Как настроить фрикцион на катушке

Параметры устройств

Любая катушка обладает рядом параметров, главными из которых являются размер катушки, её лесоемкость и передаточное число. Также к параметрам относят способ укладки лески, плавность хода и материал, из которого сделано то или иное изделие. Рассмотрим параметры более подробно.

Материал и масса

Катушки могут быть сделаны из металла или из пластика. Естественно, пластик более легок; за счёт этого вся снасть весит меньше и её можно применять для ультралайтовой ловли.

Металлические катушки более тяжёлые и зачастую имеют большие габариты; но они и более прочные. Кроме того, по ним леска скользит лучше, следовательно, для дальних забросов они подходят в большей степени.

Внимание! Не последнюю роль материал, из которого делаются катушки, играет в их стоимости. Если стоит вопрос о покупке бюджетной модели – предпочтительно выбрать изделие из пластика

Лесоемкость и размер

Размер катушки определяет количество лески, которое она может вместить. Чем толще леска, тем размер катушки должен быть больше. При использовании тонкой лески нет необходимости в моделях большого размера.

Размер катушки традиционно выражается в тысячах. Этот параметр напрямую связан с лесоемкостью. Например, катушка размером 3000 вмещает в себя 100 м лески толщиной 0.3 мм или 200 м лески толщиной 0.15 мм. Лесоемкость такой катушки соответственно равна 100/0.3 или 200/0.15.

Для легких удилищ выбираются модели размером не более 2500. Крупная рыба может потребовать размера от 3000 до 5000. Большие размеры применяются для ловли очень крупных экземпляров или для рыбалки на море.

Способ укладки и подачи лески

Безынерционные катушки имеют два типа укладки лески:

  • с бесконечным винтом (червячная подача);
  • с кулисой (кривошипно-шатунная подача).

При нормальной реализации механизма лесоукладки оба варианта обеспечивают ровную намотку лески без провалов и горбов.

Гораздо важнее способ намотки лески на шпулю; он бывает либо прямолинейный, либо перекрестный. Первый позволяет увеличить вместимость шпули за счёт того, что витки укладываются друг на друга. Правда, при этом велика вероятность образования «бороды». Второй вариант лишен этого недостатка, однако вместимость шпули при этом немного уменьшается.

Передаточное число

Одна из самых важных характеристик, показывающая, сколько оборотов сделает лесоукладыватель за один оборот рукоятки. Обозначается двумя цифрами: 1:5.2 – за один оборот рукоятки лесоукладыватель делает 5.2 оборота.

Безынерционки и мультипликаторы разделяются по этому параметру на 3 группы:

  • скоростные (передаточное число от 1:6 до 1:7.2);
  • универсальные (от 1:4.7 до 1:6);
  • силовые (1:4 – 1:4.7).

Выбор катушки по данному параметру достаточно прост: для ловли мелкой добычи используются скоростные модели, крупной рыбы или хищников – силовые. В остальных ситуациях рекомендуется пользоваться универсальными моделями.

Плавность хода

В общем случае плавность хода зависит от количества подшипников в изделии и качества их изготовления. Подшипники обеспечивают лёгкий ход лески, устраняют люфты и продлевают срок службы изделия.

Количество подшипников может быть от 1 до 13. И не обязательно, что чем их больше, тем устройство лучше или долговечнее. В данном вопросе всё определяется продуманностью конструкции и качеством изготовления.

Однако существует один важный нюанс: хорошая плавность хода и долговечность будет у тех моделей, у которых подшипники установлены в ролике лесоукладывателя и непосредственно на катушечной оси.

Что такое фрикцион на катушке

Для чего предназначен фрикционный тормоз на катушке что это такое знают наверняка как опытные рыболовы, так и начинающие. Но правильная настройка фрикциона для новичков может оказаться непосильной задачей. Однако не стоит отчаиваться. Рано или поздно вам придётся столкнуться с этим вопросом. И когда вы научитесь, то поймёте, что ничего сложного в этом нет.

Принцип работы

Как правило, все выпускаемые сегодня безынерционные катушки оснащены так называемым фрикционным тормозом. Он позволяет стравливать леску под определенным усилием. Перед каждой рыбалкой стоит отрегулировать его под конкретную снасть.

  • Увеличивается шанс на поимку трофея.
  • Снижается количество обрывов лески и вероятность того, что крючок разогнется.

Классификация

Рассмотрим расположение фрикциона на катушке и что такое устройство дает рыболову.

Различают безынерционные катушки с передним и задним фрикционным тормозом. Если первые, как правило, используют для спиннинговой ловли, то вторые для фидерных удилищ. Существует также система, сочетающая два этих тормоза. Она называется байтраннер.

Каждая из систем имеет право на жизнь и обладает своими положительными и отрицательными чертами.

Передний фрикционный тормоз более чувствительный, чем задний.

  • Регулировка производится с помощью специального винта, крепящего шпулю. Из-за этого приходится тратить значительное время для её смены.
  • Считается, что катушки с передним тормозом более надежны, так как оснащены механической схемой.
  • В таких катушках за счет подкладывания шайб под шпулю возможна регулировка намотки.
  • Позволяют регулировать снасть даже во время вываживания.
  • Смена шпули осуществляется простым нажатием.
  • Стоимость шпули значительно ниже.
  • Отсутствуют прижимная шайба и гайка. В процессе смены шпули есть риск потерять их.

Байтраннер позволяет гасить резкие рывки рыбы до подсечки. После подсечки нужно переключаться на передний фрикцион.

  • Такие катушки совместно с маркерным поплавком можно использовать для проверки глубины водоема.
  • Препятствует падению удилища в воду с подставки.
  • Сам механизм за счет более точной балансировки менее подвержен вибрации, работает более плавно.

Назначение одиночного заднего и переднего фрикциона сводится к вываживанию рыбы после подсечки. В случае использования байтраннера назначение переднего фрикциона – вываживание, а заднего — регулировка усилия свободного вращения шпули до подсечки.

На сегодняшний день на рынке рыболовных катушек появились модели с тремя фрикционами.

  • Третий «тормоз борьбы» предназначен для вываживания крупной рыбы.
  • У каждого из трех тормозов трещотка звучит по-разному. Тем самым, рыбаку легче определить, какой из фрикционов работает в данный момент.

Настройка и регулировка

Система стравливания лески призвана создавать определенное усилие при стравливании лески. Необходимо настраивать её таким образом, чтобы избежать обрыва снасти.

  1. Для начала стоит привязать основную леску к дереву или любому стационарному предмету.
  2. Натягивая удилищем основную леску стоит регулировать винт фрикционного тормоза.
  3. Идеальным будет соотношение, когда ваша система торможения лески начнет срабатывать на 1 килограмм меньше, чем разрывная нагрузка основного шнура.
  4. Опытные рыболовы для этого используют безмен. Сначала им проверяют фактическую разрывную нагрузку лески, а потом подстраивают фрикцион на меньшее усилие.

Не стоит настраивать стравливание прямым натяжением лески от катушки без использования удилища. Во время вываживания часть нагрузки ложится на сам бланк. Тем самым такая регулировка будет не вполне достоверной.

И все же какими бы чертами не обладали те или иные катушки, выбор остается всегда за вами.

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная «тактическая» задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки — ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Настройка байтраннера

Чтобы настроить байтраннер, в первую очередь нужно определить, как вы будете его использовать.

Если вы используете катушку с байтраннером в карпфишинге, например, на коммерческом водоеме, то его функция состоит в том, чтобы при поклевке карп, или другая крупная рыба не утащила снасти в воду, а протащила приманку без сопротивления, до тех пор, пока вы не совершите подсечку, в таком случае спусковой механизм должен быть максимально расслаблен, в то время как фрикцион настроен под разрывную нагрузку поводка.

Соответственно рыбалка происходит по следующему алгоритму: перед тем как совершить заброс вы настраиваете фрикцион, ослабляете максимально байтраннер, но, ВНИМАНИЕ! Выключаете его перед забросом, это делается для того чтобы при забросе тяжелой оснастки шнур или лека не повредили пальцы. Далее вы производите заброс приманки, выматываете слабину, устанавливаете удилище на подставку с сигнализаторами и только после этого включаете baitrunner

Затем, когда сигнализатор проинформировал вас о поклевке, вы подходите к удилищу, берете его в руки после этого либо сбросом флажка, либо оборотом ручки выключаете байтраннер и совершаете подсечку. Вываживание рыбы при таком способе происходит с помощью фрикциона

Далее вы производите заброс приманки, выматываете слабину, устанавливаете удилище на подставку с сигнализаторами и только после этого включаете baitrunner. Затем, когда сигнализатор проинформировал вас о поклевке, вы подходите к удилищу, берете его в руки после этого либо сбросом флажка, либо оборотом ручки выключаете байтраннер и совершаете подсечку. Вываживание рыбы при таком способе происходит с помощью фрикциона.


Настройка байтраннера зависит от целей его применения

Второй случай-если вы выбрали катушку с байтраннером для контактной ловли, например, спиннинга или классического фидера. При такой рыбалке рыба подсекается сразу в момент поклевки.

Для такой ситуации байтраннер следует настраивать примерно под максимальную разрывную нагрузку снасти. Для этого собирается удилище с катушкой, конец лески привязывается к дереву, байтраннер ослабляется и начинается “вываживание” дерева, одновременно с этим постепенно затягивается спусковая система до того момента, когда вы почувствуете что нужное усилие достигнуто.

Фрикцион в таком случае настраивается немного тяжелее, чем байтраннер. После подсечки долгожданного трофея первое время вы производите вываживание с помощью байтраннера, когда рыба устает, он выключается, и остается фрикцион, на случай если, как это обычно бывает, соперник предпринимает последнюю попытку уплыть уже возле подсака.

Watch this video on YouTube

Подводя итог, хочется сказать, что безынерционные катушки с байтраннером -это отличный выбор для рыболовов-любителей, которые ездят на рыбалку прежде всего за отдыхом и общением с друзьями и родными. Эта снасть позволит вам спокойно отвлекаться, не боясь потерять снасть или пропустить поклевку. Но и продвинутые любители также оценят все преимущества системы мгновенного сброса лески или плетенки.

Как намотать леску на безынерционную катушку

Протягиваем конец лески через все кольца удилища, начиная с самого маленького на вершинке спиннинга;

Откидываем кольцо лесоукладывателя и привязываем леску к шпуле, применяя надёжный самозатягивающийся узел;

Важно! Шпуля должна вмещать достаточное для дальности заброса количество шнура, с таким расчётом, чтобы до конца её кромки, после его укладки, оставалось свободным пространство минимум в два миллиметра. Это расстояние позволяет забрасывать оснастку без хаотичного сброса колец

Для матчевых и болонских снастей применяют в основном лески. Лески используют более мелких диаметров и иногда, для достижения оптимальной намотки объёма, применяют подкладочную подмотку, так называемое основание, из материала большего по диаметру, чем основная леска.

Важно! При покупке катушек в обязательном порядке обращают внимание на состояние поверхности шпули, которая должна быть гладкой и не иметь даже малейших шероховатостей. В противном случае данные несоответствия приведут к ощутимым дефектам и лески и шнура

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

Комментарии

У заднего и переднего фрикционов совершенно различное назначение. Передний фрикцион работает при вываживании, а задний — после поклёвки до начала вываживания. Задний фрикцион имеет смысл только в катушках с системой «бейтраннер» и работает только при включённом «бейтраннере». При начале наматывания лески ручкой (при вываживании) «бейтраннер» автоматически отключается, и катушка переключается на передний фрикцион.

Варианты катушек:1 — с передним фрикционом;2 — с задним фрикционом;3 — с передним и задним фрикционами одновременно (система «байтраннер»).Назначение переднего и заднего фрикционов в вариантах 1 и 2 одинаковое — используется при вываживании рыбы (после подсечки).Назначение переднего фрикциона в варианте 3 — вываживание, назначение заднего — регулировать усилие свободного вращения шпули до подсечки

1 и 2 — это не варианты. Это просто катушка с одним фрикционом

Где располагается ручка регулировки этого фрикциона — не так уж и важно. Ясно, что и сам фрикцион размещается в разных местах — в шпуле и на заднем конце оси, но в случае одного фрикциона это совершенно эквифаллично

А вот 3 — это и есть второй вариант — катушка с двумя фрикционами — передним и задним. И назначение фрикционов диктуется их расположением: передний — для вываживания, задний — до подсечки.

Глубокомысленные размышления о различиях типов фрикционов у катушек с одним фрикционом могут создать впечатление о существенных различиях этих типов, влияющих на выбор катушки. Это, однако, неверно.

1 и 2 — это варианты расположения фрикциона в катушке. Естественно, это просто катушка с одним фрикционом (кто же спорит?). Но не всем рыболовам, скорее даже наоборот, эквифаллично, что у них в руках: катушка с передним фрикционом или задним. О вкусах не спорю, но все недостатки и достоинства указаны выше, в статье. Это, как варианты автомобилей с передним и задним приводом: оба выполняют своё назначение, но по-разному. И различия здесь более понятны, чем в катушках. А чтобы понять различия в катушках (варианты 1 и 2), нужны не глубокомысленные размышления (которые, кстати, Вам не помогли увидеть эти различия), а логическое мышление и/или опыт.Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом».P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом». P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Блин, сожми чуть-чуть свои РАСТОПЫРЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ «опытного рыболова», а то суть постА не виднА!

http://fisher-book.ru/442-kak-nastroit-katushkuhttp://xn--80akhglzhib.xn--p1ai/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE/http://iarybak.ru/snasti/kak-nastroit-katushku-spinningahttp://ranoutrom.com/snasti/spinning/frikcionnyj-tormoz.html

Вспомогательные системы. Расширь функционал!

В общем-то, не фрикционом единым. В настоящее время можно встретить немалое количество моделей, функционал которых различается ввиду наличия всевозможных систем. Более того – некоторые из этих систем являют собой основу для конкретного способа ловли. Впрочем, обо всем по порядку!

Байтраннер

Наверняка вы не удивлены, что именно эта система находится на первой позиции. Байтраннер – это механизм, отключающий фрикционный тормоз и обеспечивающий свободный ход шпули при поклевке рыбы. Реализован он при помощи двухпозиционного рычажка на заднем торце катушки и позволяет в одно касание включить систему. Отключение ее производится либо все тем же рычажком, либо при помощи оборота рукояти катушки. В качестве примера катушки с байтраннером можно привести Korum Rodiac Free Spool Reel 4000 , весьма популярную модель среди рыболовов.

Недостатками таких катушек выделяют габариты и вес, а также сложную конструкцию – регулировка байтраннера, как правило, располагается в задней части модели, из-за чего фрикцион переехал под шпулю, механизм регулировки также обосновался на верхнем торце шпули.

Байтраннер – система, на принципе действия которой основан карпфишинг. Купить катушку с байтраннером недорого следует как карпятникам, так и приверженцам ловли на методные снасти. В классическом фидере его преимущества весьма расплывчаты, а потому здесь он применяется редко. Некоторые рыболовы пускают в ход такие катушки и при ловле на живца – во время поклевки включенный байтраннер беспрепятственно отдает леску вслед щуке, отчего рыба не чувствует сопротивления и без сомнений заглатывает живца.

Система быстрого фрикциона

Вещь, которая, в отличие от байтраннера, пользуется огромной популярностью среди любителей фидерной ловли. Ее принцип действия заключается в возможности быстрого изменения усилия срабатывания тормоза без необходимости настраивать непосредственно сам фрикцион. В любой момент времени, во время вываживания либо же при ожидании поклевки, рыболов имеет возможность как зажать, так и максимально ослабить тормоз относительно того положения, в котором находится фрикцион в конкретный момент времени.

На практике данная система может быть реализована по-разному, и, опять-таки, в зависимости от типа фрикциона:

Катушки с передним фрикционным тормозом оборудуются таким механизмом через реализацию его в шпуле. Варианта здесь – два: классический быстрый фрикцион, а также независимый тормоз, представляющий собой раздвоенный винт регулировки, одна часть которого настраивает фрикцион, а вторая – изменяет его положение относительно текущей настройки;

Заднефрикционные модели оборудуются старым-добрым «флажком» в задней части катушки, который позволяет изменить усилие срабатывания тормоза. На практике подобный алгоритм очень удобен именно во время вываживания, позволяя быстро отдать леску при сильном рывке рыбы, а также при забросе – поджать тормоз, дабы не порезать палец, можно одним движением.

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная “тактическая” задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового  заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки – ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Немного о байтраннере

Байтраннер – это механизм, устанавливающийся на силовых катушках-мясорубках с комбинированным фрикционом. Это очень полезная штука для всех видов рыбалки, где предполагается добыча крупного трофея, но ловля ведется пассивно.

Байтраннер актуален для пассивного фидера, русской донки, троллинга, дорожки и так далее – там, где удилища устанавливаются в стойки, а не находятся в руках рыболова. Особенно жалуют катушки с байтраннером карпятники: их ловля требует многочасового ожидания, зато уж трофеи так трофеи.

Механизм включения байтраннера имеет рычажок, расположенный на корпусе катушки. Он работает следующим образом:

  • Включением байтраннера мы активируем задний фрикцион, затянутый свободно, устанавливаем удилище на подставке и спокойно занимаемся своими делами.
  • В это время клюет крупный экземпляр, и слабо затянутый фрикцион отпускает леску. Если б не было байтраннера, трофей бы просто утащил удилище в водоем.
  • Вы слышите сигнализатор, подбегаете, делаете один оборот рукояти, тем самым передавая управление переднему фрикциону, настроенному на вываживание.

Байтраннер серьезно увеличивает не только стоимость, но и вес катушки, поэтому для ловли в заброс он без надобности.

Как самостоятельно починить катушку

Катушка для спиннинга устроена таким образом, что прежде чем ремонтировать ее в домашних условиях, сначала нужно снять с нее шпулю.


Катушка Ryobi Ecusima

После ремонта все детали необходимо вернуть на свои места.

Как снять шпулю

Прежде чем проводить ремонт катушки для спиннинга своими руками, сначала следует снять с нее шпулю. Демонтаж детали можно провести 2 способами:

  • При нажатии на кнопку на фиксаторе.
  • После отвинчивания фрикциона.

Для снятия шпули с задним тормозом нужно нажать на кнопку фиксатора. Чтобы снять шпулю с катушки, оснащенной передним фрикционом, надо открутить и вынуть его.

Замена рукоятки

Если ручка катушки для спиннинга часто отваливается, ее приходится постоянно заменять. Причем рукоятки теряются при неправильной транспортировке или эксплуатации удочки.

Чтобы заменить рукоять, нужно выполнить следующие действия:

  1. Снять гайку на фрикционе и шпулю.
  2. Снять шестеренки и шайбы, расположенные под шпулей.
  3. Отвинтить рукоять.
  4. Завинтить новую ручку.
  5. Надеть шайбы и шестерни.
  6. Надеть гайку на фрикционный тормоз и на шпулю.

Чтобы рукоять быстро не отвалилась от катушки, рекомендуется покупать модели с допкрепежами в виде втулок или шайб.

Как отрегулировать шпулю

Шпули бывают с 2 видами фрикциона:

  • передним (для спиннинга);
  • задним (фидерный).

Передний фрикцион более чувствителен. Он реагирует даже на еле заметные сопротивления лесы. В итоге на удочку можно ловить и самых маленьких рыбок.

Задний фрикцион менее чувствителен. Он применяется при ловле толстыми снастями больших рыб на фидер, троллинг или при применении мощного спиннинга.

Регулировка механизма работы фрикционного тормоза проводится регулировочным винтом, находящимся сзади или впереди катушки. Чтобы отрегулировать фрикцион, нужно выполнить следующий алгоритм:

  1. Пропустить лесу через лесоукладыватель.
  2. Продеть лесу через кольца удилища.
  3. Закрепить конец лесы.
  4. Включить антиреверс.
  5. Установить удочку под углом в 45 градусов.

С передним фрикционом

Чтобы отрегулировать шпулю с передним тормозом, сначала нужно ее извлечь. Для извлечения элемента катушки надо снять ручку регулятора и открутить фрикцион.

Чтобы отрегулировать шпулю, надо выполнить следующие действия:

  1. Передвинуть шпулю по штоку катушки.
  2. Если шпуля движется вперед, то у стенки проводится наматывание большого количества витков.
  3. На оси под барабаном сверху звездочки трещотки фрикциона насадить 3-5 металлических (пластиковых) шайб. В сумме их высота не должна превысить 5 мм.

Добавляя шайбы, можно менять конусность намотки. Если в комплекте с катушкой шайбочек нет, можно использовать любые нержавеющие (пластиковые и полиэтиленовые).

С задним фрикционом

В катушке с задним расположением фрикциона есть кнопка фиксатора. При нажатии на нее можно снять шпулю.

Чтобы сделать необходимую укладку, надо выполнить следующие действия:

  1. Передвинуть шпулю по штоку.
  2. На оси под барабаном сверху звездочки трещотки фрикциона снять 3-5 шайб.

Для меня самая лучшая безынерционная катушка для спиннинга – это…

Cobra СВ140
22.22%

«Кобра» Spinning СВ 440
0%

«Кобра» СВ 540
0%

Daiwa Crest 4000
33.33%

Stinger Predator
0%

Ryobi
0%

Shimano катана 3000 FD
22.22%

Linnhue
0%

«Фишинг» ROI Anaconda
0%

Другая
22.22%

Проголосовало: 9

Как починить выключатель тормоза на катушке

Когда отказывает антиреверс, рукоять свободно вращается вперед и назад и после включения блокировки. Чаще в катушках на спиннинг стопор выглядит, как обгонная муфта.

Проблемы с антиреверсом возникают после попадания песка, пыли, грязи или при скоплении смазки. Прежде чем починить стопор обратного вращения, надо разобрать муфту, почистить и смазать ее маслом.


Ремонт катушки

Иногда дуга лесоукладывателя начинает самопроизвольно прокручиваться (из положения «заброс» в «подмотку»). Если своевременно не чинить ее, то при ловле рыбы можно сломать удочку.

Чтобы провести ремонт держателя лески на катушке для спиннинга своими руками, сначала нужно подтянуть болты дуги. Если первое действие не помогло, надо снять крышку и добавить ей упругости (прокладкой или пружиной).

Прокладку нужно устанавливать на стержень. Также можно поменять старую пружину держателя лески на новую, более жесткую.

Таким образом, получить большой улов можно и при помощи катушки на спиннинг

Однако важно правильно ее настроить. Также если своевременно не провести ремонт катушки для спиннинга, леска быстро порвется, и хорошего улова не будет

Для чего нужна настройка фрикциона катушки

При правильно отрегулированном фрикционе, поломка снасти или обрыв лески от сильного и резкого рывка рыбы – исключена. При каждом рывке рыбы, фрикцион спускает необходимое количество лески, исключая слабину и тем самым гасит все усилия рыбы, изматывая её и снижая нагрузку на снасть. Остаться без рыбы вы можете только из – за поломки крючка или схода рыбы при долгом вываживании. Поэтому оснащайте наживки либо проверенными вами крючками или покупайте фирменные, чтобы исключить разочарование.

Очень часто мы слышим рассказы типа:

«Щука была настолько большой и сильной, что при резком рывке оборвала мне леску диаметром 0,3». Вывод напрашивается сам собой, либо леска была старой, либо не отрегулированный фрикцион. Когда же задаёшь собеседнику вопрос: «Тормоз на катушке правильно отрегулирован?». Ответ: «Какой тормоз?» или «Я им не пользуюсь, не умею». Очень часто слышу критику катушки, которая прослужила мне верой и правдой два сезона и служит, по сей день, а у других сразу же сломалась. Как правило, фрикцион на их катушках оказывается, полностью затянут.

Виды фрикционов для безынерционок

Вкратце пробежимся по разновидностям фрикционных тормозов:

  • Передний. Фрикционный тормоз этого типа имеет самое простое устройство и применяется преимущественно на скоростных безынерционках. Регулируется он при помощи специального винта, расположенного в передней части катушки. Он встроен в шпулю и отдельной замене не подлежит. К достоинствам этого варианта относятся легкость и относительная дешевизна. К минусам – относительно невысокая надежность и склонность к самозатягиванию. Хороший механизм рассчитан в среднем на шаг в 300 граммов за один щелчок регулировочного винта.
  • Задний. Более надежный, но тяжелый и дорогостоящий вариант, которым оснащают силовые катушки. Он расположен позади катушки, там же вмонтирован и регулятор. Такой фрикцион лучше показывает себя при трофейной ловле благодаря надежности и устойчивости заданных значений, однако регулировка менее точная – в среднем 500 граммов на щелчок.
  • Комбинированный. Это катушки одновременно с передним и задним фрикционом, которые переключаются благодаря байтраннеру. Такие катушки очень надежны и удобны, но, к сожалению, дороги и тяжелы. Их используют преимущественно при пассивной ловле.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий