки статора в заданные моменты времени – при определенном положении ротора относительно статора. Положение ротора определяют датчики, которые, как и импульсный источник питания, в моторах небольшой мощности находятся на печатной плате, расположенной внутри подводной части электромотора.

Зеленая плата в центре электромотора — электронный коммутатор, который заменяет щетки и кольца. Слева та же плата в увеличенном виде. В окружении воды электронные компоненты иногда работают не стабильно и отказ всего одного элемента на плате влечет за собой выход из строя всего электромотора. Заменять приходится плату целиком — это увеличивает стоимость ремонта, время простоя электромотора и срок его окупаемости при профессиональном использовании

Внутри корпуса трехфазного асинхронного двигателя дополнительных электронных компонентов нет. На долговечность двигателя влияют только подшипники и обмотки, однако качество этих элементов в настоящее время таково, что асинхронные двигатели служат до 50 000 часов без осмотра и ремонта.  Асинхронные двигатели просты, надежны и эффективны. КПД мощного электродвигателя 85-92%, что на 30% выше, чем у двигателя постоянного тока, и на 40-50% больше, чем у двигателя внутреннего сгорания.

Система безопасности электромотора для коммерческих лодок имеет как механические, например, заданный предел прочности киля, так и электронные средства защиты. Электромотор отключается при перегрузке по току, при пониженном и повышенном напряжении аккумуляторов

Экономичность

Два подвесных электромотора мощностью по 11 кВт каждый на небольшом пароме для перевозки пассажиров

Высокий КПД достигается только при последовательном и тщательном улучшении всех элементов электромотора. Потерь мощности стараются избежать во всех узлах. Воздушный зазор в двигателе, конструкция ротора, изоляция обмоток оптимизируют на компьютере так, чтобы электродвигатель подходил для использования на лодках.

Корпуса двигателей и винты проектируют по тем же правилам, что и в коммерческом судостроении. Сначала рассчитывают обтекание подводных частей по трехмерной модели, а затем результаты проверяют на натурных гидродинамических испытаниях.

Редуктор, который устанавливают на некоторых моделях лодочных электромоторов не используют. Вместо этого вал электродвигателя напрямую соединяют с винтом, и конструируют двигатель таким образом, чтобы его обороты совпадали с оптимальными для винта

В результате во время движения электромотор не теряет мощность, не создает дополнительное сопротивление и способен долго работать на одной зарядке аккумулятора

Как установить электродвигатель на лодку?

Электродвижок закрепить на водный транспорт несложно. Мотор фиксируется к любой лодке. Установить можно на навесной транец. Главное – плотно зажать крепежные винты.

Они требуют постоянной проверки на предмет раскручивания. Тогда их придется подтянуть. В случае применения электромотора как дополнительный вариант, его можно установить на нос лодки.

Этапы монтажа:

  • разместить симметрично бортам на расстоянии не менее 5 см ниже дна транспорта, а также 10 см от поверхности воды. Зафиксировать;
  • заложить герметик (силиконовый) в отверстия для крепления;
  • произвести крепеж винтами, приложить усилия для недопущения самопроизвольного раскручивания.

Отметим! Несоблюдение правил монтажа может привести к проблемам. Например, отсоединение мотора, занижение оборотов.

Правила эксплуатации

Пользователи лодочных электродвигателей выделяют несколько правил эксплуатации. Их соблюдение позволит увеличить срок службы мотора, а также обезопасить себя от ненужных расходов на ремонт и прочих неприятностей:

  1. Используя электродвижки, имеющие ступенчатое переключение, нельзя резко «перепрыгивать» на другой режим скорости. Советуют плавно переключать, не меняя порядок. Движок, а также аккумулятор не терпят скачков оборотов.
  2. Груз, перевозимый в лодке, следует равномерно распределять. Так двигателю будет легче справляться с нагрузками.
  3. Рекомендуют чаще пользоваться третьей скоростью во время движения, что позволит сэкономить заряд аккумулятора.
  4. После окончания сезона ловли с помощью лодки, двигатель требуется высушить, предварительно сняв винт.
  5. Во время пользования движок смазывать не требуется.
  6. В винте электромотора должно быть столько лопастей, сколько записано в инструкции. В случае нехватки, винт меняется.
  7. В случае возникновения проблем в работе лодочного движка, надо срочно обратиться в сервисную службу.
  8. Щетки электродвигателя подлежат периодической замене. За их состоянием нужно обязательно следить.
  9. Необходимо проверять винт, чистить его от мусора, водорослей, а также грязи.
  10. Несколько раз в год надо проводить техобслуживание двигателя. Сушить, смазывать привод.

Мощность лодочного электромотора

Мощность электродвигателя указывается в лошадиных силах, а также тяговом усилии. Последние показатели выводятся при замере максимального груза, который может перевозить транспорт при включении у мотора наивысшей нагрузки.

Обозначается фунтовая тяга lbs. Но отечественные магазины переводят lbs в привычные лошадиные силы или килограммы для российских покупателей.

Полезно знать! Лодочные моторы имеют мощность от 0,45 до 3 лошадиных сил. Чем выше показатель мощности, тем большие грузы сможет перевозить транспорт. Но и аккумулятор потребуется помощнее.

Зарядка электродвигателя

Лодочные аккумуляторы имеют повышенную чувствительность к слишком частой зарядке. Данные батареи нуждаются в правильном поддержании тока. Из-за этой особенности владельцам электродвигателей для лодок нужно зарядное устройство, имеющее опцию автовыключения.

Оно должно оснащаться вентилятором, который сможет не допустить перегрева платы. Сила тока при зарядке должна соответствовать 1/10 от емкости. Максимальное время полной зарядки – 10 часов.

Выделяют три вида зарядки аккумулятора движков для лодок. Информация об условиях использования поможет правильно выбрать зарядное устройство:

  1. Циклическое использование, а также зарядка от генератора (можно применять зарядное устройство).
  2. Смешанный режим эксплуатации, когда осуществляется поддерживающая зарядка. В данных условиях зарядка либо внешний регулятор иногда включаются благодаря неглубоким разрядам.
  3. В условиях хранения зимой батареи не подключают к нагрузке. Или используется поддерживающая зарядка.

Время зарядки зависит от размеров водного транспорта, его загруженности, времени службы аккумулятора, мощности мотора и состояния воды, а также погоды.

При благоприятных погодных условиях на небольшой лодке новый аккумулятор даст энергии до 10 часов непрерывного движения. Транспорт при этом может перевозить некоторый груз и 2 человека. При щадящем использовании мотора, не применяя 5 передачу, заряда батареи хватит на целый день.

Существует 2 типа лодочных аккумуляторов – стартовые и тяговые. Ни те, ни другие нельзя разряжать полностью. Разряженные батареи заряжаются до двух часов.

Но так заряд восполнится на 80 %. Понадобится еще 4 часа для 100%-ного восполнения разрядного тока. Время зарядки еще зависит от толщины пластины, а также плотности материала.

Советы бывалых

Опытные пользователи электромоторов отмечают некоторые особенности их применения. Стоит внимательно изучить их, что поможет продлить срок службы двигателя и повысить качество его работы:

  1. На электромоторах со ступенчатым переключением скоростей категорически не рекомендуется «перепрыгивать» с одного режима на другой. Обороты следует переключать плавно и по порядку, поскольку сам двигатель и аккумулятор не любят таких резких скачков.
  2. Все вещи необходимо равномерно распределять в лодке, чтобы мотору было легче тянуть лодку. Так получится «выжать» со своего двигателя гораздо больше.
  3. Желательно чаще перемещаться на третьей скорости. Это существенно экономит заряд аккумулятора.
  4. Необходимо следить за щетками электродвигателя и периодически менять их.
  5. Обязательно нужно следить за винтом и при надобности очищать его от грязи и мусора.
  6. Раз за сезон следует проводить техническое обслуживание мотора, просушивая и смазывая привод.

Соблюдение этих простых правил и рекомендаций позволит продлить срок службы электрического мотора, и рыболову не придется нести дополнительных растрат на его ремонт.

https://www.youtube.com/watch?v=zrKgfzl2OEYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Лодочный электромотор — часть 1 (от братьев Щербаковых) (https://www.youtube.com/watch?v=zrKgfzl2OEY)

Поделиться

more

Заключение

При выборе двигателя для моторной лодки следует принять к сведению, что есть несколько типов, которые в зависимости от своих конструктивных особенностей могут эффективно работать не на всех лодках. Прежде всего, нужно определиться с мощностью, которая необходима для того, чтобы двигатель работал в нормальном режиме. Также имеет большое значение дейдвудное устройство, которое определяет высоту погружения винта в воду. Для каждого типа лодки разработаны подходящие типоразмеры двигателей, которые обеспечивают правильную работу винта. Также следует учитывать тип управления двигателем, который может быть удалённым или непосредственным при помощи рычага на моторе.

Некоторые лодки могут переходить в движении на глиссирование. Такой режим достигается при большой скорости и позволяет уменьшить гидравлическое сопротивление, которое возникает при движении. Лодка во время такого режима приподнимается над водой и получает воздушную подушку. Для обеспечения такого эффекта нужен хороший запас мощности в двигателе. Поэтому перед покупкой мотора нужно учитывать, что нужно иметь небольшой перевес мощности. Также этот запас пригодится для тех ситуаций, когда лодка будет перегружена.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий